Богородица

Архив номеров Номер 8

Новое хлыстовство?


Уважаемая редакция журнала «Благодатный Огонь»!

Я хочу коснуться двух, на мой взгляд, очень важных вопросов. О наименовании св. царя-мученика Николая II «царем-искупителем» уже не раз писалось в журнале. Виною хождения взгляда на св. Царя Николая как «искупителя» является не Зарубежная Церковь, как считают некоторые. И поэтому я в этом письме напишу о тех, кто усиленно проповедует это «царебожническое» учение. Тем более что деятельность этих людей, о которых будет сказано ниже, не ограничивается только желанием канонизировать царя Николая как «искупителя».

На чем же основывают эту идею люди, находящиеся внутри нашей Церкви, однако представляющие в ней как бы сектантское образование?

Основывают на пророчестве монаха Авеля-тайновидца, пророчестве старца Оптинского Анатолия (Потапова) и сне (пророческом видении) святителю Макарию (Невскому), почившему в 1926 году и жившему до этого на покое в Николо-Угрешском монастыре. Эти пророчества я читал сам, но принадлежат ли они этим людям и истинны ли — я не знаю.

Скажу теперь о людях, которые «достойны» того, чтобы их не обошли вниманием, и в первую очередь вниманием со стороны сектоведов и людей, занимающихся реабилитацией людей, попавших в секты. Распространителями взглядов о св. царе Николае как «искупителе» является некое «братство св. Царя-Искупителя Николая», а вернее, некое объединение с сектантским духом, раскольническим уклоном, но члены которого пребывают в лоне нашей Церкви (Московской Патриархии), посещают ее храмы и причащаются в них.

Возглавляет это «братство», насколько мне известно, некто К.В.П. (Кузнецов Вадим Петрович). Эти люди распространяют в народе газету «Жизнь Вечная», без них, похоже, не обходится ни один крестный ход, ни большой церковный праздник. Сейчас это братство, похоже, разделилось из-за внутренних несогласий. Но куда смотрит Церковь? Мы уделяем в печати много места о. Георгию Кочеткову, хотя его деятельность в настоящее время не так активна, как деятельность упомянутого мною выше «братства». Люди из этого «братства», прикрываясь строгим отношением к Православию и его канонам, могут, несомненно, иметь большее влияние на наших православных верующих, оболванивая народ своими псевдоправославными взглядами.

Давно уже нужно было изучить деятельность этого братства и сделать окончательные выводы о его деятельности в Москве. Насколько мне известно, «братству царя-искупителя» и газете «Жизнь Вечная» уделял некоторое внимание только диакон Андрей Кураев в своих книгах и выступлениях по радио «Радонеж», за что вышеупомянутый К.В.П. назвал его сатанистом.

А между тем взгляды, проповедуемые «братством царя-искупителя» и газетой «Жизнь Вечная», таковы: они придерживаются распространенной в начале ХХ века среди афонских иноков ереси имябожия; на святого царя Николая смотрят как на действительного искупителя греха русского народа (об этой ереси подробно писал ваш журнал в № 5); сомневаются, что мощи прп. Серафима Саровского находятся ныне в Дивеево; отрицательно и с осуждением относятся к священноначалию Русской Православной Церкви и ее Патриарху, многих священников, похоже, ставят ни во что, огульно осуждая их; ставят Царскую власть выше власти священства, что противоречит писаниям великого Учителя Церкви Иоанна Златоуста; утверждают, например, что св. Государь Николай Александрович был прославлен неправильно — не как «искупитель», а только как страстотерпец; верят, что грядущий в России «православный царь» наведет порядок, и среди архиереев РПЦ в том числе; проповедуют, что надо готовиться к грядущему Собору (во главе с царем, вероятно), на котором прославят царя Николая II как «искупителя» и что только тогда возродится Самодержавие в России и Православная Русь; исповедуют совершенно извращенные взгляды на историю России, на личность Г. Распутина смотрят как на «старца», утверждают, что православный царь есть глава Вселенской Церкви и внешний ее епископ; что царь есть всегда, только он пока не явлен Богом; проповедуют взгляды хилиазма и утверждают, например, что антихрист во время войны НАТО в Косово должен переселиться уже в Европу и для этого ему расчищается в Косово место бомбардировками.

«Братство царя-искупителя» практикует на своих собраниях некое псевдотаинство — «чин отречения от жидовского зловерия», не содержащееся ни в каком требнике. Не вдаваясь в подробности совершения этого самочинно составленного «чина», отметим только, что каждый из участников сего действа получает «расписку» в прохождении «чина отречения от жидовского зловерия», подписанную неизвестным священником и «восприемником», что смахивает на кощунственную пародию Таинства Крещения. По мнению Вадима Кузнецова, совершение этого «чина» необходимо всем православным христианам, жившим в советское время, независимо от их этнического происхождения.

К.В.П. позволяет себе довольно странно толковать Апокалипсис, и было бы неплохо, если бы с ним мог встретиться сведущий в Священном Писании священник-богослов. К сожалению, все эти высказывания и публикации К.В.П. и «Жизни Вечной» остаются как-то без внимания и серьезной полемики со стороны православных священников. Разве что известен случай во время одной из лекций К.В.П., когда корреспондента из «НГ-религий» выдворили из зала. Значит, маргинальная «НГ-религии» освещает эти наболевшие вопросы, а православная пресса почему-то нет. Это странно!

Вообще, образ грядущего царя в России у К.В.П., других авторов «Жизни Вечной» и вышеупомянутого братства выглядит более похожим на антихриста, имеющего вид православного царя, который железной рукой будет властвовать на нашей земле. Затем, как утверждает К.В.П., во времена антихриста наш царь со своей армией должен этого антихриста победить, и Россия со славянскими землями побеждает все державы, находящиеся под властью антихриста. После этого армия царя православного входит в Иерусалим, он посылает своих солдат, они захватывают антихриста и берут его в плен (!) и т. д. И затем под властью православного русского царя устанавливается всемирное православное царство (чем это не глобализация?). Царь православный руками своих подданных, наконец, убивает антихриста (!) и передает власть Христу, и затем, как я понимаю, должно наступить Второе Пришествие Иисуса Христа. Это только то немногое, что удалось услышать от К.В.П. Может показаться, что многое из этого перекликается с пророчествами, схожими друг с другом, схимонахини Макарии (из книги «Богом данная»), блаженной Пелагеи Рязанской и других. Также это созвучно пророчествам (не знаю, насколько они подлинны) преподобного Серафима Саровского из архива семьи свящ. Павла Флоренского.

Что касается вышеуказанных пророчеств, то прежде всего следует разобраться, насколько они соответствуют православному учению, догматам и толкованию святых отцов Православной Церкви, чтобы уже после этого признать их истинность и возможность их исполнения в будущем, согласно Божественному Промыслу. В противном случае, а это очевидно любому православному человеку, пророчества эти необходимо признать плодом духовной прелести. Кстати, эти «пророчества» уже не один год мутят головы православных верующих в нашей стране, особенно людей, недавно пришедших в Церковь.

Что же касается Пелагеи Рязанской, то у мирян и священников вызывает смущение то, что о ней в газете «Жизнь Вечная» было написано К.В.П. со слов некоего Петра (крестника Пелагеи). Возможно, что бредовые сочинения Петра, повторенные К.В.П., совершенно не соответствуют истинному образу Пелагеи Рязанской. Есть некоторые сведения о блаженной Пелагее со стороны ее родственников, ныне живущих, которые сомневаются, чтобы она могла оставить такие богохульные «пророчества» и говорить такие вещи. Например, на вопрос Петра (крестника Пелагеи): «Что, если убить колдуна?» — Пелагея ответила: «За колдуна — золотой венец от Господа!» Или, со слов того же Петра: блаженная всю жизнь боролась с абортами, а однажды имел место случай ее благословения на аборт для одной женщины. Пелагея сказала, что родится у нее убийца и разбойник на всю землю Рязанскую. Это ей было открыто якобы преп. Серафимом Саровским. Потом она сказала этой женщине: мы умолим Господа, и Он простит ей этот грех аборта. Но для этого потребуется очень много молитв.

В заключение скажу, что представители «братства св. Царя-искупителя» чем-то похожи на Богородичный центр и на сектантское образование «татьянинцев», поклонников некоей Татьяны[1] в обители преп. Нила Столобенского, в начале XX века. Дух такой же! Очень прошу вас не оставить без внимания мое письмо и исследовать объективно написанное в нем.

Скажу еще, что царь Николай II у этого «братства» представляется единственным ходатаем перед Богом за согрешивший русский народ, даже Пресвятая Богородица не может умолить Бога и не слышит наших молитв, а указует на молитву «Царю-искупителю». Поэтому, согласно «богословам-царебожникам», и надо принять царя Николая, признавая его как искупителя, своего лично, и только тогда человек русский обретет верный путь спасения и у него будет все хорошо. Только через это будет возможно восстановление православного царства. Вот такова где-то схожая с хлыстовской идеология «братства св. царя-искупителя». Судите сами, насколько она православная!

Храни вас Господь!

Евгений Николаевич Ямщиков, Москва


[1] Сектантство внутри Церкви имело место и в начале ХХ века. Так, в Нило-Столобенской пустыни действовалы секта «татьяновщины», или, как ее называли, «макушечников». Свою деятельность она закончила в 1903 году, когда из обители Нила Столобенского было отчислено несколько послушников, а некоторые иноки были переведены в другие монастыри. Начиналась же деятельность секты около 1897 года, когда к иеромонаху Ниловой пустыни Сергию привел «хромоногий» послушник девочку-подростка Татьяну. Она произвела на инока хорошее впечатление, и он взял ее под свое покровительство, выдавая ее за сестру своего келейника. Местный священник предсказал семилетней девочке путь великой молитвенницы. Девочку особо почитали, считали великой праведницей. Особое значение Татьяна придавала крестному знамению, заставляя при осенении себя крестом класть персты на макушку, из-за чего ее последователей называли «макушечниками». Обычно они ходили со сжатыми руками и обращали на себя внимание тем, что крестили места, где их останавливали. На простынях, подушках и даже нижнем белье «макушечники» делали нашивки из красной или зеленой материи с четырехконечным крестом. Сектанты проводили тайные собрания, на которых причащались кагором и хлебом, а на стол ставили портреты Татьяны. Свои чашки, прежде чем поднести к губам, подносили к портрету со словами: «Татьяна, благослови!»

Повзрослевшая Татьяна часто приезжала в Нилову пустынь, останавливалась в гостинице. Приняла тайный постриг с именем Нины, умерла в конце 1910-х годов.