С древнейших времен в войнах были добровольцы, есть они и сейчас. Побуждения для того, чтобы добровольно участвовать в войне, бывают разными. Но позволю себе сказать, что русские добровольческие отряды в самых разнообразных войнах за последних два столетия представляют нечто особое, и в подобной степени характерное лишь для русского народа. Еще Достоевский с восторгом писал о русском народе, уважающем свою веру и нацию, и как один вставшем на помощь многострадальным православным братьям на Балканах, называя добровольцев «эмблемой России, подлинным образом всей нашей народной России». «Нации живут великим чувством и великою, всех единящею и всё освещающею мыслью - вот чем живут нации, а не одной лишь биржевой спекуляцией и заботой о цене рубля» - писал Достоевский, критикуя позицию западников о том, что России не следует вмешиваться в политику на Балканах.
Подобное понятие добровольцев на Западе попросту неизвестно. Многочисленные крестовые походы папистов более походили на грабительские карательные операции, чем на поведение рыцарского христианского воинства. Правда, иногда и на Западе появлялись добровольцы, отправлявшиеся на войну вдохновленными отдельными правдолюбивыми целями и идеалами, прежде всего идеологическими, наподобие добровольческих отрядов Гарибальди, но Запад после папского отпадения не знает и не понимает подвига, например, Фомы Данилова, даже под пытками не отрекшегося от Христа и Царя, и в страшных мучениях умершего, будучи убежденным, что про его подвиг люди так никогда и не узнают. Западу не понять и героя Чеченской войны, солдата Женю Родионова, повторившего в конце двадцатого века подвиг Фомы Данилова. Нынешних подконтрольных Западу «добровольцев» истинными добровольцами нельзя назвать. Чаще всего это классические наемники, звери в человеческом обличье, правильно названные «псами войны».
И сегодня русские добровольцы с полным правом несут это имя, именно добровольцы, не наемники. И в нацифашистском налете Запада на сербские земли в конце ХХ века (когда правящая горби-ельцынская клика разрушала даже собственную страну и предавала соотечественников, о более серьезной государственной помощи сербам не приходилось и думать) - понимание сербов как братьев всплывало в сознании многих русских того времени. Не исключая единичную возможность наличия иных мотивов, генеральную линию, вдохновившую многочисленных русских добровольцев воевать в горах Боснии и Герцеговины, все-таки представляло неравнодушие к страданиям единородных и единоверных братьев и решимость воевать против зла. И чтобы таким образом как-то искупить вину тогдашней России, по их мнению предавшей сербов... В нижеследующем тексте мы расскажем побольше об одном таком добровольце, о котором сегодня во всем правдолюбивом мире говорят с уважением.
* * *
Откровенное восстановление нацифашизма в Европе началось в конце ХХ века, сначала путем подстрекательства на восстановление государственности вернейших гитлеровских союзников на Балканах, а потом и прямого участия Запада в войне против сербского народа. Все ужасы «Правого сектора» и «Национальной гвардии Украины», свидетелями которых мы на днях становимся, все лицемерие и антирусская медийная истерика Запада, где палача провозглашают жертвой, а жертву палачом, предварительно пережил и переживает сербский народ. Сценарий - тот же, стОит фашистский «Правый сектор» и «Нацгвардию Украины» заменить «Зенгами» (хорватский Сбор народной гвардии), «Зелеными беретами» (элитное мусульманское одразделение в Боснии и Герцеговине) и «УЧК» (албанская Освободительная армия Косова), а русских заменить сербами, и в нынешней картине распада Украины мы получим картину распада Югославии в конце ХХ века. Спонсоры палачей - одни и те же, а жертвами являются сербы и русские. Похоже, одна принадлежность к данным нациям уже представляет вполне достаточную причину для того, чтобы их убивать. Итак, в конце ХХ века Запад двинулся закончить то, что не удалось Гитлеру. После нападения на Сербию следует нападение на Россию. Данное «предисловие» необходимо и из-за героя нашего рассказа, русского добровольца, в армии Республики Сербской воевавшего прежде всего против неофашистской политики Запада. С марта текущего года и с начала антифашистского народного сопротивления в Донецкой и Луганской областях, имя этого бойца становится все более известным, не только в России и на Украине, но также и во всем мире. С недавнего времени фонд стратегической культуры стал регулярно публиковать краткие «рапорты» ИГОРЯ СТРЕЛКОВА для портала «Русская весна» (
Редкие люди в Сербии знают, что этот, уже легендарный командующий ополчением Славянска, в 1992-1993 гг. добровольцем воевал в армии Республики Сербской - в Русском добровольческом отряде под Вышеградом (сам Стрелков окрестил отряд «Царские волки»). Русские называли его по имени, а сербы - «царский офицер»...
В конце своего журналистского репортажа о Русском Добровольческом Отряде, написанного им по завершении войны на территории бывшей Югославии, Игорь Стрелков написал: «Мы гордимся нашей принадлежностью ко Второму Русскому Добровольческому Отряду, внесшему небольшой, но все же реальный вклад в защиту Сербской Боснии, в сохранение традиций русско-сербского военного братства».
Игорь Гиркин, более известный под военным псевдонимом Стрелков, родился в 1970 г. в Москве, в традиционной военной семье. С юных лет занимался историей, закончил Московский Историко-Архивный институт, и если бы не большое предательство русской государственности в период развала СССР, быть бы Игорю сегодня, возможно, известным преподавателем истории, который своим увлеченным подходом к изучению и реконструкции исторических событий военных эпох, наверное, стал бы выдающимся преподавателем какого-нибудь ВУЗа. Ибо, по словам Михаила Поликарпова, его друга и товарища по оружию с фронта в Республике Сербской, у Игоря имелась генетическая предопределенность к военной профессии. С юности он знал, чего хочет, имел четкие убеждения, был весьма самоотверженным, но осознавал ответственость и к себе, и к другим.
Его военный путь впечатляет. С Приднестровья (1992), куда он уехал воевать на стороне соотечественников сразу же после получения диплома историка, через Республику Сербскую (1992-1993), вплоть до Чечни. В период с 1999 по 2005 гг. почти непрерывно служил в Чечне. Был ранен, контужен, имеет боевые награды. То ли из-за бюрократической бесчувственности отдельных начальников, то ли по Промыслу Господнему, все-равно, Стрелков покинул Чечню и удовольствовался должностью «консультанта по безопасности» в одной коммерческой фирме. Ненадолго, так как снова отправился в новую борьбу против фашизма - прямо в Славянск.
Игорь Стрелков занимался и литературным трудом. Наряду с детскими сказками, он писал и о своем военном прошлом в Боснии и Герцеговине и Чечне. Читая записки Игоря «Русский добровольческий отряд в Боснии в 1992-1993 гг.» мне невольно припомнился фильм великого сербского режиссера Эмира Кустурицы «Жизнь - это чудо». В этом фильме, как и в рассказе Стрелкова, наряду с истинными рыцарскими бойцами, попадаются и отвратительные лица военных спекулянтов. Возможно, именно данный опыт из Боснии, и осознание важности нравственности и дисциплины в православной армии привели к тому, что данный опытный воин и романтик в душе издал суровый приказ о наказании солдат, пойманных при воровстве.
По словам публициста Михаила Поликарпова «мне казалось, что этот человек вынырнул из прошлого, по морально-этическим качествам он явно не из этого века». И наконец, Стрелков как поэт. В одном из своих стихотворений, можно сказать автобиографических, Стрелков написал:
Пока ты молод - в путь! <...>
Будь честен, смел, не замечай
Насмешек и помех.
А будешь старшим - отвечай
Не за себя - за всех! <...>
Каков бы ни был твой удел -
Удачен или плох,
Все ж помни: меру твоих дел
Оценит только Бог!
Сегодня десятки тысяч русских (и не только русских) с нетерпением ждут новый рапорт Игоря Стрелкова из уже легендарного Славянска. Пожелаем же этому новому русскому православному непобедимому полководцу и впредь много военной удачи и успехов. До новой победы русских антифашистских сил!
* * *
Отдельные из русских героев добровольцев оставили свои кости в Республике Сербской. Русские кладбища из последней войны находятся в Сараево и Вышеграде, отдельные могилы есть и в Скелане, Подграбе, Прибое, Билече... В отличие от наемников в рядах антисербских военизированных формирований, русские добровольцы не воевали ради денег. Уже упоминаемый Михаил Поликарпов, писавший о Русском добровольческом отряде, написал, что русские добровольцы «смыли своей кровью позор России, предавшей сербов». Многие из выживших и по сей день имеют широкие связи и братское отношение к сербским братьям. Из русского добровольческого отряда, воевавшего под Вышеградом вместе с главным героем нашей истории, сейчас упомянем только Сашу Кравченко (который еще был и тяжелораненым) и его сербско-русский портал
Шеврон Игоря Стрелкова, который он изготовил своими руками во время первой чеченской войны.
Крест за оборону Приднестровья, полученный Игорем Стрелковым в 1992 году.