Московскiя Въдомости
16+

ДАР МАЛЮТЫ СКУРАТОВА. Алексей ОБОЛЕНСКИЙ

24 Мая 2017, 16:37 # / Статьи / 20727.html

С 25 по 30 мая в Иосифо-Волоцкий мужской ставропигиальный монастырь из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в рамках проходящего в Волоколамском районе Московской области ежегодного Фестиваля-ярмарки памяти преподобного Иосифа Волоцкого, при поддержке культурно-просветительского фонда имени Святого Василия Великого, будет передана для поклонения Волоколамская икона Божией матери – один из наиболее чтимых чудотворных образов Подмосковья.

Подмосковная Иосифо-Волоцкая обитель неразрывно связана с именем своего основателя и первого духовного наставника – преподобного Иосифа Волоцкого (14 ноября 1439-9 сентября 1515), величайшего подвижника и просветителя эпохи русского Средневековья. Глубочайшая вера, пламенность в искоренении ересей, истинное монашеское и социальное служение в сочетании с высочайшей культурой сделали преподобного Иосифа поистине уникальной фигурой в истории Православной церкви. Во многом благодаря его стараниям, русской Церкви удалось избежать страшного кровавого раскола, в котором погрязла, раздираемая религиозными войнами Западная Европа.

Основанный во имя Успения Божией матери преподобным Иосифом в 1479 году в 25 км от Волоколамска при реках Сестре и Спировке, Волоцкий монастырь изначально относился к Новгородской епархии. В выборе места для основания обители преподобный Иосиф руководствовался и тем, что близлежащие села Спирово и недалеко расположенное Язвище-Покровское издревле были вотчинами его предков. До сих пор бытует предание о том, что перед основанием монастыря сильнейшая буря расчистила для него место в непроходимой лесной чаще. Тогда, неподалеку от родника преподобный Иосиф и поставил 6 июня 1479 г. первую деревянную одноглавую церковь с кельями, в которых и жил с первой братией монастыря до постройки в 1484-1486 гг. на нынешнем месте первого каменного Успенского храма. В наши дни здесь высится Успенский собор, возведенный в 1688-1696 гг. «коштом и усердием» московского дьяка Захария Богдана Силина «по своих родителях в вечное поминовение». Строился он московским мастерами под «смотрением» зодчего Приказа каменных дел Кондратия Семеновича Мымрина, известного своими работами по отделке Успенской церкви в Московском Новодевичьем монастыре и возведением Вознесенского собора в одноименном монастыре г. Смоленска.

До наших дней дошли в основном монастырские строения XVI-XVII вв.

Начиная с XVI столетия новая обитель приобретает широкую известность, как среди богомольцев, так и в Московской Великокняжеской семье, и в среде придворной знати.

Кроме того, до 1917 г. окрестности монастыря были местом проведения ежегодных традиционных ярмарок, проходивших на Троицу и 8 сентября. Ярмарки были весьма многолюдными, собирая до 3500 покупателей. Товаров (по состоянию на 1854 г.) доставлялось на сумму до 20000 рублей, половина из которых продавалась.

После революции монастырь был закрыт, а в его стенах размещались в разные годы Детгородовская средняя школа и детский дом. 15 мая 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь возвращен Русской Православной Церкви, а десять лет спустя получил статус ставропигиального.

Одной из наиболее известных и чтимых святынь обители, наряду с мощами преподобного Иосифа Волоцкого, считается чудотворная икона Божией матери Волоколамская (1572), выполненная «царскими живописцами» и являющаяся списком с Богоматери Владимирской, написанной самим Апостолом Лукой,  признававшейся заступницей Русского Царства.

Волоколамской Икона Богоматери по своим размерам (109х75 см) несколько больше своего прославленного прообраза. Приглушенный колорит ее исполнен скорби. Изографы, выполнившие список, повторили не только само изображение, но и тщательно выписали ризу, в которую Владимирский образ был одет в середине XVI века. Воспроизведен в красках и низанный жемчугом венец с очельем (полукруглым лобовым щитком кокошника) и коруна. Именно эти детали и стали иконографическими особенности Волоколамского извода иконы Владимирской Богоматери.

Кроме того, в композицию Волоколамского извода были внесены дополнения, вполне традиционные для древнерусской иконописи. В медальонах на темно-оливковых полях выписаны архангелы Гавриил и Михаил, а внизу — московские святые митрополиты Петр и Иона в белых, несколько тонированных одеяниях. При святителе Петре митрополичья кафедра Русской Церкви была перенесена из Владимира в Москву, а при святителе Ионе Русская Церковь стала автокефальной, независимой от Константинопольского патриарха.

Недаром, митрополиты Петр, Алексий и Иона представлены в Степенной книге (1560-1563) как ключевые фигуры в истории Русского Царства. Именно в годы создания Волоколамской иконы к ним было обращено особое внимание Царя Иоанна Васильевича Грозного. Как следует из Жития митрополита Петра, именно он предсказал Москве великое будущее и был погребен в 1326 году в алтаре строящегося кремлевского Успенского собора, а его мощи стали одной из главных святынь храма. Вслед за прославлением митрополита Петра в 1339 г. последовало его признание как святого покровителя Москвы и всего Московского государства. Лицевой покров на святителя был изготовлен в 1574 году в мастерской московского Новодевичьего монастыря княгиней Иулианией, супругой брата Царя Иоанна Васильевича Грозного.

Покров же на раку митрополита Ионы, впервые поставленного на кафедру без участия Константинопольского патриарха Собором русских епископов и Великим Князем Василием Васильевичем, был создан в 1549-1552 гг. в мастерской первой супруги Грозного – царицы Анастасии Романовны. Сам факт независимого от константинопольских Патриархов, впавших в то время в латинскую ересь и униатство, поставления Ионы стал важнейшим этапом на пути становления автокефалии Русской Православной Церкви, а изготовление покрова с его изображением мастерской Царицы стало свидетельством не только особенного почитания святого в Царском семействе, но и своеобразной данью памяти Царственной четы об этом событии государственного значения. Не будем забывать, что и само рождение Иоанна Васильевича Грозного связывалось с молитвенными обетами, принесенными отцом будущего первого русского царя Великого Князя  Василием Ивановичем московским святителям-чудотворцам.

К 60-м годам XVI века мастерская «Царских живописцев», из которой вышла Волоколамская икона, представляла собой вполне сложившуюся иконописную школу со своими традициями и устоявшимися живописными приемами. Ее сложению во многом способствовал разорительный пожар 1547 года, уничтоживший значительное число памятников Московского Кремля. Как мы знаем, из «жалобницы» протопопа Благовещенского собора Сильвестра, поданной митрополиту Макарию и «всему освященному собору», для восстановления утраченных икон «послал государь по иконописцев в Великий Новгород и в Псков, и в иные города, и иконники съехались, и Царь-Государь велел им иконы писать, кому, что приказано, а иным подписывати». Тогда, по мнению исследователей, и было заложено ядро мастерской, получившей название «Царских живописцев» или «Государевой палаты».

В ней были собраны русские изографы, воспитанные в разных традициях, с разной художественной образностью, разной техникой и различными приемами письма. Несмотря на стремление к единому официальному направлению, добиться единства стиля «Царским живописцам» так и не удалось. «Повествовательность наряду со сложными аллегорическими сюжетами, грандиозность замысла, обусловившая сложные композиционные построения, отличавшиеся вместе с тем дробностью, мелочностью письма, запутан­ностью и перегрузкой деталями одинаково характерны и для фрески, и для иконы, и для миниатюры 50-х—80-х годов XVI века, вышедших из круга «царских жи­вописцев» - писала в своем фундаментальном исследовании историк-искусствовед О.И. Подобедова.

Волоколамский список иконы был выполнен по заказу думного дворянина Иоанна Васильевича Грозного – Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, более широко известного как Малюта Скуратов, одного из руководителей Опричнины. Первое письменное упоминание об образе датируется 1572 годом. Тогда в «записной книге» Иосифо-Волоцкого монастыря появилось не только известие о том, что Малюта пожертвовал обители «образ местный большой Пречистые Богородицы Владимирские», но и сохранилось его пожелание выстроить в монастыре храм в честь сретения Владимирской иконы, на сооружение которого им были пожертвованы деньги и получена грамота с благословением митрополита Кирилла.

Вероятно, в период 1573-1575 гг. (но никак не позднее 1584 г.) игуменом Евфимием (Турковым) в «Обиходнике» монастыря было записано сказание под заглавием: «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». В нем сказано: «Бысть некто вельможа от царъскыя полаты славен и богат зело. Велию веру имея к Богу и Пречистей Богородицы и преподобному Иосифу чудотворцу. Милостыню многу творяше игумену и братии. И обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя. И преже основания церкви послал местную икону Пречистые. Ея ж украсил златом и сребром, и бисером, и многоценным камением, и чюдными кресты, и монисты, и злотые чепи. И Венец Ея чюдне украси, яко дивитися всем зрящим сиянию чудного того образа Богородична... И обет свой хотя исполнити, в лето 7080 (1572) месяца февраля в 26 день посылает чюдотворный той образ от веси и села своего от града глаголема Вяземы во обитель Пречистые реченнаю Иосифов монастырь» (РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128 об.). Там же говорится и о том, что икона «Малютина поставления».

Таким образом, мы доподлинно знаем, что Волоколамский список с Владимирской иконы Божией матери был написан по заказу Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского и из его усадьбы в Вяземах близ Звенигорода перенесен в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г. на 2-й неделе Великого поста, где был торжественно встречен игуменом Леонидом и всей братией обители.

Правда, выстроить надвратную церковь в честь иконы Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский уже не успел, будучи убит 1 января 1573 г. в Ливонии при осаде замка Вайсенштейн (ныне – Пайде в Эстонии в 70 км от Таллинна), лично возглавив приступ крепости. Похоронен он в том же Иосифо-Волоцком монастыре, под лестницей в трапезной Богоявленского храма. Царь Иоанн Васильевич Грозный «дал по холопе своем по Григорье по Малюте Лукьяновиче Скуратове» в обитель крупный поминальный вклад в 150 рублей — больше чем по умершей супруге Марфе Собакиной. Правда, современные исследователи некрополя монастыря полагают, что Малюта был погребен несколько в другом месте: «Среди монастыря подле дорожку» были доски каменные над погребениями Малюты Скуратова, его отца Лукьяна (инок Леонид) и сына Максима».

Обет погибшего Малюты исполнил его племянник Богдан Бельский. Посвященный Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы храм был возведен с северо-западной стороны монастырского Успенского собора. А Волоколамская икона Божией матери продолжала и после освящения Сретенской церкви оставаться у царских врат Успенского собора. Ее украшенный драгоценными камнями и жемчугом оклад подробно описан в «Записной книге» и описи монастырского имущества 1591 г.

Повторения Волоколамской иконы в истории русской иконописи более неизвестны. На протяжении столетий икона продолжала оставаться главной монастырской святыней.

Тотчас по принесении иконы в монастырь, произошло первое чудотворение новой святыни. Слуга Г.Л. Скуратова-Бельского некий «дьяк Петр», сильно разбил голову при входе в собор о железную дверь за свои «бесовские помышления» и «хульные помыслы». Однако, после соборного молебна перед только что вложенным образом Богородицы он исцелился. Сохранились записи и о других многочисленных чудесах, связанных с Волоколамским образом.

В 1954 году икону увезли из Иосифо-Волоцкого монастыря в образованный тогда Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в экспозиции которого она пребывает и по сей день (КП 4465, Инв. 2771-I), будучи отреставрированной в 1961 г. В.Е. Брягиным. 16 марта 2007 года в монастырь была доставлена, выполненная московским иконописцем С.И. Фоминым «в меру и подобие» древнего образа копия Волоколамской иконы. Перед тем как занять свое место в иконостасе Успенского собора она была освящена и приложена к древнему чудотворному образу 1572 г. И только в мае этого года древний образ впервые за 63 года вернется в стены родной обители, благодаря молитвам ее братии и настоятеля архимандрита Сергия (Воронкова), а также бескорыстной помощи и поддержке Русского культурно-просветительского фонда имени Святого Василия Великого и его президента В.В. Бойко-Великого.

 

Список использованной литературы и источников:

 

  1. Антонова В.И. Волоколамская Богоматерь//Очерки по русскому и советскому искусству. – М., 1974. – С. 53-77.
  2. Виноградов П. Летописи Волоколамского Иосифова монастыря. – М., 1888. – С. 25.
  3. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного//Древнерусское искуство. – М., 1970. – С. 222.
  4. Жалобница благовещенского попа Сильвестра//ЧО ИДР. - М., 1847. - № 13. – С. 19-20.
  5. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. – СПб., 1892. – Т. 2. - № 845. – С. 150.
  6. ИРЛИ. Р IV. Оп. 26. № 20. Л. 3 об. – 8.
  7. Мнева Н.Е. Московская живопись XVI в/История русского искусства. - М., 1955. – Т. 3. – С. 542.
  8. Московская икона XIV-XVI вв.: Альбом. – 2-е изд./Авт.-сост. Смирнова Э.С. – Л., 1991. – № 184. - С. 304.
  9. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева/Авт.-сост. А.А. Салтыков. – Л., 1981. – Табл. 143.
  10. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. - М., 1965. – С. 136-137.
  11. РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128 об.
  12. Словарь для утвержденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле. – М., 1788. – С. 74.
  13. Список существующих в России ярманок. – СПб., 1854. – С. 200.
  14. Steindorff L. Speisungsbuch von Volokolamsk. - Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 1998. – Л. 56. – С. 43; Л. 64. – С. 73.

 

Просмотров: 1519
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова