Героический и кровавый прорыв к русской правде, который произошел весной-летом в Новороссии, по осени властные «уважаемые люди» захотели смикшировать, ввести хоть в какое-то подобие привычного для них солидного формата.
Обрамить рюшками «перемирий», завесить тюлем «гуманитарных аспектов», компромиссов, двусмысленностей. Необходимо было оттянуть очередной пакет санкций? Это понятно. Хотя и не удалось. Надо успеть до зимы как-то залатать разрушенные дома и коммуникации? Нужно, чтобы перестали хотя бы на время погибать от обстрелов мирные люди? О, это понятно вдвойне и втройне! Но не совсем. Потому, как хвост лукавого слишком уж заметно между строк телепается.
Ведь изначально было ясно, что киевские «власти» будут во время паузы собираться с силами и финансами, чтобы ударить по Донбассу с новой яростью. Силы ополчения не могут не прислушиваться к инвективам из Кремля, но и не могут пойти на такое «замирение», которое устраивало бы сегодня и Москву и Киев. Хотя бы потому, что время и близкие холода работают не только против хунты, но против Новороссии. Ситуация просто беременна неизбежной экскалацией войны и походом на гнездо упырей, захвативших мать городов русских (речь о Киеве, если что). Об этом не говорит сегодня только ленивый.
Без дальних рассуждений ясно также, что без кратного усиления, пусть и тайной помощи Москвы ополченцам не взять – ни и Киева, ни Харькова. Об этом недавно и Игорь Иванович Стрелков прямо сказал на брифинге в Москве. Значит, сколько Кремль бы не оттягивал кардинальное (и, конечно, небезопасное) решение, а принимать его все равно придется. Это, как в анекдоте про камень на распутье богатыря: пойдешь налево – огребешь, пойдешь направо - огребешь. А будешь стоять на месте – огребешь прямо здесь. При такой политике, беженцы, вернувшиеся с надеждой в свои дома в Донецк и Луганск, рискуют вскоре вновь оказаться под обстрелом киевских карателей. И вновь не получить прямую защиту их жизней от «матушки России», как не получили ее весной и летом.
Однако, вместо того, чтобы ванговать развитие событий на ТВД и в дипломатических кулуарах, предлагаю задуматься о неких глубинных аспектах происходящего сейчас в контексте русской истории 20-21 столетий.
«Ментальное тело» нашего государства в этот период оказалось пронизано глубочайшими трещинами, иногда явно, иногда подспудно влияющими на сознание и подсознание русских людей. Трещины связаны с нескольким государственными катастрофами, произошедшими в этот период и повлекшими за собой не только кардинально изменение строя, но и перемену «ментальных кодов». При этом духовно – нравственные коды народа, при всех усилиях, «прогрессорам» двух веков изменить не удалось. Повредить, подвергнуть коррозии – да, но кардинально изменить нет. Эти коды жили и явно проявлялись у советской государственнической элиты. Даже у некоторых представителей гнилой воровской псевдоэлиты, которую выпестовали в 90-е, нет- нет, да и проявятся фантомные боли совести.
Глубинный конфликт ментальных и духовных кодов рождает внутри конкретного человека и целого народа неустойчивость, накапливающийся стресс. В условиях общественного «безветрия» этот стресс выливается в уныние, необъяснимую тоску, разливается водочкой по рюмочкам граненым. А при порывах ветра – легко обращается в гнев и ярость.
Не все, ох, не все ладно в нашем государстве «Российская Федерация»! Вопиет к небу не только пролитая кровь девяносто третьего, но и попранная, «замыленная» правда, лукавые гнилушки в фундаменте строения.
В чем глубинная заковыка русского самосознания в том пространстве, что именуют сегодня «русским миром»? Оно не только остается в глубочайшем внутреннем разладе с самим собой, но раздрай этот усиливается. Разумеется, при помощи внешних «доброжелателей», но и на основании имманентных причин. Это, кстати, хорошо видно и по пестроте идеологем у людей, взявшихся за оружие в Новоросии и симпатизирующих им групп в России. С известной долей условности можно сказать так: одни довоевывают сегодня за 1991 год, другие – за 1945-й, а третьи - и за 1917-й. Пока их объединяет общий враг – киевская хунта и общий друг – Россия, Кремль. Но серьезные противоречия уже налицо. Если учесть пресловутую «многобашенность» Кремля, отражающую, в общем-то, реальные расхождения в российском обществе, то картина получается весьма непростая.
Вспомним, из ельцинского Кремля в середине 90-х проецировалась установка на «микширование» в общественном сознании преступного переворота 1993 года с танковым расстрелом парламента и убийством сотен людей при ассистировании «неизвестных снайперов» и двусмысленной роли Руцкого и Хасбулатова. Общество сделало вид, что бесследно перевернуло «эту трудную страницу российской истории», как начали выражаться с высоких трибун уже при Путине. Эти события эмоционально «подвинули» последующие чеченские войны, в свою очередь, смикшировав боль от лицемерного и чудовищного по своим последствиям аппаратно-ЦРУшного переворота 1991-го.
При этом у людей совсем пожилых, а также у тех, кто много читал и думал об этом, где-то в дальнем отсеке «личной исторической памяти» осталось лежать кровоточащим куском мяса обрушение многовекового Российского царства, убийство семьи Государя и миллионы последующих русских жертв. Можно, конечно, пройти по русской истории и дальше вглубь - до церковного раскола 17 века и революции Петра I, но не стоит. Достаточно и перечисленных глубочайших трещин прошлого столетия.
Ныне к ним добавилась, расходясь все шире, трещина украинских событий. Беда, умело организованная врагом рода человеческого в этой части русского мира, проникла в семьи, грозит новым расколом Православной Церкви. И вот ныне мы наблюдаем и, думаю, будем наблюдать еще более массированные попытки «смикшировать», замылить кровавый украинский бардак: задвинуть в дальний угол сознания стрельбу снайперов на майдане, одесскую и мариупольскую бойни, беспрецедентный и открытый геноцид укро-вояк по отношению к населению Донбасса, наконец, сбитый малазийский «Боинг» с людьми.
«Худой мир - лучше доброй ссоры, надо договариваться» - эту мантру мы все слышали неоднократно. Но сегодня, как никогда, за искренним миролюбием и гуманизмом людей, не слишком-то знакомых с ситуацией, звучит утробный вой Обывателя Потребиловича: «срочно остановите кипеж, верните нам нашу привычную жизнь с нашими милыми привычками и фенечками, ежегодной расслабухой на дальних пляжах, нашими большими или маленькими гешефтами». Вой этот доносится не только из московских «Жан-Жаков» и офисов, но даже, порой, из разбомбленных городов Донбасса и прилежащих волостей. Разумеется, произносятся при этом слова про абсолютную ценность человеческой жизни, звучат апелляции к миролюбию, даже к православию.
А в самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, тем временем, возросло опаснейшее разномыслие. В то время как одни батюшки подвергаются нападениям и арестам, окормляют ополченцев в окопах и чуть ли не сами берутся за оружие (что священнику делать, безусловно, запрещено), другие благословляют карателей АТО, повторяя бандеровские лозунги, называют восставших Юго-Востока раскольниками (Глава синодального Информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко).
Значительная часть участников АТО, так же как и украинских обывателей в Киеве и других городах, одурманенных умелой пропагандой, наверное, действительно «не ведает что творит». Только вот многие солдаты и офицеры Вермахта тоже свято верили, что пришли освободить Европу от коварных англичан и масонов, а Россию от жидо-большевиков. Большинство немецких обывателей ничего не знали про лагеря смерти и падали в обморок, когда после разгрома Германии их возили туда на экскурсии. Также и солдаты армии Наполеона были убеждены, что несут свободу и культуру русским крестьянам, спасая их от «варварства». Так что же, с ними тоже надо было договариваться под Смоленском и Сталинградом «во избежание лишних жертв»?
Даже если представить маловероятное: совместными усилиями удалось уговорить сложить оружие все воющие стороны (а их там, отнюдь, не две), Донецкая и Луганская области отказались от своей независимости, удовлетворившись подачками «особого статуса» в резервации на обрубке своих областей… И что дальше? Никто не понесет наказания за тысячи убитых и искалеченных, все разойдутся мирно по хатам и начнут работать и отдыхать? Так что ли? И футбольные фанаты львовских «Карпат» с портретами Бандеры приедут мирно побалагурить и попить пивка возле восстановленной арены стадиона «Донбасс». Вы так себе это представляете, господа - миротворцы?!
«Зачем былое ворошить? Тебе так легче что ли жить? Вот тебе пиво, и ветчина. А что вчера было, - то было вчера»,- пел бард Юлий Ким в своей песенке « Забудь былое». Нас давно приучили забывать то, что не следовало бы забывать. Кто приучил? А те «господа-товарищи», которые при любом новом повороте истории умудряются оставаться наверху. И прекрасно находят общий язык с такими же товарищами по разные стороны границ. У них, конечно, случаются обознатушки – перепрятушки, как сегодня с Украиной. Но они полны позитивной энергией «преодоления разногласий», ибо твердо убеждены, что «бабло побеждает зло».
И все-таки в нынешней ситуации замотать и затенить правду не удастся. Донецкие и луганские ополченцы, добровольцы из России закрепили эту правду своей кровью. Очевидно, что был перейден некий рубикон, после которого возвращения к старым лукавым полуправдам, двоемыслию, бесконечная адаптация ко лжи стали невозможным.
Ложь - подобна токсинам. Она может постепенно накапливаться в организме человека, но превысив определенный порог, приведет к мучительной гибели. И люди - не только в Новороссии – почувствовали это. Что бы ни произошло дальше с бывшей Украиной, какой бы ни была судьба восставшего Донбасса, нам самим предстоит долгий мучительный процесс освобождения от наслоений лжи на теле государства российского. Палачей нужно вслух назвать палачами, предателей - предателями, лжецов-лжецами. Иначе государственность наша погибнет от интоксикации под лукавые увещевания о том, что «все хорошо, лишь бы не было войны».
Говорят, политика - это искусство возможного. Что ж, тогда сегодня России надлежит сделать невозможное - вернуться к своим истокам, к Правде Божьей. Так уж устроен наш народ, что задыхается без этой Правды в мире частных «правд» и компромиссов с совестью. Возвращение не обязательно должно выливаться в русский кулачный бой, оно может проходить и в стиле дзю-до. Но это должен быть все-таки бой, а не изящная его имитация. В том числе, а может - и прежде всего - личный бой каждого с собой, со своей отравленной и искаженной частью души.
Есть и еще один важный момент, о котором стоит помнить. Враги возрождения Святой Руси - а они сегодня показались открыто – безусловно, знают, хоть и не понимают основ вот этого нашего глубинного стремления к Правде. Поэтому они непременно попытаются оседлать и исказить это стремление (что им неоднократно уже удавалось в истории), направив его для окончательного разрушения нашей государственности. В нынешнем тренде они будут выступать «крутыми патриотами», призывающими на баррикады и говоря слова, во-многом, созвучные написанным в этом тексте. И они найдут тем больше искренних «баррикадников», чем более двусмысленной будет позиция Кремля по отношению к восставшей Новороссии. Об этом, кстати, предупредил полковник Стрелков на брифинге в Москве.
Не надо обольщаться – «как было» уже не вернется. Нам всем предстоит запастись и терпением и мужеством, прямо смотря правде в лицо. А правда нынче – военная.
Анна Ахматова в блокадном Ленинграде в своем знаменитом стихотворении «Мужество» писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Если кому-то кажется, что это все было давно и не имеет параллелей с нынешним 2014-м годом, то пусть наберет в любом интернет – браузере запрос «разрушенный Луганск» или «жертвы бомбежки в Донецке» и посмотрит на картинки. Это происходит совсем рядом с нами - в соседней комнате.