В первые дни на волне всеобщей истерии в Париже, связанной с «карикатурными беспорядками», нашёлся всё же один здравомыслящий человек, который дал абсолютно адекватную оценку произошедшем событиям. Им оказался Принц Карл-Филипп Орлеанский, Герцог Анжуйский, приходящийся племянником Принцу Генриху VII, возглавляющему Королевскую династию Бурбонов, правившую Францией с 1589 года и свергнутую в результате революции в 1848 году.
На своей странице в Фейсбуке Принц Карл-Филипп решительно заявил о своих идеологических разногласиях с теми, кто вышел на «марш миллионов» под лозунгом: «Шарли — это я!».
«Почтить память жертв — да. Солидаризоваться с "Шарли Эбдо" — нет», — написал он.
Вот текст этого заявления:
«Я пойду против общего эмоционального настроя, дистанцировавшись от движения "Шарли — это я". Нет, я не Шарли, потому что мне никогда не нравился этот манихейский журнал. "Шарли Эбдо" — это вульгарный листок, презирающий любое мнение, кроме своего собственного, занимающийся провокациями под предлогом свободы выражения мнений. "Шарли Эбдо" — это агрессивное издание, сеющее ненависть между религиями, называя это юмором. "Шарли Эбдо" — это воплощение европейского атеистического левого общества, которое подрывает авторитеты и сеет вражду между людьми и народами, не взирая на расы, цвета кожи и религии. Я отказываюсь принимать участие в этом "республиканском священном союзе" "за Шарли", потому что просто не понимаю, что я должен защищать. Я не проявляю неуважения или непочтительности и не хочу оскорблять память погибших рисовальщиков. Нет слов, чтобы описать чувство ужаса от известия о нападении на редакцию журнала. Я осуждаю этот варварский акт и выражаю свои глубочайшие соболезнования родным и близким покойных. При этом я считаю бессмысленной попытку добиться национального единства на такой основе и осуждаю лицемерие граждан, которые либо никогда не читали это юмористическое еженедельное издание, либо же сами его критиковали. Почтить память жертв — да. Солидаризироваться с "Шарли Эбдо" — нет».
Наследники королевской династии Бурбонов — носители строгой католической традиции в стране республиканской, секуляризированной и антиклерикальной. И это многое объясняет. Вспоминаю одну историю. В 2012 году протодьякон Андрей Кураев участвовал в книжной ярмарке в Нью-Йорке и не мог не посетить Свято-Николаевский собор Московской Патриархии, недавно отметивший своё 110-летие. В беседе с прихожанами он задал вопрос: «В каком, по вашему мнению, государстве мира народ в массе своей хуже всего относится к духовенству и монашествующим, какое общество более других впитало в себя воинственный антиклерикальный атеистический дух?» Собравшиеся стали называть народы и страны. И всё — мимо. «Во Франции! — наконец, произнёс о. Андрей, чем немало озадачил русских американцев. — Всякий раз, когда я приезжаю в эту страну, на улице меня нет-нет да и смерят с ног до головы красноречивым презрительным взглядом. В магазинах и кафе, порой, демонстративно отворачиваются, отказывая в обслуживании. И всё потому, что на мне — ряса священнослужителя!..»
Вот в такой стране, до сих пор чтящей богоборческие идеи эпохи Просвещения, не смогли цивилизованно «разрулить» скандальную ситуацию с перманентным провокационным появлением кощунственных, за гранью добра и зла, карикатур в грязном атеистическом бульварном листке. Так кто же он, Принц Карл-Филипп Орлеанский, Герцог Анжуйский, герой тех дней, не побоявшийся высказать публично собственное здравое суждение и тем самым вступить в противостояние со стадными инстинктами большинства?
На сайте Русской Духовной миссии в Иерусалиме я нашла сообщение четырёхлетней давности, озаглавленное «Герцог Анжуйский посетил Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме». В нём, в частности, сообщалось: «5 января 2010 года в рамках своего первого паломничества в Святую Землю Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме посетил Его Королевское Высочество Принц Шарль Филипп Орлеанский, Герцог Анжуйский, с Августейшей супругой Принцессой Дианой, Герцогиней Анжуйской и Кадавальской.
Его Королевское Высочество с гордостью и теплом вспоминает о своих славных славянских предках: Принц – в 37-м колене потомок Королевы Франции Анны Ярославны, дочери Святого Благоверного Великого Князя Ярослава Мудрого, внучки Святого Равноапостольного Князя Владимира. Герцог Анжуйский активно занимается благотворительностью. С 2004 года Его Высочество является Великим Магистром Военного и Госпитальерского Ордена Святого Лазаря Иерусалимского, основанного крестоносцами на базе больницы для прокаженных. Первое сохранившееся упоминание об Ордене относится к XII веку. Тогда, в эпоху крестоносцев, рыцари Ордена содержали в Иерусалиме больницу для прокаженных. Находилась она в сегодняшнем иерусалимском районе Мамилла недалеко от стен Старого города... После изгнания крестоносцев из Святой Земли Орден Святого Лазаря при поддержке Королей и Пап Римских продолжал существовать в Европе. В 1798 году Король Франции Людовик XVIII, являвший Великим Магистром Ордена Святого Лазаря, произвел в рыцари Ордена Императора Всероссийского Павла I и его сыновей Александра (будущего Императора Александра I) и Константина. На протяжении двух последних столетий Орден объединяет православных, католиков, протестантов. Сегодня Орден ведет активную благотворительную работу, реализуя в развивающихся странах мира проекты помощи детям, старикам, людям, пострадавшим от природных катастроф, лишенным социальной поддержки, оказавшимся за чертой бедности, неизлечимо больным.
Одной из основных задач Ордена на протяжении столетий остается борьба с проказой. В нынешнем паломничестве в Святую Землю Герцога Анжуйского сопровождают члены Ордена Святого Лазаря. Памятуя об исторической связи Ордена и Французского Королевского Дома с Россией, Принц Шарль-Филипп выразил желание посетить Русскую Духовную Миссию. Здесь Августейших Особ и сопровождающих их лиц принял начальник Миссии архимандрит Исидор. Гости посетили первый русский храм на Святой Земле – домовую церковь Святой Мученицы Царицы Александры...
В беседе с начальником Миссии Его Высочество поделился воспоминаниями о памятной для него встрече со Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в соборе Парижской Богоматери в 2007 году. Герцог Анжуйский высоко оценил значение этого первого в истории официального Патриаршего визита во Францию и выступление Его Святейшества в ПАСЕ в Страсбурге, благодаря которому Европа во многом по-новому открыла для себя Русскую Православную Церковь. В беседе с архимандритом Исидором Его Королевское Высочество и его спутники рассказали о деятельности Ордена Святого Лазаря и живо интересовались сегодняшним положением христиан в Святой Земле и возможностями оказания им помощи силами Ордена. От имени Ордена Святого Лазаря Принц Шарль-Филипп предложил изучить возможности для совместных проектов Ордена и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме»...
Хотелось бы верить, что в трагические дни в Париже, совпавшие с празднованием Православного Рождества Христова, именно русская кровь во Французском Королевском Доме побудила его представителя к решительному публичному поступку, положившему начало процессу отрезвления во французском обществе.
кандидат исторических наук