Уважаемые устроители конференции, дорогие братья и сестры, досточтимая Ольга Николаевна!
Мне хочется несколько слов сказать о духовном искусе, который нельзя допустить, и хотелось бы вспомнить два примера, два события. Во-первых, сегодня праздник всех Святых, в земле Российской просиявших, и в Москве находятся мощи святителя Николая, в храме Христа Спасителя. Не секрет, что отношение к этим мощам, там находящимся, двойственно. С одной стороны, мы видим огромный, многотысячный поток паломников из Москвы и Подмосковья и многих городов. Мой товарищ, священник из Кубанской епархии сегодня здесь, привез автобус паломников для поклонения. С другой стороны, есть настроение, и исповедь приходилось принимать, что не надо это поклонение устраивать, что из таких нехороших рук, из таких источников, как еретики, латиняне, католики, мы святыню брать не должны после Гаваны, после Крита, после недавних событий смутительных. Приходится объяснять, что святыня все равно требует поклонения. Если мы откажемся это поклонение истинным мощам предоставить, то мы похулим Бога, похулим святителя Николая и окажемся сами вне Церкви. Так вот, если мы должны поклоняться истинным мощам, то какой же великий соблазн будет, если нам будет предложено поклониться мощам ложным! Вот на этом контрасте: святитель Николай, который вопреки всем смущениям все-таки призвал к себе православную общественность, многие тысячи людей, и это поклонение принимает, и я сам служил со своим приходом, со своим хором позавчера молебен там, замечательно, тепло мы помолились. Но я не могу пойти, если мне будет предложено, на поклонение к лжемощам, в которых я не только не уверен, а которые вызывают лично у меня смущение, как у человека знакомого с информацией о их обретении.
Святейший Патриарх Кирилл на Епархиальном собрании в декабре назвал одну книгу, автор Юрий Григорьев. Он цитирует воспоминания Авдонина об обретении тех самых «екатеринбургских останков». Можно ли после этого им верить, как истинным, достоверным, благодатным и священным. Цитата: «1 июня 1979 года, Поросенков лог. «После выемки первого слоя на 15–20 см грунт сильно увлажнился, и стала собираться глинистая жидкость в углубленных местах раскопа. Еще через одно углубление, сантиметров через 30, поверхность раскопа стала сильно увлажненной, и на ее поверхности проступила как бы сильно заржавленная металлическая вещь… Это тазовая кость… Работа прервалась… Но вернувшись к раскопу, мы оцепенели от испуга: яма почти полностью наполнилась водой»... «Меня охватила жуть. Нащупывались сплошные массы костного вещества… Геннадий Васильев пытался отчерпывать грязную воду с помощью лопаты и худого ржавого ведра, найденного здесь же, среди завала дороги. Получалось неважно, вода убывала плохо, все прибывала и прибывала. Пришлось добывать останки из глинистой массы. Запустив руки по локоть в глинистый раствор раскопа, я нащупал что-то объемное, похожее на череп. Захвативши двумя руками это что-то, я с помощью Геннадия Васильева отделил его от кучи костей и вытащил из глинистой массы… череп… В раскоп спускается Песоцкий, тоже долго шарит в мутном растворе и… вытаскивает череп… В раскопе снова Вадим. Он долго-долго что-то выискивает и извлекает третий череп… Появилось предложение „прекратить поиск в мутной воде“… Очень быстро закрываем раскоп…».
Итак, в мутной воде, запустив руки по локоть, три разных человека, собравшихся на эти самостийные дела, что-то вытаскивают. А что потом, как написано в этом свидетельстве? Потом они решают, куда же девать три черепа. Их в ящик складывают и туда обратно погребают, чтобы через 20 лет их извлечь.
Это подлог! Это просто элементарное подбрасывание неких останков, каких надо, может быть, Царских, может быть, не Царских. Но как можно верить таким совершенно научно недобросовестным, мягко говоря, действиям, с нарушением всех норм, без свидетельств, без описания! То есть три энтузиаста, руки по локоть, что-то там вынимают, потом что-то фотографируют, что-то представляют и обратно закапывают. Простите, нужны какие-то более веские свидетельства. Считать это истинным обретением мощей невозможно. Как в истории Церкви было засвидетельствовано всегда и везде принадлежность тех или иных останков к священным? Ну конечно, по чудесам. Хоть одно чудо кому-то известно от «екатеринбургских останков»? Я не слышал даже ничего подобного. От мощей святителя Николая — известно.
Кстати, об этом я хотел бы пару слов сказать. О Николае, о двух Николаях в этом году. Похоже, что мы должны почтить мощи святого Николая, но только не великомученика Государя страстотерпца с Августейшим семейством, а того, который вопреки всем соблазнам и искушениям все-таки приехал в наш Стольный град, ребрышком своим, и представлен как святыня для поклонения.
Что про Николу Мирликийского известно? О его мироточении мы узнали в праздник переноса мощей из града Мир Ликийских в град Бари. Когда был вскрыт мраморный саркофаг, оказалось, что останки плавают в этом мире обильном. Греки, которые увозили мощи с Малоазийского побережья, останки взяли, а миро осталось, и весь путь моря от востока солнца и до запада был освящен этим движением. Обильное мироточение на Италийской земле, в Апулее, было засвидетельствовано. Но это мироточение прекратилось, оно прекратилось в середине XV века, и сегодня мощи Николы сухие, это все знают. То, что привозят из Бари туристы и паломники — это просто водичка, омывшая сухие кости.
Почему прекратилось в середине XV века мироточение? Потому что Никола, который посрамил при своей земной жизни Ария, заушив его, посрамил и латинскую ересь. Когда была устроена Ферраро-флорентийская уния, когда не просто было заблуждение о филиокве, а когда пригласили греков, православного Греческого Императора, православного Греческого Патриарха на эту злосчастную унию во Флоренцию и заставили подписать, вот тут-то Никола и посрамляет, забирает благодать: «Я в плену, я среди еретиков, мощи там не могут мироточить!». И это очень сильное, это духовное свидетельство. Потому что то, что воспето, тот обильный поток чудотворения, который через истинные святые мощи есть — его не сокроешь, его никуда не денешь. А когда неправильное, лукавое, просто неправославное устроение заставляет людей подписывать Флорентийскую унию с Римом и прочее — вот тут-то благодать и отнимается.
Поэтому мой духовный взгляд такой, никому не навязываю его: дай Бог нам всем успеть поклониться мощам Святителя Николая Чудотворца, кто не успел — успейте! И дай Бог нам всем воздержаться от поклонения лжемощам. Потому что как есть Христос и антихрист, так есть Святые мощи в Церкви, есть и лжемощи. И мы выпадем из Церкви, если мы воздадим подобающую святыне честь тому, кто ее не только должен получить, но и должен быть обличен, отодвинут как бы. Я не говорю, что «екатеринбургские останки» заведомо грешных людей, не смею так судить. Может, они, туда погребенные как ложный след, как у Григорьева написано, как сонм новомучеников и исповедников в 1930-е годы, достойные люди были, может быть, они пострадали как-то рядом или после. Но называть их Царскими и приравнивать их к Царским, Императорским, это, по меньшей мере, было бы опрометчиво. Я прошу меня услышать и принять мои слова во внимание.
Благодарю за внимание.