Экуменические действия Патриарха Варфоломея, митрополита Иоанна Зизиуласа и других членов Синода Константинопольской Церкви и совершённое ими самочинное присвоение Константинопольскому Патриарху титула «Божественный» привели к серьезной и обоснованной критике этих лиц, в том числе и автора [https://mosvedi.ru/article/20579.html]. Однако, некоторые высказанные критические замечания содержат предложения, явно расходящиеся с канонами Православной Церкви.
Так, недавно отставной чиновник Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, принёсший публичное покаяние за участие в экуменических молитвах и экуменических собраниях, предложил вообще полностью перекроить канонические границы большинства древнейших Поместных Православных Церквей, лишь бы лишить Вселенского Константинопольского Патриарха титула «первого по чести» [http://pravoslav-pol.livejournal.com/61227.html, http://amin.su/content/analitika/10/4665/].
Ничтоже сумняшеся, этот клирик предложил действовать по давно осужденному принципу: если кафедра первоиерарха находится в городе не православном, то ее нужно переместить в другое место, а канонические границы изменить. Так, протоиерей Всеволод Чаплин предложил объединить Константинопольский Патриархат с Элладской и Кипрской Поместными Церквями, переместив центр из турецкого Константинополя в православные Афины, объединить Иерусалимский и Антиохийский патриархат, создав между Иерусалимом и Антиохией какое-то новое православное государство, а кафедру Александрийского Патриарха переместить в Найроби, потому что в последние десятилетия православная проповедь там более успешна. Ну и, наконец, сделать Киев Патриаршей кафедрой наряду с Москвой (о схожем мечтают и Порошенко с Варфоломеем).
Мало того, что эти фантастические планы вообще никак не могут быть реализованы клириком Всеволодом Чаплиным и его друзьями и скорее напоминают известные планы барона Мюнхгаузена о покорении Турции, оторопь берет от такого, мягко говоря, неблагоговейного отношения к древнейшим православным кафедрам, у престолов каждой из которых стоит и будет стоять до конца времен Ангел-Хранитель этой Церкви.
2000-летняя история христианства знает многие периоды, когда самые славные грады, в которых находились главные Церковные кафедры, оказывались в руках неверных, а православные христиане в этих городах подвергались иноверческому гнету. Но, в соответствии с правилами Трулльского (Шестого Вселенского) собора, это никак не могло изменить их положение. Известны и случаи, когда Патриархи, митрополиты и архиепископы, возглавлявшие отдельные Церкви, впадали в вероотступничество. Но ни в первом, ни во втором случае это не было поводом для ликвидации Поместной Церкви или для объединения ее с какой-то другой Церковью. Ведь мы знаем, что наша Православная Церковь объединяет в себе не только Церковь Земную Воинствующую, но и Церковь Небесную Торжествующую. В Земной Воинствующей Церкви, как и на всяких военных действиях, бывают как победы и успехи, так и поражения и отступления, которые, как мы веруем, являются временными. А в Церкви Небесной Торжествующей Святые угодники Божии молятся о нас, грешных, и особо за те Поместные Церкви и грады, где они подвизались в своей земной жизни и где, как правило, пребывают их нетленные мощи. Поэтому мы все, Православные, с благоговейным почтением относимся и к Константинопольской Церкви, несмотря на то, что ее фактические границы на основной канонической территории ныне ограничены светскими законами Турции небольшим районом Фанара в Константинополе, и к Александрийской Церкви, испытавшей за многие столетия различные гонения от иноверцев, и к Антиохийской кафедре, и к Иерусалимской.
Увы, за многие столетия все эти древнейшие кафедры и возглавляемые ими Поместные Церкви испытали серьезный иноверческий гнет. Были времена, когда Александрийские, Антиохийские и Иерусалимские Патриархи жили в Константинополе из-за невозможности пребывать в своих кафедральных соборах, а Поместные Церкви сокращались до нескольких десятков тысяч православных. Но милостью Божией, потом опять возрождалось и множилось число сторонников Истинной Веры в Господа нашего Иисуса Христа. А еретики и вероотступники, временно занимавшие патриаршие Престолы, оказывались посрамлены и низложены, как это было впрочем не только в греческих Церквях, но и в Российской Церкви. Мы помним низложение и осуждение Митрополита всея Руси Зосимы, покровительствовавшего жидовствующим при Великом Князе Иоанне Васильевиче. Помним о лжепатриархе Игнатии, дерзнувшем благословлять и короновать лжецаря Лжедмитрия I в 1605 году и поддерживать поляков в Московском Кремле в 1612 году. Но это отнюдь не означает, что Московскую, Константинопольскую или иную древнюю кафедру нужно ликвидировать и объединять с какими-то другими, в данный момент более «правильными» с точки зрения современных модернистов, Поместными Церквями.
Не меньшее удивление, как у православных, так и у светских (в том числе, либеральных) СМИ вызвала «защита» клириком Всеволода Чаплина памяти Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного [http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1818964-echo/]. Вместо рассказа о великих заслугах Первого Русского Царя, правившего Россией более полувека, больше, чем кто-либо еще из Православных Монархов, вместо рассказа о удвоении русской территории, об обращении к православной вере десятков тысяч агарян, язычников, латинян, о выстраивании единой системы Самодержавия, соборности, народоправства, о помощи и защите всей Православной Ойкумены и о многом другом, о чем можно было бы сказать [https://mosvedi.ru/article/19847.html], клирик Всеволод Чаплин, не сказав ни слова о том, что Бог есть Любовь, сделал упор на том, что “Бог убивает людей” и “позволяет убивать другим”. Такое шокирующее заявление, обращенное к людям, не знающим Священного Писания и Священного Предания, видимо, нужно лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание и ничего общего с православной проповедью и с почитанием Царского служения и подвигов Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного не имеет.
А ведь легко было бы напомнить слушателям фрагмент из жития святого Равноапостольного Кирилла. Будучи еще молодым, но известным богословом Константином Философом, он был послан Ромейским Императором на богословский диспут в Арабский халифат, где на вопрос магометанских мудрецов о том, как могут православные воевать, если одна из главнейших заповедей их Бога гласит «Не убий», он ответил вопросом: «Надо ли придерживаться одной из Заповедей или исполнять все Заповеди Божии?». Мудрецы хором ответили, что правильнее исполнять все Заповеди. Тогда Константин Философ ответил им: «Вы, магометане, постоянно нападаете на наше Греческое Царство, на наши города, насилуете, убиваете и берете в полон наших ближних, а мы, христиане, исполняя заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» защищаем наших ближних, воюя с вами. А если бы не воевали бы с вами и не убивали вас на войне, кто бы воспрепятствовал вам убивать наших близких и мы как бы становились своим бездействием соучастниками ваших убийств. Мудрецы не нашли, что возразить на это слово.
Подобно этому, и Царь Иоанн Васильевич и в молодости, и в зрелом возрасте много раз прощал своих врагов, которые, однако, этим прощением не вразумлялись. Посему он был вынужден своей Царской властью, данной ему от Бога, наказывать и казнить виновных, молясь за их души, чтобы сохранить Русское государство и вверенный ему Богом русский народ. Вспомним взятие Казани. Крымские ханы, захватившие тогда правление в Казани, регулярно совершали набеги на Нижегородскую, Владимирскую, Вятскую земли, грабили, убивали, пленили и держали в узилищах десятки тысяч русских людей, которых Благоверный Царь Иоанн Васильевич освободил при взятии Казани, взяв к себе на службы верную России казанскую знать. Или вспомним разгром боярской оппозиции, пытавшейся устроить на Руси правление по образцу польского, с выборным Царем и неограниченной шляхетской властью. Гибельность этого пути для Руси показала и история самой Речи Посполитой, просуществовавшей всего два века. В этих и других случаях жесткие и решительные действия Царя Иоанна никак не противоречили служению христианского Царя, а были для него обязательными, чтобы исполнить Волю Божию и защитить Русское государство и православные народы по всему миру.
Поэтому протоиерею Всеволоду Чаплину можно еще раз предложить принести публичное покаяние не только за его экуменическую деятельность на посту чиновника Московской Патриархии, но и за публичное целование ручки Папы Римскому, то есть за признание над собой его духовной власти. Порекомендовать не дискредитировать своими, мягко говоря, необдуманными и неканоничными высказываниями ни Русскую Православную Церковь, ни антиэкуменическое движение, ни патриотическое движение, к которому этот клирик себя причисляет. Посоветовать ему служить Богу, а не светским средствам массовой информации, готовым тиражировать любые экстравагантные заявления, имеющие мало общего с Канонами Православной Церкви.
Стоит сказать слово и о Патриархе Кирилле, который в последнее время подвергается жесткой критике за свои экуменические действия: подписание еретических гаванской декларации и шамбезийских проектов документов, за еретические молитвы к Богу, Святой Троице, чтобы Он ввел в Рай Небесный агарян, язычников, неверных, погибающих в техногенных и природных катастрофах, за устроение модернистских богослужений без алтаря Господня и иконостаса. Но при этом, критикуя Кирилла за экуменизм, модернизм и филокатоличество, надо помнить, что сеет раздоры в нашей Церкви враг рода человеческого. Нельзя переходить определенную грань, которую отдельные антиэкуменисты, например, Владимир Хомяков, переходят в своих скорее политических, чем церковных публикациях.
Главная проблема клирика Всеволода Чаплина и, отчасти, Владимир Хомякова — это утверждение, что Поместные Церкви движутся и развиваются вслед за политическими реалиями. Не так это! Церковь наша, грады и веси Богохранимой страны нашей Российской движутся и живут Промыслом Божиим, весь народ русский (в своей полноте: не только великорусский, но и малороссийский, и белорусский и другие) существует, пока есть искренняя молитва Народа Божия к Господу Иисусу Христу, пока соблюдает Церковь наша каноны Святых Отцов и отвергает ереси, от кого бы они не исходили, независимо от ранга или сана.
Возвращаясь к модернистской реформе, предлагаемой клириком Всеволодом Чаплиным: будем молиться, чтобы, по милости Своей, заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами Святых Угодников, Господь Бог простил нашему народу грех отступления от Бога и Его Помазанника, сохранил и возродил Веру Православную и в Московском и Константинопольском патриархатах, и в Александрийском, и в Иерусалимском. Да не дерзнет никто покушаться на их каноническую территорию и осуществлять попытки модернистского переустройства древних Апостольских Церквей!
Президент Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий