Переговоры в Минске между представителями конфликтующих сторон на востоке Украины вновь не дали результата, что способствовало эскалации военных действий. Украинская армия с новой силой продолжила обстреливать города Донбасса. На фоне этих событий сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин выступил в Москве перед журналистами, ответив на самые важные вопросы: как прошла встреча контактной группы, почему стороны не договорились, и как может развиваться ситуация в дальнейшем.
По словам Дениса Пушилина, причина срыва переговоров в том, что Леонид Кучма, представлявший Украинскую сторону, не имеет официальных полномочий представителя, но, при этом, добивается присутствия на переговорах глав провозглашенных Донецкой и Луганской Народных республик.
– Встреча в Минске состоялась только с третьей попытки, но не по нашей вине. Вместе с уполномоченным представителем ЛНР Владиславом Дайнего мы уже выезжали в Минск, но украинская сторона игнорировала эту инициативу. 31 января контактная группа встретилась, а продуктивного разговора все равно не получилось. Проблема заключается в том, что Киев не умеет вести диалог, а вместо этого отстаивает только свои позиции, на языке ультиматума, но так общаться не получится. Позиция между ДНР и ЛНР была согласована заранее, она исходит из того, что на территории провозглашенных республик погибло несколько тысяч мирных жителей, разрушены десятки тысяч домов, и сегодня обстрелы городов не прекращаются ни на один день. Изредка украинские войска снижали интенсивность обстрелов, но затем вновь возобновляли боевые действия. В результате мы приняли решение перейти в контрнаступление, чтобы подавить огневые точки противника, с которых осуществлялся обстрел крупных населенных пунктов. Стало необходимым захватить донецкий аэропорт, стратегического значения он уже не имел, но оттуда производился обстрел двух районов Донецка – Киевского и Куйбышевского, которые находятся в ужасном состоянии. После наступления линия соприкосновения войск существенно изменилась, и дальнейшие переговоры между сторонами возможны только с учетом фактической линии соприкосновения. Мы продолжаем настаивать на мирном решении конфликта, ситуация не должна обостряться, но для этого из зоны военных действия нужно отвести тяжелое вооружение, артиллерию калибра свыше 10 миллиметров. Без этого договориться не удастся. Сколько бы раньше не назначали режимов тишины, использование тяжелой техники влекло за собой срыв перемирия. И гибнут люди в основном из-за применения тяжелого оружия. События последних дней показали, что украинские вооруженные силы способны воевать только с мирных населением. По самым скромным подсчетам в провозглашенных республиках погибло около 7000 человек, из них 80 процентов – мирные жители, попавшие под артиллерийский обстрел.
На вопрос о том, как будут развиваться события в дальнейшем, Денис Пушилин ответил, что это в основном будет зависеть от украинской стороны, от ее желания и умения договариваться, а не выставлять ультиматумы.
– Ситуация под Дебальцево довольно сложная для украинских военных, но мы должны поступить гуманно. Глава ДНР Александр Захарченко объявил зеленый коридор для тех военнослужащих, которые готовы сложить оружие и уехать домой. Мы не заинтересованы действовать методами Украины. Не хотим мы уничтожать и сам город Дебальцево, потому что это наш город и там до сих пор находятся мирные жители, причем в очень тяжелом положении. Сейчас мы вынуждены думать не только о том, как поступить с военнослужащими, фактически попавшими в окружение, но о простых людях. Такая же сложная ситуации была в Углегорске, где украинские военные были вынуждены прятаться от обстрелов в подвалах домов мирных жителей. Представители ОБСЕ недавно обвинили нас в недоговороспособности. Но о наших мирных инициативах говорит хотя бы тот факт, что 15 января в Минске главами ДНР и ЛНР был в одностороннем порядке подписан документ об отводе тяжело вооружения. Украинская сторона его так и не подписала. Мы были готовы действовать в ущерб своим интересам, лишь бы остановить кровопролитие. Но сейчас ситуация изменилась, фактическая линия соприкосновения отодвинулась вглубь Украины, наступление было нужно, чтобы артиллерия не могла обстреливать крупные города. И дальнейшие переговоры возможны только с учетом фактической линии соприкосновения.
Что нужно для того, чтобы военные действия на Востоке Украины прекратились немедленно, и чтобы главы ДНР и ЛНР приехали на переговоры?
По словам Дениса Пушилина, нужен приказ о прекращении огня и наступления украинских вооруженных сил. Этот приказ может дать только президент Украины Петр Порошенко.
– Как только обстрел наших городов прекратится, главы республик смогу покинуть расположения и выехать на переговоры в Минск, для подписания итогового документа. Разрабатывать его должны полномочные представители от каждой стороны. Когда это случится, зависит, наверное, только от Украины. Мы продолжаем наставить на скорейшем проведении переговоров и на мирном решении конфликта, потому что каждый день в городах гибнут люди. Мы защищаем свою землю не от украинцев, не от Украины, а от правительства, допустившего такое кровопролитие на территории, которую оно считает своей страной.
Денис Пушилин пояснил, что объявленная главой ДНР Александром Захарченко добровольная мобилизация – вынужденная мера.
– Паузы в переговорном процессе Украинская сторона использовала для того, чтобы перегруппировать свои силы и подтянуть резервы. Сейчас от Киева можно ожидать чего угодно, вплоть до широкомасштабного наступления, и мы должны быть готовы защищать свою территорию и интересы. Мы столкнулись с коварным, беспринципным противником в военном плане, и ответ должен быть адекватным. Причина периодического обострения конфликта состоит еще и в том, что Украинская сторона не контролирует все свои воинские подразделения. Существует масса батальонов, карательных по сути, которые действуют исходя из своих собственных интересов, не реагируя на приказы из Киева. 30 января, накануне переговоров в Минске, снаряды попали в очередь мирных людей, стоявших за гуманитарной помощью. Кому выгодно затягивание военного конфликта? Конечно, США, ведь отношения между Европой и Россией продолжают ухудшаться, доверие к доллару растет, в противовес евро. В этом плане остается непонятным, почему Европа не замечает боевых действий, разгоревшихся у нее под боком. ОБСЕ могло бы помочь разрешить конфликт, и я думаю, что, если договоренность о прекращении огня будет достигнута, то речь может идти о вводе на территорию Украины миротворцев, с тем, чтобы они не позволили разгореться конфликту вновь.