« 30 апреля ... благоверном государи Цари и Великом Князе Иванне Васильевиче, всеа Русии самодержце»
«10 июня... в той же день обретение святого телеси великомученика Царя Иванна»
Из Святцев Николо-Коряжемского монастыря 1621 года от Рождества Христова.
Знаете ли вы, когда состоялась канонизация Преподобного Сергия Радонежского чудотворца? Вы удивитесь: официальная канонизация Преподобного Сергия Радонежского не проводилась, просто потому что мы не католики. Это у них все регламентировано, задокументировано, прописан четкий бюрократический порядок, как именно в «табели о рангах» продвигаются святые в их католической лжецеркви. От начала времен святость перед Богом его угодников свидетельствовала Божиему народу Благодать, исходящая от их святых мощей, свидетельствовали чудеса, свершавшиеся по молитвам к ним. И простому православному человеку не нужен никакой «официальный акт канонизации», если, молясь преподобной Анне Кашинской, он получает духовное и душевное утешение, а Господь Бог, внимая молитвам преподобной Анны Кашинской, если на то есть Его Благая Воля, дает молящемуся просимое.
Поэтому сколько бы историки Церкви не искали официальных актов о канонизации преподобного Сергия Радонежского, Киево-Печерских святых, святых благоверных Князей Бориса и Глеба и многих других русских святых, такие акты найдены не будут. Святость преподобного Сергия Радонежского была очевидна и известна всем русским людям еще при его жизни. Сразу после своей кончины он стал почитаться как Святой угодник Божий, приходящий на помощь тем, кто обращался к нему с молитвой и верой. Многими до сих пор не вполне понятен великий подвиг страстотерпцев Бориса и Глеба, но этот подвиг был засвидетельствован посмертными чудесами, свершившимися при их погребении. Народные чувства не обманешь, и Князья Борис и Глеб стали почитаться как святые страстотерпцы.
Конечно, в последние века, а тем более в наше сложное и многотрудное время для того, чтобы все твердо было удостоверено и не было какой-либо ошибки, и в Православной Церкви проходит определенная процедура общецерковного признания святости угодников Божиих, но начинается она, как правило, только в отношении тех святых, которые уже и так известны народу и уже почитаются местно, как правило, на протяжении десятилетий, а иногда и столетий.
Великая святая, блаженная Ксения Петербургская не была каким-то государственным деятелем, её богословские труды неизвестны, но, несмотря на это, на протяжении двух веков после ее блаженной кончины, народ шел на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга и в горе и радости, и обращался к блаженной Ксении с мольбой о помощи в житейских нуждах, о прощении грехов, об укреплении духовном и телесном. И помощь сия приходила. Именно поэтому уже в конце XX века состоялось всероссийское прославление святой блаженной Ксении Петербургской. Преподобный Серафим Саровский чудотворец, другой великий угодник Божий, иконы которого сейчас можно увидеть почти во всех храмах не только Русской Православной Церкви, но почти во всех поместных Православных Церквях: и в Элладской, и в Иерусалимской, и во многих других по всему миру, в течение XIX века был почитаем лишь местно и келейно. Только решительное слово Императора Николая II подвигло Священный Синод к всероссийскому прославлению Саровского чудотворца в 1903 году. Однако почитание преподобного Серафима началось сразу после его кончины в 1833 году, и на протяжении десятилетий до всероссийского прославления к преподобному Серафиму Саровскому обращались с молитвой русские люди. В 1863 году, несмотря на отсутствие официального прославления, церковная цензура допускает к печати «Житие старца Серафима Саровского».
Все это — нормальная наша православная жизнь. Отсутствие соборного решения о Всероссийском прославлении отнюдь не является основанием запрета местного почитания, запрета келейной молитвы. Напротив, именно такое местное, келейное почитание, и является основанием для рассмотрения Собором Архиерейским или Поместным об общецерковном прославлении.
Вот и сегодня, вспоминая дискуссии о всероссийском прославлении первого русского Царя, великомученика Иоанна Васильевича Грозного, мы можем спокойно сказать: «Да, увы, клевета, которая распространялась в отношении Царя преступником и изменником Андреем Курбским, иностранными агентами папским легатом Антонио Поссевино, англичанином Джеромом Горсеем и многими другими врагами России, действует до сих пор». Особенно красочно эту клевету пересказал масон Карамзин, а вслед за ним и многие большевицкие историки. Но современная историческая наука дает твердый ответ — Царь Иоанн Васильевич Грозный не виновен ни в смерти своего сына, ни в смерти митрополита Филиппа, которого он сам поставил на Всероссийскую митрополию, ни в смерти преподобного Корнилия Псково-Печерского.
Во время своего правления Царь Иоанн Васильевич как глава государства, естественно, должен был порой принимать жесткие законные меры к поддержанию порядка и соблюдению законов в стране. Изменников в предателей должен был не только по-христиански милосердно прощать при раскаянии, как это и происходило в большинстве случаев, но и, при отсутствии покаяния и повторном преступлении, подвергать законной казни. Точно так же исполняли свои государственные обязанности и другие Святые Цари: и равноапостольный Царь Константин, и равноапостольный Великий Князь Владимир, и благоверный Великий Князь и Царь Владимир Мономах, и святой благоверный Великий Князь Ярослав Мудрый и многие другие Императоры, Цари и Князья. Такова уж их Царская доля — следить за соблюдением закона в государстве, за его целостностью и сохранностью, и малой кровью не допускать большую кровь.
И современники, и их потомки это отлично понимали и почитали Царя Иоанна Васильевича Грозного как великого Государя и благоверного, христолюбивого Царя.
Так, например, в своем известном произведении «История в память предидущим родем...» (Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря), написанном в 1620 году, уже после Смуты, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын так пишет о Царе Иоанне: « Благочестивому и храброму в Царех Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу всея Русии Самодержцу, дошедшу кончины лет, преставися в лето 7092, его же скипетра и всеа державы восприемник бысть сын его юнейший Феодор Иоаннович». [25]
Святитель Иов, Патриарх Московский, в «Повести о житии Царя Федора Иоанновича», написанный в первые годы XVII века, писал:
Той же убо благочестивый Царь и Великий Князь Федор Ивановичь всеа Русии сынъ б? преименитого государя и храброго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, царьствовавшего в Велицей Росии 49 л?тъ и м?сяцъ 9 на престоле приснопамятнаго отца своего Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии и д?да своего Великого Князя Ивана Василевича всеа Русии. Той же убо благочестивый Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичъ всеа Русии б? разумомъ и мудростию украшен и въ храборскихъ поб?дахъ изряденъ и к бранному ополчению зело искус?нъ и во вс?хъ царских исправлениих достохвален явися, великия израдныя поб?ды показа и многия подвиги по благочестии совершив. Царьским своимъ бодроопасным правлениемъ и многою премудростию не токмо вс?хъ сущих богохранимыя державы своея в страх и в трепет вложи, но вся окрестныя страны нев?рныхъ языкъ, слышаще Царьское имя его, с великою боязнию трепетаху. Прочая же его Царьского исправления добродет?ли слово инде изъявитъ.
Тогда же убо ы преиде въ пятьдесят третье? л?то возраста своего, случися ему велия бол?знь, в нейже проувид?въ свое к Богу отшествие, восприятъ великий ангелъский образ и наречен бысть во иноцех Иона, и по с?мъ скор? остави земное царьство, ко Господу отиде л?та 7092-го марта въ 19 день; и по преставлении своемъ вручивъ превеликий скифетръ Росийскаго самодержавного Царствия и свой великий Царьский Престол предастъ благородному сыну своему благочестивому и христолюбивому Царю и Великому Князю Федору Ивановичю всеа Русии [14].
В Соборной грамоте 1613 года, посвященной поставлению на Царство Михаила Федоровича Романова есть такие строки:
«по Великом Государе Василье Ивановиче приим скифетр великого Росийскаго Царствия сын его храбрый великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всеа Русии Самодержец, благочестию рачитель, и по крестьянской вере крепкой поборник, и в своих государственных чинех и поведениях премудр, и высочайшую честь и вышехвалную славу Царствия венец на главу свою восприят, его же взыска от древних лет, от прародителя своего великого Государя от Владимера Манамаха; и от премудраго его разума и от храбрского подвига вси окрестные государства имени его трепетали, зане знаменит бе и храбр, и в победах страшен, и мусулманские государства, царство Казанское, и царство Астороханское и царство Сибирское, под свою высокую руку покори, и в плену держимых хрестьян тмочисленных свободи; ноипаче же от потрясения меча ево Германстии родове устрашишася» [15].
Данная грамота подписана 235 участниками Собора, в том числе 8 архиереями (митрополитами, архиепикопами и епископами), более 40 архимандритами и игуменами, более 50 боярами, князьями, окольничьими, десятками дворян, детей боярских, выборных дворян и посадских людей со всей России, в том числе боярином Князем Дмитрием Пожарским.
Во многих других документах конца XVI – начала XVII века имеются свидетельства почитания Царя Иоанна Васильевича как благоверного, христолюбивого Царя. В Грановитой палате Московского Кремля, на стенописях Спасо-Преображенского храма Новоспасского монастыря в Москве и Успенского храма в Успенском монастыре города Свияжска, на некоторых других дошедших до нас стенописях и иконах Царь Иоанн Васильевич Грозный изображен с нимбом святого, что свидетельствует не только о благоговейном отношении к его Царскому достоинству, но и о его почитании как благоверного Царя.
И как бы ни была сильна вера в клевету людей, воспитанных на масонской и большевицкой пропаганде, как бы ни шумели они, повторяя ее уже сегодня, это не значит, что мы, русские православные люди, не можем почитать, не можем славить великомученика и Благоверного Царя Иоанна Васильевича, а должны обязательно дожидаться его всероссийского прославления. Регулярно читая Большой Акафист Царю Иоанну Васильевичу Грозному около его гробницы в Архангельском Соборе Московского Кремля, я каждый раз являюсь свидетелем того, что почти каждый второй входящий в Архангельский собор русский человек ищет место погребения Царя Иоанна Васильевича, чтобы поклониться и отдать ему дань уважения, а многие встают рядом и участвуют в чтении молитвы.
Народное сердце не обманешь! Сколько бы не писали либералы и враги России, как бы не клеветали на благоверного Царя великомученика, молитва к нему идет от сердца к Богу и Святому его угоднику, и Царь не оставляет без помощи молящихся и обращающихся к нему. Такая же картина, мы знаем, была и на рубеже XIX и XX, когда в Архангельском соборе регулярно заказывались панихиды Царю Иоанну Васильевичу, а настоятель собора протоиерей Валентин Амфитеатров (ныне тоже местночтимый московский святой) вел в специальной книге записи о чудесах, совершившихся по молитвам к Царю Иоанну. Особенно частой была помощь Царя в сложных житейских обстоятельствах и в судебных тяжбах.
Так и сегодня, несмотря на заявления некоторых епископов о том, что Царь Иоанн Васильевич как всероссийский святой не будет прославлен никогда, можно твердо сказать: «Дело вашей совести и ваших исторических знаний, принимать или не принимать клевету на Царя Иоанна, но для нас, русских православных людей, нет ни тени сомнения в святости Царя Иоанна Васильевича. Мы молимся ему, читаем акафисты и молитвы, почитаем его за то, что он сам твердо стоял в православной христианской вере и укреплял православную веру в народе русском, сохранил и преумножил Державу Российскую».
Поэтому не только допустимо, но и совершенно нормально, когда современный художник, скульптор изобразит Царя Иоанна с нимбом вокруг головы, как это и было принято в XVII веке, и будет именовать его благоверным Царем. К кому как не к русским благоверным Царям мы должны обращать наши молитвы об укреплении Российского Государства, о мире и благоденствии, о процветании нашей Родины! Да помилует и сохранит нас Господь Бог Своею Благодатию и просветит нас Светом Истины Своей.
Президент Русского культурно-просветительного
фонда имени святого Василия Великого,
Василий Бойко-Великий