Московскiя Въдомости
16+

Зачем поклонники трубадуров и тамплиеров хотели играть и петь в Соборах Московского Кремля?

11 Апреля 2017, 14:10 # / Статьи / 20710.html

С 3 марта 2017 года в Московском Кремле проходит организованная Музеями Кремля выставка «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель». В Москву привезены витражи известного храма Сент-Шапель, располагавшегося рядом с Дворцом Короля Франции Людовика IX, именующегося французами Людовиком Святым. В этом храме хранились реликвии, которые Людовик Святой выкупил у крестоносцев, разграбивших и разоривших в 1204 году столицу православной Ромейской Империи Константинополь. Самой главной святыней, хранившейся в Сент-Шапель, был Терновый Венец Спасителя, обагрённый его Святой Кровью. Посетители выставки могут увидеть ларец, в котором когда-то хранился этот Терновый Венец. Ныне он пребывает в Соборе Парижской Богоматери, и к сожалению, в Москву его не доставили. На выставке мы можем увидеть прекрасные витражи Сент-Шапель, которые во время богоборческой французской революции 1789 года были выломаны из окон этого храма.

Выставка подчеркивает светские культурные связи  между Францией и Россией, Парижем и Москвой и сама по себе никаких особых претензий или вопросов со стороны православного народа не вызывает, скорее, одобрение. Однако, по загадочной причине, к данной выставке кто-то решил присовокупить два концерта старинной окситанской песен и музыки в исполнении ансамблей музыкального деятеля Данила Рябчикова. И вот эти-то самые концерты почему-то решили провести не где-нибудь, а в Успенском Соборе Кремля, объявив об этом факте довольно широко, но при этом лишь за 6 дней до концерта. Естественно православный народ, Православная Церковь единым духом высказали свое возмущение готовящимся святотатством, осквернением главного Соборного храма страны. Президенту, Премьер-министру, в Генеральную Прокуратуру, в Министерство Культуры посыпались письма и обращения как отдельных православных граждан, так и православных фондов и организаций.

Надо отдать должное: и из Администрации Президента, и из Министерства Культуры, и из Музеев Кремля оперативно откликнулись и исправили ошибку, не допустив каких-либо концертов в Успенском Соборе, за что мы всем, кто участвовал в этом, выражаем глубокую благодарность и признательность.

В тоже время, нас  удивило то, что концерт музыки трубадуров из Успенского Собора  был перенесен в Патриарший Дворец Кремля, в Крестовую Палату, где так же, как и в соборах, пребывают святыни и святые иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святых Угодников и где на протяжении веков Патриархи вместе с многими епископами и священниками Церкви осуществляли особое Церковное таинство – Мироварение. Удивило и то, как могли уместиться в Крестовой Палате все предполагавшиеся зрители и слушатели (а сообщалось, что все билеты на концерт в Успенском соборе были распроданы), ведь Крестовая Палата раз в пять меньше по размеру. Это,  видимо, свидетельствует скорее о том, что концерт затевался для узкой группы лиц, преследующей определенные цели, не связанные с чистой музыкой и песнями (но об этом позже). Не проще ли было бы объявить об отказе от концерта, тем более что вся страна была погружена в траур, связанный со страшным терактом в Санкт- Петербурге. В то же время, и на эту критику работники Музеев Кремля отреагировали справедливо, и второй намеченный на 21 апреля 2017 года концерт пройдет уже в Оружейной палате.

Есть также ряд других обстоятельств, связанных с этими концертами.

Прежде всего, вызывает недоумение состав исполнителей и сам руководитель музыкальной группы, Данил Рябчиков. Можно было бы понять, если бы, наряду с выставкой из Парижа, к нам приехала бы какая-либо парижская музыкальная группа исполнителей старинной музыки и дала бы концерты, аутентичные тем, которые звучали при  дворе Короля Людовика Святого и в храме Сент-Шапель. Но нет, группа предложена наша местная, московская. Может быть, эта московская группа имеет какие-то культурные связи с Парижем, с Сент-Шапель? Нет, не имеет. Более того, она занимается музыкой, прямо противной и неприемлемой для Людовика Святого и для храма Сент-Шапель и может рассматриваться в некоторой степени как провокационная в отношении Франции и ее национального героя.

Все дело в трубадурах. Кто-то при слове «трубадур», возможно, вспомнит одноименную оперу Верди  (весьма запутанную сюжетно), но для большинства россиян слово «трубадур» ассоциируется прежде всего с мультфильмом сценариста Василия Ливанова «Бременские музыканты» и его героем, бродячим музыкантом, который вместе со своими «друзьями-музыкантами» Ослом, Котом, Псом и Петухом похищает принцессу из королевского замка. Однако, надо заметить, что это чистые фантазии В.Ливанова, возможно в какой-то степени навеянные оперой. В самой сказке про бременских музыкантов речь вообще идет только о животных. И в бременской земле Германии никогда не было трубадуров, в отличие от других странствующих музыкантов.

Настоящие трубадуры — это, как правило, не бродячие музыканты.  Это сочинители стихов и песен на окситанском языке, исполнявшие их под аккомпанемент струнно-щипковых инструментов. И все тут важно: и место, и время, и язык. Музыка трубадуров напрямую связана с Провансом (по-старинному, Окситанией), которая в состав Франции во времена Людовика Святого не входила, а управлялась своим прованским Графом. Более того, музыка эта сочинялась всего лишь немногим более полутора сотен лет, и ее расцвет пришелся на время правления деда Людовика Святого, Короля Филиппа II. Именно в то время в Провансе расцвела катарская ересь.  Но ни при деде, ни при отце, ни при самом Людовике Святом трубадуров в Париже не принимали и песни их не слушали, во-первых, потому что пели они на окситанском, а не на французском языке, во-вторых, свои таинственные песни о любви к некой «Прекрасной Даме» они часто воспевали во дворах и замках приверженцев катарской или альбигойской ереси. А как считают многие историки, под Прекрасной Дамой порой понималась не только и не столько какая-либо женщина, а катарская лжецерковь. Окситанский язык отличался многогранностью и многослойностью, и трубадуры пользовались его иносказаниями, чтобы, выражая еретические воззрения и свою любовь к лжецеркви, не подпасть под наказание от Папы Римского или французского Короля. А еще в этих песнях «светло размышляли о смерти», как об этом пишет сам Данил Рябчиков: «Тем удивительнее нашим современникам слышать светлые размышления о смерти авторов XII–XIII веков и вовсе не депрессивные плачи, написанные к тому же в ладах, которые сейчас бы назвали мажорными. Почему для авторов XII–XIII веков песни о смерти не означали уныния и упадка?» http://rosvesty.ru/2148/obschestvo/9711-daniil-ryabchikov-chudesnaya-muzyka-slojennaya-ne-po-kanonam. Что же, любовь к смерти — это общий признак большинства темных эзотерических учений.

В ходе альбигойских крестовых походов, катарская ересь на юге Франции совместными усилиями Короля Филиппа II и Папы Римского, а также короля Людовика VIII, отца Людовика Святого, в первой половине XIII века была разгромлена, а катары были физически истреблены. Такое жестокое отношение к еретикам было связано не только с разрушительной их силой в отношении французского государства и католической веры, но и с подлым поведением самих катаров. В соответствии с их религией, им позволялось лгать и обманывать без зазрения совести, что в средние века в христианском мире принято не было. То есть, попавшись, еретик свободно отрекался от своих взглядов, приносил как бы покаяние и получал прощение от Королевских властей или от Папы Римского. Однако, будучи отпущенным на свободу, он продолжал злочествовать в своей ереси. Чем же была страшна эта ересь? Воззрения катаров весьма сложны и далеки от христианства, например, большинство катаров считали мир и человека творением некого злого бога, а материю – вечной и бесконечной, верили в переселение душ, а самоубийство считали идеальным окончанием жизни (а смерть желанным освобождением от телесного плена, отсюда такое к ней отношение, восхищающее Данила Рябчикова). Катары проповедовали против брака, с презрением относились к рождению детей. Катары отвергали Божественное происхождение Христа, катары, отказываясь поклоняться Кресту, всячески унижали этот символ великого Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, отрицали  святость икон, молитвы святым, молитвы за умерших.  По своей природе эта ересь была близка к ереси жидовствующих,  распространенной в Московском государстве в конце XV – начале XVI веков, то есть триста лет спустя. Да и происхождение этих ересей, возможно, было одинаковое. Произошла ересь катаров из Кастильского королевства, в котором в то время были перемешаны и мавры, и иудеи, и христиане. Некоторые искусствоведы видят признаки возможного происхождения поэзии трубадуров из поэзии суфиев (магометанского эзотерического учения), где так же говорится о некой мистической любви, которая может быть оборотной стороной любви плотской.

После разгрома катарской ереси к середине XIII века, то есть во времена Людовика Святого, поэзия трубадуров резко сошла на нет, а остатки катаров укрылись в ордене тамплиеров. Многие историки считают, что именно они принесли в этот орден один из главных его обрядов — отречение от Христа и поношение Креста. И произошло это как раз во времена Людовика Святого, в середине XIII века.

Надо сказать, что один из концертов Данилы Рябчикова, состоявшийся в феврале  2017 года,  так и назывался «Музыка от трубадуров к тамплиерам». Орден тамплиеров был разгромлен в 1312 году Французским Королем Филлипом IV, внуком Людовика Святого, и вместе с этим орденом окончательно исчезли последние трубадуры. Сам Король Людовик Святой, правивший Францией с 1226 по 1270 год, прославился своей благочестивой жизнью, стремлением освободить Иерусалим от магометан, но и в обычной жизни вне крестовых походов он соблюдал благочестие, сторонился праздных увлечений, а свое свободное время отдавал чтению Священного Писания, трудов Святых Отцов и житий святых. Да, женат он был на Маргарите Прованской. Но сумел и свою супругу отучить от увеселения музыкой трубадуров, близкой еретикам, по крайней мере в фундаментальной его биографии трубадуры упоминаются только дважды: как поющие при дворе Прованского Графа и как сопровождающие невесту Короля, дочь Графа Маргариту Прованскую в Париж [А. Гарро. Людовик Святой и его королевство. СПб. Евразия. 2002,  http://www.sedmitza.ru/lib/text/441517/].

Второй концерт, запланированный на 21 апреля, который тоже должен вести Данил Рябчиков со своей группой «Лабиринтус», посвящен так называемой паралитургической музыке (греческая приставка «пара»- означает «мимо», «вне»), то есть музыке, которая не принята у католиков в храмах, а была отвергнута ими еще во времена Людовика Святого и исполнялась на различных еретических сборищах и в уличных процессиях. То есть и эта музыка (называемая организаторами концертов «духовной»), противопоставляется музыкальной культуре, принимавшейся католичеством, и не имеет никакого отношения ни к Людовику Святому, ни к реликвиям, которые нам привезли из Парижа. Поэтому возникает вопрос: неужели организаторы этой выставки с российской стороны думают, что никто не заметит такого противоречия и странного отношения к Королевскому Дому Франции, когда Людовику Святому и его взглядам и ценностям противопоставляют увеселительную  музыку, полную страстных желаний и любимую многими еретиками, к которой сам Святой Людовик относился отрицательно.

Надо сказать, что Данил Рябчиков не скрывает на своей странице в фейсбуке негативного отношения к крестоносцам, одним из коих является Людовик Святой. Не стесняясь, он заявляет о том, что некий норманский рыцарь Жан де Дрё (https://vk.com/public46123778, запись от 24 августа 2016 года) якобы из-за зверств крестоносцев решил перейти в иудаизм. Поэтому весьма странный выбор сделали организаторы выставки, сделав ставку на Данила Рябчикова. Удивительно и то, что концерты музыки трубадуров, в отличие от выставки реликвий Сент-Шапель и Людовика Святого, отнюдь не являются каким-то уникальным событием для Москвы. Эти концерты проходят в Москве много лет подряд в разных залах (чаще всего в лютеранской кирхе Петра и Павла в Москве). На них несложно попасть, купив билеты в кассах или через интернет. И что особенного нам собирались преподнести организаторы выставки, кроме того, что это весьма странная для России музыка звучала бы в стенах Успенского Собора Московского Кремля или в Патриаршей Палате Мироварения, где находятся святыни Русской Православной Церкви? Но Данил Рябчиков со странным упорством рвётся именно в Кремль. Так, совсем недавно, 3 марта 2017 года он уже провел такой же концерт не где-нибудь, а в том же Кремле, только в Концертном зале Арсенала.

Конечно сейчас у нас демократия, свобода мнений, и если хочет господин Рябчиков продвигать мистическую оккультную музыку трубадуров, услаждавшую катаров и тамплиеров, это его личное дело, но зачем такие весьма странные вкусы (не имеющие никакого отношения к Кремлю или выставке «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель») тащить в Кремль и навязывать Музеям Кремля?

         Интересна и реакция загадочных организаторов готовившегося святотатства в Московском Кремле. Стоило, неожиданно для них, сорваться их планам, как тут же некий обозреватель, историк-любитель Георгий Олтаржевский (по совместительству спортивный обозреватель Мосленты.ру) разразился статьей https://moslenta.ru/govoryat/svyateepatriarha.htm,  сразу поддержанный радикально - оппозиционным ресурсом Каспаров.ру http://www2.kasparov.ru/material.php?id=58E6215AD039E ,  где возмущался, тем что нашему православному народу  в нашей стране еще возможно сохранять свои святыни от осквернения. Видимо, почитая нас, православных, неграмотными, он умудрился заявить, что отмена концертов музыки трубадуров, осуждавшейся  в свое время Папой Римским, «сталкивает ортодоксальное православие с католиками». Надо было умудриться в четырех словах сделать три смысловые ошибки. Во-первых, Православие по определению ортодоксально, именно этим словом переводится само название Православной Церкви на все европейские языки. Во-вторых, в отношении катарской ереси, музыки трубадуров и паралитургической музыки у нас с католиками мнение одинаково отрицательное. В третьих, ни к католикам, ни к православным, ни к Людовику Святому, ни к реликвиям Сен-Шапель эта музыка прямого отношения не имела и не имеет.

Господин Олтаржевский пишет в своей клеветнической статье, что концерты в Успенском соборе проводятся регулярно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Никаких концертов в Успенском Соборе не проводилось и проводиться не будет, потому что не для этого наши предки строили храмы и соборы, не для этого проливали кровь, защищая нашу Родину и возведенные храмы от поругания иноземными захватчиками.

Еще раз бросая взгляд на произошедшую историю, можно поблагодарить быстро откликнувшиеся на просьбы православного сообщества Администрацию Президента, Министерство культуры,  епископа Тихона Шевкунова, отвечающего в Московской Патриархии за взаимодействие с культурным сообществом, и лично Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Я также не верю, что к организации этих странных концертов имеет отношение руководство Музеев Кремля: Е.Ю. Гагарина и ее заместитель А.Л. Баталов. И мы благодарны им за быстрое и адекватное реагирование. Но как же так получилось, что эти концерты все-таки были назначены? Здесь вспоминаются те магические приемы, которыми славились и катары, и тамплиеры, и прочие волхвы. Об этом, например, нам повествует житие епископа Льва Катанского. Возможно, и в нашем случае без магических обрядов затуманивания голов тех сотрудников, кто согласовывал первоначально эти странные  концерты, не обошлось. 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, насилия вражия и чародейства! Аминь.

 

Василий Бойко-Великий

Президент Русского культурно-просветительного фонда

имени святого Василия Великого

Просмотров: 2233
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова