В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату – 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство.
Божие Мvромазание совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мiром.
Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве.
Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян. Вел конференцию Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени Василия Великого.
— Сегодня великий день для всех русских людей, — сказал, открывая форум президент фонда имени Василия Великого Василий Бойко-Великий. – 470 лет назад с помазанием Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство произошло становление Русского Самодержавия. Царство наше ныне под спудом, но оно легитимно, и мы верим, что оно возродится, воскреснет.
Первым Василий Вадимович предоставил слово доктору исторических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, автору книг «Древняя Русь», «Драма Русской Истории: на путик к Опричнине», ряда известных научных фундаментальных трудов о времени правления Государя Иоанна Васильевича Грозного Игорю Яковлевичу Фроянову.
Иван Грозный и русская история. Игорь Яковлевич Фроянов
— Уверен, что сегодняшний день чествования памяти Государя Ивана Васильевича навсегда останется в памяти всех здесь присутствующих. Деятельность Грозного многогранна. Как же она отразилась на нашей отечественной истории? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, хотелось бы коснуться некоторых общих вопросов и высказать соображения, связанные с проблематикой моего доклада. Речь пойдет об использовании исторических данных в общественно-политической борьбе последних десятилетий.
Начиная с перестройки 1980-х годов начались поиски «белых пятен» в истории Российского государства. Врагами России и русского народа была организована целая кампания, целью которой стало очернение российской историографии. Обнаруженные «белые пятна» нашей истории обращались в пятна черные. Хулители и недоброжелатели извлекали из исторического контекста не лучшие факты, действительные и мнимые. На их основе началось настоящее поношение истории Российского государства. Для чего это делалось? Ответ прост. Эти действия должны были породить чувство отчуждения народа к советскому строю, который недоброжелателями нашего государства был приговорен к сносу. Снесли Советский Союз. Но кампания на этом не закончилась. Напротив – планомерная работа по очернению исторической России стала еще интенсивней, ведь осталось ядро нашего государства – Российская Федерация.
Идейная и политическая борьба продолжилась, приняв иную форму. Если раньше искали «белые пятна» нашей истории, то теперь предпринимаются попытки по дегероизации как Русского народа, так и его отдельных, наиболее ярких представителей. Одним из главных направлений здесь стали непрекращающиеся попытки преуменьшить значение Русского народа и государства в победе над нацистской Германией.
Принятый в России закон, карающий фальсификаторов истории, заставил клеветников сменить тактику. Теперь они говорят о непомерном количестве жертв, принесенных народом в Великой Отечественной войне. Дескать, цена была слишком высока. Отвечу недругам России словами поэта Окуджавы: «Ведь нам нужна одна Победа. Одна на всех, мы за ценой не постоим».
Русский человек – воин по духу, играет жизнью и смертью. И так повелось, что за ценой русские не стояли с древнейших времен.
Еще одна историческая тема, фальсификация которой активно сейчас проводится, – татаро-монгольское иго. В современной российской школе не велено учителям рассказывать об этом. Его как бы и не было вовсе! Но вся историография, начиная с последней четверти XVIII века, говорила об опустошительном нашествии татар на Русь. Историки повествовали о великих страданиях, которые перенес Русский народ, о почти двух с половиной веках ига. Нет, говорят, всё это неправда. Не было ига. А была какая-то зависимость от татар. Границы этой зависимости не определены. Из этого следует, что не стоял Русский народ два с лишним столетия на пути татарского нашествия на Европу, и необходимости борьбы с игом никакой не было. Так, была небольшая «зависимость».
В советской историографии существовало целое направление, раскрывающее героический подвиг Русского народа в стоянии против захватчиков. Сегодня эти исследования благополучно «упразднили».
Выдающийся историк XIX века Василий Ключевский писал, что одним из отличительных признаков великого народа является способность подниматься после падения: «Как бы ни было тяжело унижение, пробьет урочный час, народ соберет утерянные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые выведут его на покинутую временно историческую дорогу». Так Ключевский говорил о великом народе, противостоящем захватчикам. Нам же сегодня навязан дегероизированный «вариант» истории Русского народа. Цель этой фальшивки – лишить нас памяти. Как известно, лишившимся памяти народом легко управлять. И главная цель наших недругов — ликвидация Российской Федерации как государства и раскол ее на отдельные части — кажется им не столь уж недостижимой.
Таким же принципами руководствуются фальсификаторы и в отношении отдельных исторических личностей в России. Подвергаются поношениям и Александр Невский, и Иван Грозный, и Иосиф Сталин.
Как оценить выдающуюся, я бы даже сказал гениальную личность первого Русского Царя? Здесь важно видеть и знать, как дела, содеянные этим великим государственным мужем, повлияли на будущее России.
Иван Грозный, прежде всего, совершил образование Русского Самодержавства, своим Венчанием на Царство юридически оформил Русское Государство. Но и не только в этом его заслуга. Он не только завершил этот процесс, но и защитил Русское Самодержавство от натиска врагов государства. Натиск этот был организованный и групповой. Царю противостояла избранная Рада. Цель ее деятельности – ограничение самодержавной власти, преобразование России в государство, подобное Польше и иным западным странам. То есть, создание конституционной монархии. Но для такого государства, как Россия, конституционная монархия не приемлема была ни тогда, ни позже, ни сейчас.
Иван Грозный защитил не только Самодержавие, но и Русскую Церковь, православную веру.
Угроза была очень серьезной. С конца XV века в России стала куролесить так называема ересь жидовствующих. Её даже нельзя назвать ересью, то было нечто большее. Неверно говорить, что была жидовствующие были чисто религиозным течением. Это было самое настоящее общественно-политическое движение. Жидовствующие отрицали божественную сущность Иисуса Христа, богоизбранность Богородицы и священный символ христианства – Животворящий Крест, то есть саму основу Христианства. Адепты того движения хотели перековать Святую Русь в нечто совершенно чуждое её природе.
Сейчас мало вспоминают тот факт, что, когда Земской Собор (Совет Земли) избирал на Царство Михаила Романова, было принято решение остановиться на такой форме управления, как Самодержавие. А ведь до этого были и иные формы правления на Руси – семибоярщина и тому подобные. А вместе с ними смута и разрушение российского государства. Именно с помощью Самодержавия и была возрождена Русь. Благодаря Самодержавию позднее была создана огромная Империя, просуществовавшая до начала XX века. В этом влияние на российскую историю Ивана Грозного и совершенных им преобразований очень велико.
Говоря о создании Русского Царства, позднее Российской Империи, не стоит забывать, что эти процессы не суть присоединения новых земель, а еще и создание нового геополитического пространства, которое обеспечивало безопасность не только Русскому народу, но и народам, вошедшим в состав Российского Государства. Сейчас это великое наследие утрачено. И наша задача его восстановить. Это необходимо для обеспечения нашей внешней безопасности. С этой точки зрения данный Иваном Грозным урок имеет в настоящее время самое актуальное значение.
При Иване Грозном был совершен процесс централизации власти. Это очень важно. Власть в такой огромной стране, как Россия, обязательно должна быть централизована. Сейчас это называют вертикалью власти. Но мы должны отдать должное первому Русскому Царю в том, что, создавая мощную централизованную власть, Иван Грозный много сил отдал созданию местного самоуправления. Казалось бы, сочетание несочетаемого: сильная центральная власть с мощным самоуправлением на местах. Только самоуправление, власть народа способна победить самоуправство чиновников. Этот урок Ивана Грозного актуален и сейчас.
Обратимся к внешнеполитической деятельности Ивана Грозного. Ее мы также находим поучительной. Ливонская война. Много лет историки говорили, что велась она только ради выхода Руси к Балтийскому морю. Но это в корне неверно. Обладающий мощной государственной интуицией Иван Грозный вел борьбу за Прибалтику, которая всегда была плацдармом для нападения на Русь. Грозный строил геополитическое пространство, защищал народы Руси. Ему не удалось тогда решить эту проблему. Он завещал ее решить своим наследникам. С этим вопросом справился Петр I. Наследие Ивана Грозного и Петра мы пустили по ветру. Но Прибалтика не может существовать самостоятельно. Она всегда ложилась под сильного. И если под противника России, то всегда становилась и станет вновь антироссийским плацдармом.
Еще один этап деятельности Ивана Грозного. Волга. Существует демографический закон: если племя или народ заполняют часть речного бассейна, то он всегда будет стремиться завоевать весь бассейн. По данным историков, Восточные Славяне появились в верховьях Волги в IX веке. Некоторые исследователи утверждают, что еще раньше. Встала задача поставить под контроль русско-славянского племени все течение великой реки. И это сделал Иван Грозный. Плодами деятельности Государя мы пользуемся и поныне.
Сибирь. По инициативе Ивана Грозного началось освоение этих богатейших земель. Темп продвижения был головокружительным. К середине XVII века русские вышли к Тихому океану. Можно ли представить современную Россию без природных богатств Сибири в XXI веке?
Эти и другие обстоятельства позволяют нам говорить, что исторический ресурс деятельности Ивана Грозного до сих пор не исчерпан. Думаю, что нам, благодарным его потомкам поставить памятник первому Русскому Царю не только в Орле, но и в Москве, на Лубянской площади. Ведь кто, как не он стал родоначальником службы государственной безопасности России – Опричнины!