Московскiя Въдомости
16+

Вы - соль Земли Русской, Дорогие Соратники! Будьте стойкими и не отчаивайтесь! Леонид Болотин.

20 Марта 2017, 14:03 # / Статьи / 20685.html

По материалам выступления на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском Селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года. Подвиг Императора Николая II и будущее Русского Царства» 17 Марта 2017 года

Сегодня утром вернулся из поездки в Санкт-Петербург, где в области (увы, до сих пор «ленинградской»), в приходе храма Святых Царственных Мучеников в Сологубовке, настоятелем там известный православный царист Протоиерей Александр Захаров, проходила международная конференция «Почитание Царственных Мучеников и прославление царских слуг в России и зарубежье» http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/forum_svidetelstvo_togo_chto_rossiya_pomnit_svoj_greh_careubijstva_i_otstupnichestva_ot_very/.

В самом завершении форума ведущий конференции — главный редактор «Русской Народной Линии» Анатолий Дмитриевич Степанов выразил общую благодарность организаторов и участников конференции выдающемуся российскому православно-патриотическому общественному деятелю Василию Вадимовичу Бойко-Великому, который не только обезпечил проезд иногородним, иностранным участникам конференции (в том числе и мне), но и пожертвовал Христа ради средства на приобретение технических устройств для связи конференции по скайпу с другими участниками, которые по тем или иным обстоятельствам не могли лично присутствовать.

Так, со своими приветствиями по прямой видеосвязи обратились Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский; Епископ Егорьевский Владыка Тихон (Шевкунов) http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/episkop_tihon_shevkunov_proveryaetsya_versiya_ritualnogo_haraktera_ubijstva/; Протоиерей Александр Шаргунов http://ruskline.ru/tema/religia/carskaya_konferenciya_v_sologubovke/, настоятель монастыря Рукумия (Сербия) Игумен Симеон http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/o_pochitanii_svyatogo_carya_nikolaya_v_serbii/. Из-за организационной оплошности, к сожалению, не удалось связаться с самим Василием Вадимовичем… Но я имею честь передать горячую благодарность ему от всех участников той конференции…

На ней я собирался выступить с сообщением, которое готовил и к той конференции, и к нашему собранию. Из-за его объемности хотел прочитать часть выступления в Сологубовке, а другую здесь — в Коломенском http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/duhovnyj_podvig_gosudarya_nikolaya_ii/. Но так получилось, что в ходе вчерашней конференции возникли полемические поводы вокруг титульного наименования Святого Государя Николая Второго «Страстотерпец», якобы умаляющего духовный Подвиг Государя, а также терминов «отрешение», «отречение» и «свержение Самодержавия». Участник конференции Владыка Митрофан (Баданин), Епископ Североморский и Умбский, предложил принять некое обращение от всех участников конференции, которое предлагало бы обоснование предпочтения употребления того или иного термина. Поскольку вопрос мне видится весьма трудоемким и неоднозначным, чтобы избежать поспешных решений, вместо подготовленного текста я выступил с импровизированным рассуждением по данным темам, кстати, используя примечание В.В.Бойко-Великого к моей книжке «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму “Повести Временных Лет”» относительно титула «Страстотерпец».

Поэтому подготовленный мною текст я хочу — насколько позволит регламент — прочитать в рамках нашей сегодняшней встречи.

+ + +

Уже более ста лет назад — с конца зимы, весной и летом 1913 года в Российской Империи и на Высочайшем Государственном уровне, и всецерковно, и всенародно праздновалось 300-летие Соборного единогласного обретения Царя Михаила Феодоровича и в Его Лице начала новой Царской Династии Романовых. Великий Московский Собор 1613 года особой Соборной Грамотой перед Лицом Божиим засвидетельствовал нерушимую верноподданность Православного Русского Народа новому Самодержавному Царю Михаилу и Его Потомкам, а также верность самому Православному Самодержавию.

Размах торжеств был уникальный и близко не сравнимый с совсем недавними большими торжествами, посвященными 100-летию Отечественной войны 1812 года и победы в ней. Московские кондитеры даже выпустили особое печенье к Романовским торжествам — «Юбилейное». Потом о том рецепте на московской кондитерской фабрике «Большевичка» вспомнили в 1967 году и возобновили выпуск печенья «Юбилейное», правда, по совсем другому поводу… Была и водка «Юбилейная», также рецептурно повторенная пятьдесят четыре года спустя.

Торжество 1913 года не было одномоментным, связанным с Соборным решением от 21 Февраля 1613 года. Тогда чествовался и призыв представительства Собора в Костроме к юному боярину Михаилу Феодоровичу взойти на Всероссийский Престол, и путешествие Царя Михаила из Костромы в Москву — через Ярославль, Ростов Великий, Переяславль-Залесский, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, московские пригороды. А затем торжественно Россия вспоминала и само Венчание Царя Михаила в Успенском соборе Кремля в Июле 1613 года. Не только у российских православных по всем церквям, но и у старообрядцев, у российских протестантов и католиков в храмах также проповедовалась верность Императорской Фамилии Романовых. В выражении верноподданнических чувств именно на религиозных основаниях не отставали от них российские буддистские бурханы, синагоги, как хоральные, так и караимские. Сибирские шаманы и те прославляли трехсотлетие Рода Белого Царя. Об этом сообщали газеты, журналы, листовки, юбилейные плакаты, брошюры, книги и парадные альбомы. Из многообразных печатных материалов, вышедших в России к 300-летию Дома Романовых за период 1908—1914 годов, можно составить целую тематическую библиотеку из тысяч томов, которые заняли бы десятки стеллажей.

На протяжении Февраля — Июля 1913 года на Церковных Службах в Кафедральных соборах, во всех монастырях и вплоть до каждого церковного прихода Архиереи, архимандриты или игумены обителей, настоятели храмов и рядовые священники читали проповеди, в которых непременно вспоминалось непреложное духовное решение Собора 1613 года. То же самое говорилось и в торжественных собраниях столичного, губернского и уездного Дворянства, Офицерства, Купечества всех крупных и средних российских городов, и на крестьянских сходах речь велась о том же. Государю Императору от подобных встреч были направлены многие тысячи поздравительных адресов с выражением верноподданнических чувств. Выражение верноподданнических чувств было совершенно искренним и массовым среди всего православного народа России.

Так три века спустя при Государе Императоре Николае Втором Александровиче произошло Всероссийское подтверждение неизменной силы Соборного решения: по Божьему Промыслу практически всему взрослому населению Российской Империи свершилось напоминание о той духовной ответственности, которую несет их подданство Русскому Царю не только по долгу личной присяги, но и по общей Соборной клятве 1613 года.

Но от начала тех юбилейных торжеств — от 21 Февраля 1913-го прошло ровно четыре года и два дня, и многосословный Русский Народ Столицы Российской Империи Петрограда в своей «передовой» массе как бы забыл о верности Соборной присяге, Соборной клятве, верности, которую они на берегах Невы так горячо подтверждали за четыре года до того.

Русские монархисты из числа беженцев вспоминали о Соборе 1613 года и Соборной Грамоте практически на протяжении всего периода вынужденного изгнания из пределов Отечества.

Тема всенародного деятельного покаяния поднималась в Русском Зарубежье в 1940—1950-е годы такими видными фигурами, как Святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), Архиепископы Аверкий (Таушев) и Нектарий (Концевич), Архимандрит Константин (Зайцев) и церковный историк Николай Тальберг, и целым рядом других православно-монархических деятелей, что привело к церковному прославлению Святого Царя Мученика Николая и Святых Царственных Мучеников в сонме Исповедников и Новомучеников России на Церковном Соборе 1 Ноября 1981 года и к новому покаянному процессу.

Именно зарубежные бумажные иконки Святых Царственных Мучеников направили моих ближайших Соратников и меня покаянным путем. Вспоминаю паломничество в Псково-Печерский монастырь, куда мы отправились в Июле 1986 года — Валерий Архипов, Кирилл Некрасов, Андрей Тамонтьев, Андрей Щедрин, моя Мама, мой трехлетний сын Дмитрий. В пещерном Успенском храме обители мы промыслительно попали на исповедь к приснопамятному Старцу Архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Тогда всероссийский Старец посоветовал мне покаяться и за грехи, о которых я прежде не думал, — за пребывание в октябрятах, пионерах и комсомольцах, за участие в разных богоборческих мероприятиях и делах. Как потом сразу выяснил, и все мои спутники получили аналогичный совет. Валерий же Архипов, до того будучи партийным, после той исповеди решительно вышел из членов партии. А наши братские поездки в Печоры к Старцам Иоанну (Крестьянкину) и Андриану (Кирсанову) вплоть до лета 1992 года стали регулярными…

В советской же России о судьбоносном в жизни нашего государства Соборе 1613 года помнили единицы. И только 19—22 Сентября 1990 года на всесоюзном съезде православно-патриотических организаций, созванном по инициативе выдающегося цариста, известного историка, православного писателя Владимира Николаевича Осипова и Союза «Христианское Возрождение», вопрос о верности Соборной Грамоте 1613 года был поднят вновь и поддержан подавляющим большинством представителей более чем 60 православных организаций, участвовавших в съезде.

Тогда же перед широкой православной общественностью СССР был поднят вопрос и о всенародном покаянии к грехе Бого- и цареотступничества. Причем вопрос ставился не о психологическом покаянии, а покаянии деятельном, которое именно делами исправления может вернуть Россию на её исторический путь.

В Русской Православной Церкви Московского Патриархата о необходимости всенародно-церковного покаяния открыто было впервые заявлено в Послании Патриарха Алексия II и Священного Синода 16 Июля 1993 года, а потом подтверждено в Патриаршем Синодальном Послании от Июня 1998 года. К сожалению, тот Архипастырский призыв уже в последующие годы был как-то смикширован со стороны самих же Архиереев, фактически отдан на откуп самодеятельным церковным группировкам и сведен к частному покаянному чину. Предложение Владивостокского и Приморского Владыки Вениамина (Пушкаря) совершить покаянный чин соборно не было принято во внимание до сих пор. Кстати, в своем обращении к участникам конференции «Почитание Царственных Мучеников и прославление царских слуг в России и зарубежье» Владыка Вениамин вновь сказал о необходимости соборного покаянного чина. Мы можем лишь надеяться, что хотя бы в следующем году — к 100-летию цареубийства, такой соборный чин будет осуществлен.

Четыре года назад, конечно, не так пышно и широкого, как в 1913 году, современная Россия постаралась как-то отметить теперь уже 400-летие Московского Собора и поставления на Самодержавное Царство Династии Романовых. Торжества эти не приобрели явного государственного масштаба, но даже на государственном уровне были отдельные политические свидетельства об этом славном историческом событии. С гораздо большим вниманием отнеслись к памятному юбилею представители священноначалия РПЦ МП и особенно священноначалие Русской Православной Церкви Заграницею. Например, первоиерарх РПЦЗ Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) учредил почетную грамоту, посвященную великому юбилею.

Гораздо активнее в почитании 400-летнего юбилея проявила себя наша православная общественность и множество простых клириков, поддерживающих православно-монархические воззрения. Часть этих клириков и православных общественников вновь напоминала верующему народу о Соборной Грамоте 1613 года и её непреходящем значении.

В частности, на «Русской Народной Линии» ещё до поры торжеств появилась рубрика «400-летие Династии Романовых», продолжающая понемногу пополнятся и до сих пор, в которой в 2008—2017 годах уже опубликовано 375 материалов http://ruskline.ru/tema/raznoe/400_let_dinastii_romanovyh/?p=0.  

Если же вести отсчет от Сентября 1990 года, с учетом таких повременных изданий, как «Земщина», «Царь-Колоколъ», «Русский Вестник», «Русь Державная» (здесь присутствует главный редактор, наш Соратник Андрей Николаевич Печерский и сотрудники его редакции), «Русь Православная», «Завтра», «Десятина», «Десница», тематических сборников «Московских Ведомостей», с учетом многих десятков православно-патриотических сайтов и сотен скромных тематических интернет-страниц, с учетом более чем стотысячного суммарного тиража книги С.В.Фомина «Россия Перед Вторым Пришествием», где едва ли не впервые после революции был полностью переиздан текст Соборной Грамоты 1613 года, то за минувшие 27 лет охват православной аудитории, в которой ознакомлены с содержанием и смыслом Соборного документа, равен многим сотням тысяч наших православных соотечественников, а может быть, их число перевалило и за миллион.

Вместе с тем у нас, к сожалению, нет статистических инструментов широкого всероссийского охвата, с помощью которых можно было бы выяснить, сколько наших православных сограждан из того громадного числа готово по жизни руководствоваться смыслом и духом Соборной присяги 1613 года.

Тяжелая общественно-политическая, политическая и культурная атмосфера современной России, связанная с гражданским позиционированием наших соотечественников и осмыслением ими 100-летия многоразличных событий 1917 года, осмыслением начала Вековой Смуты, наглядно свидетельствует, что наша духовно-просветительская деятельность не стала достоянием не то что большинства, а хотя бы весомой доли наших соотечественников — их трети, их пятой или дюженной части.

На основании событий и общественных настроений 2014—2016 годов мы можем только считать, что весьма значительная масса наших сограждан решительно вернулась или возвращается к общепатриотическому сознанию и самосознанию. И не болеет того!

Однако сама по себе массовость — критерий для демократических или смутьянских политических и общественных процессов. И отнюдь не массовость тех или иных гражданских позиций определяет внутреннее духовное и социально-психологическое состояние Народа. Такое общенародное сознание и готовность Народа к жертвенному служению и Богу, и своему Отечеству, своим ближним в итоге определяют Евангельские соль земли, свет мiра и Святый Град на вершине горы:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы — свет мiра. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 13—16).

Мой личный — уже более чем тридцатилетний опыт общественно-политической деятельности на ниве Православного Царизма, осознанно и явным образом начатой моими ближайшими тогда Соратниками и мною с Апреля 1986 года, свидетельствует, что соль Земли Русской и в Вашем лице, Дорогие Отцы, Братья и Сестры, Друзья и Соратники, и в лице тысяч Ваших и моих Соратников на всем пространстве Российской Империи и в Русском Зарубежье, эта соль Земли нашей не обуяла, не перестала быть солона.

Говорю об этом отнюдь не из желания польстить Вам и тысячам других наших единоверцев, единомышленников. Само нынешнее существование соли Земли Русской говорит о том, что Русский Народ и Россия перед лицом предстоящих великих испытаний и искушений Вселенского масштаба по Божией Воле и по действию Благодати Святаго Духа в какой-то момент осолится именно Вашей солью.

Сейчас же особенно остро для всех нас стоит вопрос удержаться в своих позициях, и в таковом твердом стоянии пережить 2017 год, ничуть не уступая нынешним политическим и духовным веяниям, могущественные инициаторы которых стремятся затушевать духовный, государственный и всенародный смысл явления в Царском Селе Коломенском 2 Марта 1917 года Иконы Божией Матери «Державная», стремятся снова и снова возводить хулу на подвиги и личность Святого Царя Мученика Николая, клеветать на всех Царственных Мучеников и Русских Святых, оставшихся верными Царю и Русскому Царству и после Марта 1917 года.

В своей частной и крохотной борьбе против нового чернодуховного натиска я в малой степени переживаю всё то, что переживаете сейчас все Вы. И главной нашей задачей мне представляется хотя бы просто устоять в наших позициях до завершения нынешнего года, продолжать духовную и общественно-политическую борьбу за Правду Божию о России, даже без особой надежды, что в этом году мы сможем одолеть духовных и политических врагов нашего Отечества и массовый натиск блуждающих, одержимых духовной смутой соотечественников.

Если мы выстоим и хотя бы не утратим нынешних наших позиций, то Господь обязательно возместит наши неизбежные физические потери. Наши воины Христовы, кто физически падет в этой многомесячной битве, чьи сердца не выдержат нынешнего ужасающего напряжения, несомненно, станут нашими Небесными Заступниками и Молитвенниками.

Каждый из тех, кто участвует в такой борьбе не первый или второй год, хорошо знает свой окоп и свой сектор обстрела. Главное — не дрогнуть, не отступить. Как в Январе 1990 года нам свидетельствовал Внук Императора Александра III — Тихон Николаевич Куликовский-Романов: «С Божией Помощью покаянием и бдительностью мы победим!» В конце концов так и будет! Обязательно победим! Спаси Вас Христос!

 

Просмотров: 3332
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова