По мнению автора, демонтаж экуменической политики РПЦ зависит от президента Путина
История с так называемым «Всеправославным собором» поучительна хотя бы тем, что вызывает к себе со всех сторон отношение, по большей части далекое от адекватного понимания того, какие процессы имеют место в действительности. Так, вряд ли можно признать свидетельством такого понимания торжествующие победные реляции тех, кто искренне не хотел, чтобы наша Церковь участвовала в позорном действе на Крите. И это притом, что из некоторых комментариев официальных представителей РПЦ несведущему человеку вообще невозможно понять, из-за чего разгорелся такой сыр-бор с участием или неучастием русской делегации, почему мы в итоге не поехали на этот собор? Так что же, собственно, произошло?
Для того чтобы понять это, необходимо, в свою очередь, обладать адекватным пониманием, того, что такое экуменизм, его глубинных, абсолютно внецерковных и не вполне прозрачных международных корней. Процесс, связанный с подготовкой пресловутого «Всеправославного собора», начался давно, по меньшей мере еще в 20-е годы прошлого столетия. Целью процесса, как он мыслился закулисными «операторами», была радикальная модернизация церковных институтов, в конечном счете – полное выхолащивание их традиционалистского содержания, наполнения, разрыв исторической преемственности, связи с Традицией. Параллельно тот же процесс шел и в католицизме. Однако в 20-е годы 20 в. реализовать эти планы не удалось, в силу целого ряда исторических обстоятельств. Все возобновилось в 60-е годы, причем параллелизм процессов, протекавших в католицизме и в Православии, настолько очевиден, что удивительно, как это многие не обращают на него внимания.
Второй Ватиканский собор, весь его ход, организация и итоги дают наглядное представление о целях и методах закулисных модераторов. Главным итогом, помимо модернистских реформ в католицизме, было то, что, пассивное консервативное большинство католиков молчаливо-покорно склонилось перед волей «начальства», а пассионарное меньшинство церковных консерваторов ушло в раскол, образовав движение католиков-традиционалистов, так называемых «лефевристов». Но там задача продавливания реформ облегчалась тем, что Ватикан устроен принципиально по-другому по сравнению с Православной Церковью. В отличие от последней, где действует поместный принцип, Ватикан является единой мировой организацией, подчиненной папе (притом, что в католицизме, как известно, еще особенным образом присутствует юридизм, преклонение перед внешней организацией), что облегчает задачу добиться мутации католической традиции. Достаточно продвинуть во власть «своего папу» с верным ему окружением, а дальше вступают в действие понятные властные механизмы. Как показал в своей
Параллелизм между Вторым Ватиканским собором и неудавшимся тогда собором Всеправославным касается не только методов организационных, но и содержания самих документов. В основе «экуменической» части – безусловно революционная, подрывающая христианское святоотеческое учение идея равенства всех религий (не правового, перед законом, а по существу), возможности спасения вне границ Церкви, размывание этих границ. В конечном счете именно «апокатастасис», учение о всеобщем спасении – вот смысловая сердцевина соответствующих документов как Второго Ватикана, так и недавнего сидения на Крите. Эта идея, внедренная извне, протаскивалась и протаскивается немногочисленными представителями внутрицерковного модернизма, причем в современном Православии таковых иерархов, по факту принявших для себя эту идею, ничуть не меньше, чем у католиков. Мы имеем дело с непрозрачным по своим корням глобальным мировым процессом, а принимающие вид наивных «спецпатриоты» на голубом глазу рассуждают о «послушании» и «непослушании» «священноначалию»! Можно подумать, им неизвестно хотя бы о роли американских спецслужб в поставлении Иоанна Павла II, в атаке на его предшественника Иоанна Павла I и в «чутком руководстве» действиями патриарха Варфоломея, широко известного в узких кругах под кличкой «кардинал Фанара»! Неужели они не понимают, что духовной основой глобалистики как проекта является гностицизм, непрозрачные для «внешних» оккультно-гностические доктрины?
Однако осуществление планов, параллельных Второму Ватикану, в Православии оказалось не таким простым. Во-первых, как мы указали выше, здесь действовал и действует поместный принцип (в мировом Православии не существует единого организационного центра), во-вторых, епископат не может здесь механически навязывать свои решения церковной полноте и старцам, духовникам, пользующимся авторитетом в народе; одним словом, Православная Церковь обладает качеством, не свойственным католицизму, то есть соборностью. Церковная полнота подвергает рецепции решения церковной власти, поэтому что-либо навязать путем обмана и манипуляций, как это было на Втором Ватиканском соборе, здесь гораздо сложнее. Это там возможно раздать епископам проекты документов, подготовленных к собору, непосредственно перед голосованием; здесь их приходится порой заранее обнародовать.
Долгая эпопея подготовки «Всеправославного собора» - замечательное свидетельство того, как церковная полнота отчаянно сопротивлялась закулисным усилиям экуменического лобби, что приводило ко все большему сокращению повестки дня будущего «соборища», постепенному выхолащиванию либерально-неообновленческой сути готовящихся к принятию документов. Но окончательный удар по тайному замыслу церковных модернистов был нанесен тогда, когда документы, принятые предсоборным совещанием в Шамбези, были-таки опубликованы. То, что именно патриарх Кирилл настоял на этом, свидетельствует лишь о том, что он, будучи явно умнее своего «фанарского» коллеги, хорошо понимал опасность полной закрытости процесса, понимал, что в Православной Церкви так грубо подавить консервативное большинство, как это сделали в свое время у папистов, не получится. Говоря по-простому, Патриарх Кирилл, не без серьезных оснований, опасался самого страшного для любого церковного лидера – большого раскола. Но в этом неизбежном решении – все-таки опубликовать документы, пусть и в самый последний момент – содержалась другая опасность – открыть дорогу для соборного сопротивления либерально-экуменическому лобби церковной бюрократии, что в итоге и случилось.
Как только документы, по согласованию с Константинополем и предстоятелями других Поместных Православных Церквей, были опубликованы (за три дня до начала Архиерейского собора РПЦ), как снежный ком начал нарастать вал богословской критики; началось активное сопротивление их предстоящему принятию на Критском соборе со стороны лучших представителей мирового Православия (авторитетных духовников, старцев, богословов, иерархов). Этот длинный ряд много раз перечислялся. Основная канва событий изложена в
Нарастающий вал критики вынудил руководство ряда Поместных Православных Церквей также высказаться критически на уровне высших руководящих органов своих юрисдикций. Так, в частности, произошло в Грузинской и Болгарской Церквях, в итоге вообще отказавшихся от поездки на Критский собор. Руководство РПЦ также приняло свои меры, проведя богословскую конференцию 19 апреля, которая разработала
Руководство РПЦ до последнего готовилось к участию в нем, однако все неожиданно поменялось после визита Патриарха Кирилла и президента Путина на Афон, изначально бывший, пожалуй, главным центром сопротивления экуменизму вообще и Критскому собору в частности. По мнению некоторых инсайдерских источников, визит делегации РПЦ изначально вовсе не планировался, а просто в последний момент она присоединилась к Президенту. Косвенным подтверждением этого является то, что встреча Путина с Кинотом происходила фактически в закрытом режиме, без участия представителей команды Патриарха Кирилла, причем о содержании ее точно ничего не известно. Факт заключается в том, что именно после этой встречи произошла главная странность, решительно нарушающая все законы протокола: сразу после отъезда Президента и Патриарха с Афона Кинот выпустил свое
Однако сразу после исторического отказа от участия русской Церкви в экуменическом «соборище» началась война интерпретаций, объясняющих причину нашего отказа. Уже
По имеющимся сведениям, сейчас экуменической командой ОВЦС (являющейся, по словам его председателя митрополита Илариона, всего лишь
В «ревнительском» движении в самой России, которое также противостояло и противостоит экуменической политике руководства РПЦ, изначально было и есть два направления. Сторонники одного, с позиций независимого взгляда на события и независимого ни от каких иных внешних сил участия в них, выступают за то, чтобы всеми возможными средствами воздействовать на «верхи», добиваться кардинальных перемен в этой политике и при этом противостоять возможному расколу (который во многом провоцируется политикой «верхов»), сторонники же другой, которые уже прямо говорят о безблагодатности нынешней иерархии РПЦ (которую она якобы приобрела после встречи в Гаване и подписания документов Шамбези), как раз сами провоцируют раскол, будучи управляемы кураторами из спецслужб, обслуживающих российских компрадоров из числа либеральных элит, связанных с Западом. Это два крыла единой птицы под названием «цветная революция»: чем больше неадекватности и «упертости» в поведении правящего субъекта, тем больше шансов у тех, кто стремится оседлать естественный в таком случае социальный протест и добиться дезорганизации управления и развала всей системы. Команда ОВЦС и апологеты раскола «справа» как бы подпирают друг друга и, апеллируя к своим сторонникам, кивают в сторону другого «крыла». Поэтому если сейчас решения ближайшего Синода будут иметь привычный характер либерально-экуменической двусмысленности, это, в не очень отдаленной перспективе, может возыметь поистине катастрофические последствия. Каков же выход?
Что касается содержательной стороны, то здесь хотелось бы прежде всего еще раз повторить: какие-либо торжествующие, победные реляции со стороны противников экуменизма – самое неумное занятие, коему они могут сейчас предаваться; борьба отнюдь не закончена, а лишь переходит в новый этап. Как можно торжествовать, если угроза раскола «справа» и, стало быть, «слив» консерваторов в сугубо маргинальное русло, о чем всегда мечтали церковные и околоцерковные либералы, реальна как никогда? Единственное, что может выбить карту «праведного», «оправданного» раскола из рук радикалов – это, во-первых, отзыв подписи Патриарха Кирилла под документами Шамбези, во-вторых, отмена решений Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля, для чего его необходимо во внеочередном порядке созвать. В ближайшей перспективе – выход нашей Церкви из Всемирного Совета церквей. Для того чтобы добиться этого, необходимо усиливать наши соборные действия, наращивать давление на правящего субъекта РПЦ в лице Патриарха, Синода и Архиерейского собора, продолжая то, что мы делали до сих пор, на качественно более высоком уровне, руководствуясь бескорыстной заинтересованностью в дальнейшей судьбе нашей земной Церкви. Но для достижения цели мало и этого. Поскольку после пресловутой встречи в Гаване, организованной и проведенной в глубокой тайне не только от народа, но даже и от членов Архиерейского собора и синодалов, питать какие-либо иллюзии касательно искренности правящего в нашей Церкви субъекта не приходится, необходимо (как бы это ни было трудно, почти невозможно) задействовать тот же спасительный механизм, который промыслительно сработал и спас ситуацию в момент посещения Афона Президентом Путиным. Роль коллективного действия в истории огромна. Но в ее переломные моменты первую скрипку всегда играют «элиты» - те, кто принимает ответственные решения. Как случится на этот раз – мы узнаем не позднее, чем через две недели.
Владимир Семенко