Выступление Патриарха Кирилла по Первому каналу телевидения, 11 октября 2014 года в программе «Слово пастыря» (
-Историю нужно писать не тенденциозно, а объективно настолько насколько это возможно. Задача ой, какая тяжелая, потому что внутри каждого такой червячок сидит и точит его и мысли не исторические, а чисто прагматические и политические начинают доминировать над исследователем, а тем более над тем, кто учебник пишет.
И, тем не менее, какое можно было взять правило, применяя кое можно было бы действительно представить более или менее объективную картину прошлого. А правило такое, что не возможно событие или личность рассматривать вне широкого исторического контекста. А что включается в этот контекст? А в него включается уровень культуры, включая бытовую культуру, культуру ведения войны, культуру осуществления взаимодействия с врагом. Если в обществе, где не приняты пытки и смертная казнь, кто то с пыткой смертную казнь применяет, то с точки зрения ценностей общества он воспринимается как преступник. А если в обществе были приняты пытки как средство дознания, никому и в голову не пришло сказать что это плохо, все считали что это правильно. А как же изобличить преступника? На дыбу его. И если оценивать деятельность того или иного государственного деятеля по тому что он участвовал в такого рода дознаниях с современной позиции, то перед нами будет тиран, но он не был тираном для своих современников. Я привел только один небольшой пример, любое историческое событие, любую личность нужно рассматривать в общем контексте. Вот если эта личность из того контекста выпадает своей кровожадностью и своим ненасытным желанием порабощать людей и глумиться над ними, тогда у историка появляется возможность охарактеризовать соответствующим образом эту личность.
И еще у нас некая склонность к самобичеванию. Те, кто изучал западную историю, знают, что наиболее кровавые преступления, с нашей современной точки зрения, совершали средневековые западноевропейские короли особенно английские, да и французские тоже. Если соотнести количество жертв, опять-таки, которые с современной точки зрения являются несправедливыми, совершенными, принесенными на алтарь решения тех самых политических проблем в Западной Европе в средние века, с количеством жертв, допустим, совершенных Иоанном Грозным – цифры несоизмеримые. Но вокруг тех самых королей нет ореола жутких, страшных, кровавых правителей. А Иоанна называют Грозным по праву, справедливо, народ так назвал, но он не является уникально грозным правителем в те самые времена, о которых идет речь.
15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Уважаемый Юрий Александрович Коков, глава Кабардино-Балкарии! Ваше Высокопреосвященство, владыка Феофилакт! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с историческим днем, в центре которого действительно историческое событие. Мы освятили в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, замечательный собор в честь Марии Магдалины, небесной покровительницы Марии Темрюковны, жены Государя Ивана IV, именуемого Грозным, — великого правителя Руси, во время царствования которого и произошло соединение наших народов, наших судеб, наших людей. Действительно, без малого полтысячелетия мы вместе. И ведь это не были искусственно созданные условия для совместного проживания, — мы вместе прошли через войны, через страдания, через голод, через потрясения. Мало какие народы за эти полтысячи лет прошли столько потрясений, сколько народы, объединенные Русью, и среди них драгоценная жемчужина в этой короне совместной жизни и трудов народов — Кабардино-Балкария.
Россия стала великим государством от Балтийского моря до Тихого океана только потому, что она сумела объединить народы, которые вошли в ее состав. А в каком случае это возможно? Только в одном — если в многонациональном государстве нет людей первого и второго сорта по национальному признаку, если все люди — первого сорта, если перед человеком любой национальности открываются возможности карьеры, бизнеса, активного участия в жизни своего народа и всей страны. И что может быть более замечательного, чем исторический брак Ивана Грозного и Марии Темрюковны? Если Царь принимает кавказскую женщину и она становится для него самым родным существом, что может быть более ярким выражением межнационального согласия, мира, уважения между народами?