Московскiя Въдомости
16+
<p>Русский издательский центр имени святого Василия Великого выпустил книгу П.В. Кузенкова кандидата исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ «Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков».</p>

«Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков»

23 Декабря 2014, 15:47 # / Статьи / 18253.html

Русский издательский центр имени святого Василия Великого выпустил книгу П.В. Кузенкова кандидата исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ «Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков».

Предлагаем Вашему вниманию предисловие к книге издателя и фрагмент этого научного исследования.

 

Предисловие издателя

Уважаемый читатель, Вы держите в руках замечательную монографию по исследованию систем летосчисления, бытовавших и существующих поныне в нашей Вселенной.

Автор с научной скрупулезностью проделал большую изыскательскую работу с целью объединить в одной книге описание всех известных систем летосчисления, прежде всего уделяя внимание восточнохристианской традиции. Эта работа будет интересна как серьезным ученым, так и всем, интересующимся историей. Она дает ключи к пониманию многих исторических артефактов и решению сложных хронологических загадок, раскрывает последовательность и способы взаимодействия систем летосчисления, которые отнюдь не всегда были такими ясными и понятными, как сегодня – разные цивилизации вели летосчисление по-разному. Для определения соотнесенности во времени событий мировой истории нам необходимо понимать и соотносить даты местных систем летосчисления с нынешней системой.

В книге уделено важное место основе систем летосчисления от сотворения мира – библейской хронологии. В частности, описана «загадка Мафусаила»: согласно некоторым спискам Септуагинты, праотец Мафусаил жил и после всемирного потопа, хотя, как сказано в Священном Писании, после потопа выжили лишь Ной, его супруга, сыновья и невестки.

Автор монографии описывает также разные системы пасхалии и лежащих в ее основе лунно-солнечных календарей.

В древности существовали разные системы летосчисления, начинавшиеся либо от сотворения мира, либо от Рождества Христова. Их изучение поможет найти ключ ко многим загадкам русской исторической хронологии: в частности, к вызывающим споры ученых датировкам прихода на Русь Рюрика, русских походов на Царьград и т.п. Все это связано не с ошибками переписчиков, как это еще недавно объясняли, а с разными способами исчисления лет, бытовавшими в Ромейской Империи в IX–XI столетиях, когда происходил постепенный переход на привычную нам ромейскую систему летосчисления (на 5508 лет отличающуюся от современной).

Но самое главное – в книге прослеживается и описывается Юлианская система летосчисления, лежащая в основе православной пасхалии и действующая ныне в Православных Церквах: Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквах, монастырях Святой Горы Афон. Даже католическая община Святой Земли приняла недавно решение отмечать Пасху вместе с православными христианами именно по традиционному Юлианскому календарю. Этот календарь, по которому христиане живут уже более 2000 лет, является важной традицией, синхронизирующей бытие Церкви небесной – торжествующей и Церкви земной – воинствующей.

Автор также создал колоссальный справочный аппарат по системам летосчисления, который прилагается к этой книге в виде CD-диска.

Крепости духа и силы мысли Вам, уважаемый читатель, в духовном и научном изучении мировых хронологических систем.

Президент Русского
Культурно-просветительного фонда
имени святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий

 

Отрывок из книги

Медленное смещение месяцев по временам года не создавало египтянам серьезных практических неудобств (тем более, что простой народ жил по лунному календарю). Однако определение точной даты начала разлива Нила требовало регулярных многовековых наблюдений за регулярностью календаря. В конце концов, египтяне вывели формулу сезонного (т.е. солнечного) года: 365 1/4 дня. Таким образом, традиционный календарь нуждался в коррекции путем добавления 1 дня каждые 4 года. Именно такую реформу инициировал в 238 г. до н.э. царь эллинистического Египта Птолемей III Эвергет1. Однако новый календарь тогда так и не прижился: очевидно, сказался консерватизм египетской культурной традиции. Понадобились политические катаклизмы I в. до н.э., вызвавшие к жизни Римскую империю, чтобы календарная традиция Египта и всего «римского мира» (Pax Romana) была унифицирована на основе новоегипетской системы.

Древний римский календарь имел лунное происхождение. Об этом говорит причудливая система отсчета дней в месяце: после первого дня (календ) идет обратный отсчет до нон (7-й или 5-й день месяца), затем обратный отсчет до ид (8-й день после нон), после чего начинается обратный отсчет до календ следующего месяца. Нетрудно увидеть здесь реликты лунного цикла: иды приходятся примерно на полнолуние, ноны – на первую четверть, а календы очевидным образом связаны с новой луной (ее ритуальным призыванием, calatio, сами римляне объясняли название этого дня). С ростом государства календарь требовал систематизации. Попытки создать более или менее адекватный лунно-солнечный календарь не увенчались успехом, и в конце республиканской эпохи римский календарь пришел в безпорядок, который лишь усугубляли следившие за ним жрецы – великие понтифики. В 63 г. до н.э. эту должность получил молодой Гай Юлий Цезарь. Став впоследствии консулом и диктатором, он решил провести реформу, по которой римский календарь согласовывался с самым точным на то время солнечным годом – египетским. Добавив 67 дней между ноябрем и декабрем 46 г. до н.э., Цезарь (консультантами которого выступали александрийские астрономы во главе с Сосигеном [1] с 1 января следующего года ввел в действие новый календарь, в его честь названный юлианским [2]. В нем 12 месяцев составляли в сумме 365 дней [3], а самый короткий месяц, февраль, каждый 4-й год получал дополнительный день (так называемый «високос»[4]). Эта система со средним годом в 365 1/4 суток при всей своей простоте (цикл всего в 4 года) вполне удовлетворительно согласуется как с тропическим, так и с сидерическим (звездным) солнечным годом (занимая между ними среднее положение) и весьма удобна для исторической хронологии.

С 42 г. до н.э. римские жрецы по ошибке вставляли високос каждые 3 года. Правильный цикл високосных лет начался лишь с 8 г. н.э., когда юлианский календарь был окончательно упорядочен императором Августом [5]. Уже в I в. н.э. новый календарь стремительно распространяется в восточных провинциях Римской империи, вытесняя из официального употребления старые лунно-солнечные календари [6]. Этому способствовало не только политическое давление Рима, но и практическое удобство: в пользу римского календаря, весьма точно соответствовавшего солнечному году и благодаря этому обезпечивавшего возможность точной фиксации сезонных климатических явлений, высказывался такой медицинский авторитет, как Гален (II в.) [7]. В восточных вариантах юлианского календаря принимался 4-летний високосный период, а старые лунные месяцы закреплялись на определенных числах римского года, становясь, таким образом, месяцами «солнечными». Так, в календаре провинции Азия начало года, 1-е число месяца кесарий (бывший диос), было привязано к 23 сентября – дню рождения императора Августа.

В Антиохии местные месяцы (имевшие параллельные греко-македонские и сиро-вавилонские названия) были в точности приравнены к латинским. Началом года являлось 1 октября = 1 гиперберетайоса = 1 тишрина. Лишь в V в. (между 449 и 483 г.) антиохийское новолетие было перенесено на 1 сентября [8]. В соседней Селевкии Пиэрии аналогом октября стал месяц горпиайос (в Антиохии и Тире месяц с таким названием соответствовал сентябрю). В Сидоне и Ликии сдвиг был в другую сторону: гиперберетайос был аналогичен сентябрю, а горпиайос – августу. Такое расхождение объясняется тем, что из-за разнобоя в системах лунно-солнечной интеркаляции одни и те же македонские месяцы в разных городах постепенно смещались друг относительно друга. Превратившись после перехода на юлианский календарь из лунных в «солнечные», они попали на разные римские месяцы.

В Египте юлианский календарь был приспособлен к местной традиции в виде т.н. александрийского календаря, введенного с 5 г. Августа (26/25 г. до н.э.) [9]. В нем оставлены 30-дневные месяцы, а дополнительный 366-й день добавляется в виде 6-го эпагомена. Начало года, 1 тота, совпало с 29 августа, а в годы, предшествующие римским високосным – с 30 августа (египетские високосные годы считаются совпадающими с римскими, хотя формально добавочный день прибавляется к предыдущему году).

Таким образом, с 1 марта по 28 августа каждый день египетского года всегда имеет однозначное соответствие в римском юлианском, а с 29 августа по 28/29 февраля это соответствие из-за високоса изменяется на 1 день: 1 января обычного года = 6 тюби, високосного года = 5 тюби. Александрийский календарь в наши дни сохраняется в церковном употреблении у коптов и эфиопов.

В Ромейской империи юлианский календарь существовал в классической форме, несмотря на то, что с VI в. начало официального года переместилось с 1 января на 1 сентября. Однако счет дней в месяцах (сохранивших латинские названия) велся обычно не по традиционной римской системе (с календами, идами и нонами), а по упрощенной, принятой на Востоке – по порядковым номерам дней.

При составлении пасхалистического календаря должны учитываться три астрономических движения: Земли вокруг собственной оси, Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ясно, что эти совершенно не связанные друг с другом физические явления соизмеримы в целых числах только с той или иной степенью приближения. При этом чем точнее результат, тем более громоздкой получается формула уравнения. С точки зрения соотношения «точность/удобство» основанная на юлианском календаре александрийская пасхалия является оптимальной.

Юлианский год был унаследован средневековой христианской цивилизацией и в течение многих веков (в ряде православных стран сохранялся до XX в.) являлся основой церковного календаря как в Европе, так и на христианском Востоке. Разумеется, этот условный год несовершенен: его погрешность относительно реального тропического года составляет примерно 1 сутки за 128 лет [10]. Об этом было прекрасно известно античным и средневековым восточным астрономам, а к началу XIV в. этим озаботились и греческие ученые. Из-за накопившейся погрешности сместилась дата весеннего равноденствия, опорная для расчета христианской Пасхи. Впрочем, исправлять юлианский календарь и основанную на нем пасхалию было сочтено неполезным: нарушение векового предания Святых Отцов грозило вызвать потрясения в Ромейской империи, и так переживавшей трудные времена. Многие ожидали тогда скорого конца света, что делало реформу безсмысленной. Кроме того, православные богословы трактовали календарные погрешности (неизбежные при любой системе) как напоминание о несовершенстве тварного мира, несущего на себе последствия человеческого грехопадения [11].

Иначе подошла к делу католики. Бурно развивающаяся западноевропейская наука уже давно выяснила несовершенство юлианского календаря, но только в конце XVI в. папский престол решил провести его реформу. Демонстрируя, что «научная истина» важнее хотя и древней, но якобы

ошибочной традиции, папство попыталось укрепить свой пошатнувшийся под ударами протестантов авторитет. Под предлогом того, что Пасха постепенно отходит от своего «законного» предела и через 2300 лет может попасть на лето*, была проведена реформа календаря и пасхалии, о чем папа Григорий XIII оповестил мир, издав 24 февраля 1582 г. буллу «Inter gravissimas».

Автором проекта нового, так называемого григорианского календаря стал итальянец из Перуджи Алоизий Лилий (Луиджи Лилио, 1520–1576). За счет отмены високосов в последние («круглые») годы столетий, номер которых не кратен 4, обезпечивалось уменьшение средней продолжительности календарного года на 3/400 (= 0,0075) суток, что в значительной мере компенсировало погрешность юлианского цикла (0,0078 суток). Для компенсации ошибки, накопившейся со времени Никейского Собора 325 г. (когда для расчетов Пасхи равноденствие было установлено на 21 марта), были пропущены 10 дней [12]. Новый календарь оказался более громоздким (полный цикл високосов увеличился с 4 до 400 лет) и при всей своей претенциозности не стал самым точным (в этом он уступает новоперсидскому календарю XI в.).

Но главным его практическим недостатком явилось то, что разрушился 532-летний пасхальный цикл, и вычисление даты католической Пасхи отныне превратилось в сложную математическую задачу.

Несмотря на то, что нововведение папы было неприязненно воспринято как на протестантском Западе, так и на православном Востоке [13], григорианский календарь медленно, но верно вытеснял юлианский. Католические страны провели календарную реформу сразу после выхода папской буллы (Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция в том же 1582 г.; германские католические земли, Бельгия, Фландрия, Люксембург, Савойя – с 1 января 1583, Бавария в 1583, Австрия и Швейцария в 1584, Венгрия в 1587, Трансильвания в 1590). Среди протестантов папская реформа вызвала неприятие. Но практическая потребность в унификации дат привела к тому, что в XVII–XVIII вв. и протестантские страны Западной Европы постепенно перешли на новый календарь (Пруссия уже в 1610 г., протестантские земли Германии, Голландия, Дания и Норвегия – в 1700, Великобритания в 1752, Швеция с Финляндией в 1753). В скорбные годы войн и богоборческих революций в 1-й половине XX в. на «новый стиль» гражданского календаря перешли традиционно православные государства Восточной Европы (Болгария в 1916 г., Советская Россия в 1918 г.[14], Сербия и Румыния в 1919 г., Греция с 1 февраля 1923 г.). Помимо стран христианского мира, григорианский календарь принят также в Японии (1873), Китае (1911), Турции (1916), Монголии (1924), Иране (1925), Египте (1928), Корее (1946), Вьетнаме (1967).

Православные Церкви в странах, перешедших на новый гражданский стиль, продолжали пользоваться юлианским календарем, что порождало комплекс проблем, главной из которых представлялось отчуждение между церковной и гражданской жизнью. Накануне принятия нового стиля в России, 30 января 1918 г., Поместный Собор Православной Российской Церкви принял решение оставить в церковном употреблении юлианский календарь и сформировать Отдел для изучения вопроса; Отдел, исследовав дело, нашел, что каких-либо теоретических оснований предпочитать григорианский стиль не имеется, но практические затруднения, связанные с переходом на новый стиль, требуют поставить календарный вопрос на общеправославный уроень. Во исполнение соборного поручения патриарх Московский и Всероссийский Тихон в начале 1919 г. обратился с посланием к константинопольскому патриарху Герману V с просьбой опросить Поместные Церкви по вопросу об отношении к новому календарю. Но в Константинополе в это время разгорелась борьба за патриаший престол; тем временем на новый стиль перешли и другие православные страны, включая Грецию. В мае – июне 1923 г. в оккупированном Антантой Константинополе по инициативе группы иерархов во главе с патриархом Мелетием (Метаксакисом) [15] было созвано «Всеправославное совещание», в котором участвовали представители Константинопольской, Элладской, Сербской и Румынской Православных Церквей. На нем было принято решение об «исправлении» церковного календаря. При этом в качестве новой календарной системы был формально принят не григорианский календарь, а т.н. новоюлианский [16] (который в ближайшее тысячелетие, за исключением 2800–2900 гг., будет полностью совпадать с григорианским).

В России реформу с энтузиазмом поддержали «обновленцы», перешедшие на новый стиль с 12 июня 1923 г. Святейший патриарх Тихон находился в это время под арестом; вскоре он вернулся к церковному управлению и сразу же получил от большевистских властей настойчивое требование ввести гражданский календарь. 24 сентября/7 октября, на основании неточной информации из Константинополя о том, что все другие Православные Церкви якобы согласились на реформу, малый собор епископов во главе с патриархом Тихоном принял постановление о введении в церковное употребление нового времяисчисления со 2/15 октября. Решающим аргументом при принятии этого решения была необходимость сохранения всеправославного единства. Однако публикация патриаршего послания задержалась, указанный срок был пропущен и переход на новый стиль в Русской Церкви (кроме некоторых московских приходов) так и не состоялся. Тем временем выяснилось, что решения Константинопольского совещания не получили одобрения во многих Поместных Церквах; кроме того, со всей страны в Москву съезжались делегации православных с просьбой воздержаться от календарной реформы**. 8 ноября (26 октября ст. ст.) 1923 г. патриарх Тихон издал распоряжение «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить»[17].

В 1924 г. новоюлианский календарь официально приняли несколько Православных Церквей: Константинопольская (с 1 марта), Элладская (с 1 марта), Кипрская, Польская (с 12 апреля) и Румынская (с 1 октября). В Сербии и Грузии реформа была вскоре отменена из-за неприятия широкими массами православного духовенства и верующих. Александрийский патриарх Фотий (1909–1925) был убежденным противником реформы, но после его кончины на патриарший престол был посажен англичанами изгнанный из Константинополя масон Мелетий (Метаксакис), и Александрийская Православная Церковь в 1929 г. тоже перешла на «новый стиль». Позднее к календарной реформе присоединились Антиохийская (1948 г.) и Болгарская (20 декабря 1968 г.) Православные Церкви. Повсеместно отказ от юлианского календаря приводил к церковным нестроениям [18].

Финская Православная Церковь и отдельные православные общины в западных странах пользуются католической григорианской пасхалией.

Традиционный юлианский календарь в наши дни сохраняют Русская Православная Церковь, а также ряд других поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Грузинская, Сербская), монастыри Святой Горы Афон, отдельные православные монастыри и приходы в США и Европе, старостильные общины в Греции и других странах, многие древневосточные христиане (Коптская и Эфиопская Церкви, сирийские общины в Святой Земле, часть Церкви Востока), а также греко-католики на территории православных стран [19]. В 2014 году на традиционный юлианский календарь вновь перешла Польская Православная Церковь Календарный консерватизм – не просто дань 2000-летней традиции; он позволяет сохранять в целости систему церковного литургического года, с подвижными и неподвижными праздниками***. Дело в том, что церковный календарь неотторжим от пасхалии, а православная пасхалия основана именно на юлианском календаре. Вслед за календарной реформой планировалось также осуществить и реформу православной пасхалии, однако этого так и не последовало: слишком сложной оказалась эта задача. В результате «новый стиль» (якобы изобретенный для коррекции пасхалии) вынужденно сосуществует со старой александрийской пасхалией, что вызывает ряд литургических аномалий (в частности, сокращение или даже полное исчезновение Петровского поста).

Примечания

1. О содержании реформы известно из т.н. Канопского указа, сохранившегося на нескольких каменных стелах. См.: Pfeiffer S. Das Dekret von Kanopos (238 v.Chr.). München, 2004.

2. Греч. Σωσιγ?νης. Часто это имя приводится в форме Созиген, но греческое «с», в отличие от латинского, не озвончается между гласными.

3. Не вполне ясно, почему Цезарь и Сосиген избрали для 1 января (начало консульского года) 7-й день после зимнего солнцестояния, которое тогда было установлено на 25 декабря (8-й день до январских календ). Выдвинуто предположение, что это было сделано для совмещения с новолунием в полночь с 1 на 2 января 45 г. до н.э. (см.: Климишин. 1990. С. 117; Уваров. 2007. § 2). Характерно, что и весеннее солнцестояние, и оба равноденствия (25 марта, 24 июня, 24 сентября) также оказались в календаре Юлия Цезаря на 8-м дне до календ (апрельских, июльских и октябрьских соответственно).

4. Сосиген расположил месяцы равномерно, чередуя их длительность по 31 и 30 дней (в феврале – 29/30). Но впоследствии был принят еще ряд календарных новаций ритуально-политического свойства, и в результате возникла нынешняя прихотливая схема.

5. По старой традиции добавочный день (аналог нашего 29 февраля) вставлялся не в самом конце февраля, а после 6-го дня до мартовских календ (24 февраля) и считался его удвоением («dies bis sexta», откуда греческое β?σσεξτος и русское високос).

6. Hannah. 2005. P. 118–120.

7. Стойкую приверженность лунно-солнечному календарю демонстрировали лишь жители Греции и иудейские общины (см.: Samuel. 1972; Stern. 2001. P. 42–46). Разумеется, в бытовой сфере наблюдения за луной продолжали играть огромную роль.

7. Galeni In Hippocratis Epidemiarum librum primum commentarii tres / Ed. E. Wenkebach.Leipzig: Teubner, 1934. (Corpus medicorum Graecorum; V/10.1). P. 19–24 [1.1].

8. Об этом свидетельствуют надписи из Сирии, см.: Downey. 1940–41. P. 39–48.

9. Mosshammer. 2008. P. 374–376.

10. В зависимости от того, какую мы принимаем систему координат, продолжительность земного тропического года оказывается несколько различной. Существует несколько систем координат, по которым отсчитывается время тропического года, например, система координат, жестко связанная с Солнцем, дает один результат, а жестко связанная с другими звездами нашей галактики, несколько отлична. В частности, поэтому идеального солнечно-лунного календаря создать невозможно. – Прим ред.

11. Подробнее об этом см.: Kuzenkov. 2010.

* Надуманность этого предлога очевидна. Есть все основания предполагать, что Второе Пришествие Господа Иисуса Христа и конец сего света последует гораздо раньше.Уже апостолы говорили о последних временах. И хотя Господь запретил рассуждать о временах и сроках, ясно, что от Первого до Второго Пришествия Христа пройдет меньше времени, чем от сотворения мира до Воплощения (5500 лет). А сегодня уже идет 7523 год от сотворения мира. – Прим. ред.

12. Что соответствует пропуску високосов в 1500, 1400, 1300, 1100, 1000, 900, 700, 600, 500 и 300 годах.

13. В решении Константинопольского Собора 20 ноября 1583 г., подписанном патриархами Иеремией II Константинопольским, Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским, говорится: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как указали о святой Пасхе и месяцеслове и чему законоположили следовать нам семь святых Вселенских Соборов, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот вместе с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и желает изменить их и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных».

14. Проект календарной реформы разрабатывался еще в Царское время церковно-научной комиссией. Характерно обоснование календарной реформы, данное Советской властью: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени…» (декрет Совнаркома от 26 января 1918 г. «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» за подписью Ленина и Чичерина).

15. Мелетий (в миру Эммануил Метаксакис, 1871–1935) побывал за свою жизнь предстоятелем сразу трех поместных Церквей – Элладской (1918–1920), Константинопольской (1921–1923) и Александрийской (1926–1935). За сослужение с англиканами в 1921 г. масон Мелетий был осужден и низвержен Синодом Элладской Церкви, что не помешало ему в том же году быть избранным на Константинопольский престол под давлением масонских кругов из стран Антанты.

16. Новоюлианский календарь был разработан профессором Белградского университета Милутином Миланковичем (1859–1956). В нем за високосные принимаются только те «вековые» (кончающиеся на «00») годы, при делении которых на 900 в остатке остается 200 или 600 (2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т.д.). Високосная добавка новоюлианского календаря составляет 218/900=0,242222 суток (юлианского – 1/4=0,25, григорианского – 97/400=0,2425). При теоретической длине тропического года в 365,242199 суток (в системе СИ, где сутки приравнены к 86400 атомным секундам) погрешность новоюлианского календаря составляет 1 сутки за 43500 лет.

** Имеются свидетельства очевидцев, что действия патриарха Тихона по имитации ввода нового стиля в Российской Православной Церкви определялись жестким давленим богоборцев-большевиков, и патриарху важно было показать, что православный народ русский не примет такого отсутпления от канонов. – Прим. ред.

17. См.: Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти / Сост. М. Губонин. М., 1994. С. 332–338.

18. Особенно сильны были протесты в Греции, где сторонники старого стиля в 1935 г. образовали отдельную «Церковь истинных православных христиан».

19. Согласно директиве «Ассамблеи ординариев Святой Земли» от 15 октября 2012 г., все католические институции на Святой Земле с 2015 г. будут справлять Пасху по юлианскому календарю и александрийской пасхалии. Уже в 2013 г. латинский Иерусалимский Патриархат и многие католики восточного обряда решили праздновать Пасху вместе с православными.

*** Сам Господь Бог на протяжении более двенадцати веков свидетельствует нам Своим чудом схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Великую Субботу накануне Пасхи о верности и в сегодняшние дни юлианского календаря и александрийской пасхалии. – Прим. ред.

Просмотров: 1946
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова