Московскiя Въдомости
16+

Василий Бойко-Великий: Имя Божие - есть Нетварная Энергия Божия

25 Апреля 2018, 09:44 # / Новости / Общество / В России / 21708.html

Доклад президента Русского Культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Василия Бойко-Великого на конференции «Имяславие и Святоотеческая исихастская традиция Православной Церкви почитания Имени Божия как Его Нетварных Энергий» 25 марта 2018 года.

Мой доклад состоит из трех частей.

I. Богословие Имени Божия

 Хотя может быть и недостаточно подробно, но я постараюсь, опираясь на Священное Писание, прояснить ситуацию, как я понимаю утверждение «Имя Божие - есть Нетварная Энергия Божия».

Во-первых, мы можем вспомнить, что в Священном Писании говорится о наименовании животных. Когда Господь создал Адама, Адам нарекал в присутствии Бога имена животным. А наименования «Солнце-Светило большое», «Луна-Светило меньшее» были уже до Адама, потому что Господь создал их своим Словом в четвертый день Творения. Поэтому здесь всё очень непросто.

Во-вторых, я согласен с предыдущими ораторами, что здесь нужно глубокое размышление, изучение Священного Писания. Нужен «архиерейский ответ». Притом, обязанность каждого христианина: и простого, и образованного, и очень высокообразованного — внимательно и глубоко изучать Священное Писание. Каждый из вас может, читая Псалтирь в Великий пост, обращать внимание на то, как в разных псалмах прославляется Имя Божие. Наверно, все здесь присутствующие читают и утром, и днем молитву «Отче наш, да святится Имя Твое…». Это первое предложение главной молитвы, которую дал сам Господь Бог наш Иисус Христос: «Отче наш, да святится Имя Твое». И только потом уже «да приидет Царствие Твое…». Главное в нашей жизни, чтобы святилось Имя Божие, и поэтому, когда вы читаете псалмы и другие молитвы, даже утренние и вечерние обычные молитвы, там постоянно говорится о прославлении Имени Божия, потому что Именем Божиим всё созиждется.

Мне вспоминается акафист Архангелу Михаилу, второй икос, где говорится о Предвечном Совете Святой Троицы: «Радуй­ся, всеблагих советов Пре­свя­тыя Троицы преискренний таин­ни­че. Радуй­ся, превечных судеб Троических вер­ный исполнителю». Ещё не было времени, еще не были созданы ни Земля, ни Луна, речь шла только о Совете, о том, как это всё будет создаваться, о создании человека, о создании Ангелов. Не надо забывать, что славят Бога не только люди, славят Его ещё и Ангелы — сила невидимая. Как я понимаю, уже тогда, в Предвечном Совете Святой Троицы было Имя Божие, которым созидается всё, созидается весь тварный мiр. Поэтому Имя Божие, конечно, оно Предвечное, то есть здесь, наверное, Вы правильно сказали, что архиерей-богослов [1] должен ответить на подобные вопросы, так как это больше архиерейский ответ. Имя Божие всё равно существовало, в каком виде — мы не знаем, можем только предполагать, но Имя Божие существовало до создания тварного мiра и поэтому оно обладает великим таким действием. Не случайно мы опять, обращаясь к Евангелию от Иоанна, читаем: «В началъ бъ слово и слово бъ къ Богу и Бог бъ слово» [«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»], а если читать по-гречески, то нужно заменить термин «Слово» на «Логос». «Логос» означает «Знание».  Это вопрос очень глубокий онтологический. Речь идет в том числе о Знании кодифицированном, заключенном в определенных Кодах, в определенных Словах.

 [1] Как сказано в Правилах Святых Апостолов, учителя в Церкви – епископы, но и среди них не все называют себя богословами. 

Математика как наука, как знание наиболее приближенна к Божественному Знанию, к описанию мiра Божественного. Математика сейчас практически соединилась с теоретической физикой, и описание микромира и Вселенной, которое дает сегодня современная наука, всякое движение и состояние электронов, протонов, кварков и тому подобного описывается пси-функциями. Здесь можно привести аналогию с Божественным Словом. Наиболее популярна современная теория «семи струн», потому что элементарные частицы и их взаимодействие описываются в ней в виде колебаний гипотетических струн. В целом теория «семи струн» говорит о том, что помимо нашей Вселенной существуют многие другие разноразмерные вселенные. Она как раз описывает создание нашей Вселенной как подмножества множества вселенных. Собственно, создание и движение мiра — это музыка по этой теории, только это Музыка Сфер, Музыка Неба. Святые Отцы говорили, да и в Священном Писании сказано, что мiр держится Словом Божиим. Что делают Ангелы и что будут делать те, кто попадет в Рай? Они будут славить Бога, это Музыка Сфер Небесных: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь неба и земля славы Твоей!». Да, главная задача всех Ангелов — славить Бога!

Как иконы создаются иконописцем из деревянной доски, левкаса, красок, олифы, лака, а потом созерцаются нашими тварными очами с помощью восприятия отраженного от иконы тварного света (солнечного, лунного, от свечи или лампады, от электролампы), так Имя Божие произносится нашими тварными устами, производящими колебания тварного воздуха или другого газа, или жидкости, или твердых тел, которые передаются и воспринимаются нашими тварными ушами. Или же Имя Божье создается начертаниями красок или иным образом на той же иконе или бумаге, пергаменте, папирусе, бересте и тому подобных материалах.

И как от Иконы, через Икону с изображением Спасителя, Божьей Матери, Святых Угодников, Ангелов исходит Божественная Благодать: через тварный образ — Первообраз передает Ее нам, грешным, так и через Имя Божие, начертанное или произносимое тварным образом, мы получаем Божественную Благодать, Божественную Нетварную Энергию, получаем возможность общения с самим Богом.

Имя Божие в некотором смысле больше, чем изображение Спасителя на иконах. Потому что только по изображаемому лику мы не всегда можем быть уверены, что он принадлежит Спасителю. А вот начертанное на Иконе Имя Спасителя, в соответствии с правилами Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора, точно нам указывает, Кто изображен на иконе.

Имя Божие может писаться и произноситься по-разному на разных языках народов мiра. Но оно от этого не перестает быть Именем Божиим. Каждый отдельный человек слышит Его по-разному, но оно от этого не перестает быть Именем Божиим. Ангелы Божьи вещают на своем, ангельском языке, как говорится в первом икосе Акафиста Архангелу Михаилу. И на языке Ангелов Имя Божие существует, раз славят они Его!

Конечно, если мы стоим на позиции, что Имя Божие не есть просто тварная вещь, и что возникло Оно на Предвечном Совете Святой Троицы, то мы точно становимся на основу православного святоотеческого учения, с которого нас уже никто не сдвинет, и мы говорим, что это Имя действует вне зависимости от того есть человек, нет этого человека, слышит он Его или произносит вслух или мыслит — Имя Божие Предвечно.

Возьмем пример иконы. Смотрит кто-то на нее или не смотрит — она все равно есть, и от нее тоже идет определенное действие. Если нет человека, смотрящего на икону, ее видят Ангелы, притом не только настоящие Ангелы, но и аггелы падшие. Так же произнесение Имени Божия, даже если человек произносит его автоматически, оно всё равно имеет свое действие. Его слышат Ангелы Божии и аггелы падшие, слышит сам Господь Бог. Бывают случаи, что даже человек произносит его без веры, а оно действует. Есть житие мученика Порфирия, который жил во времена Юлиана Отступника в IV веке. Юлиан Отступник — это император, который пытался вернуть язычество в Ромейскую империю. Тогда устраивались театральные представления, в которых издевались над христианами. Порфирий был артистом, талантливым по-своему и ему надлежало в какой-то комедии играть человека, над которым совершают  Таинство Крещения. То есть происходит Крещение на сцене театра, но с издевательским подтекстом. На сцене поставили большую бочку, он в эту бочку окунулся, произнес «крещается Порфирий во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» — и тут произошло чудо, на него снизошла благодать, и он вышел из этой бочки христианином, и тут же об этом всем объявил, сказав: «Я христианин, я верую в Отца и Сына и Святого Духа! Господь наш Иисус Христос — Сын Божий». Император тут же приговорил его к усечению головы, и он принял мученическую смерть за Христа, прославлен в лике святых.

Одним из предметов спора с имяславцами со стороны архиепископа, а потом и митрополита Антония Храповицкого и Синода накануне революции 1917 года было то, что эти архиереи постарались рассмотреть Имя Божие как некое тварное создание, набор звуков или рисунок на бумаге, которое, кто его знает, может и потоптать не страшно. То, что топтали на Афоне имяборцы таблички с Именами Божиими — это точно, и это святотатство. Это все равно что топтать икону. Просто так это не проходит для кощуников.

Одним из итогов нашей конференции надо записать, что надо вернуться именно к вопросу рассмотрения формулировок в отношении богословской доктрины  имяславия.

Нельзя ограничиться одной фразой «Имя Бога есть Бог», хотя это именно так в том смысле, что Бог не есть только Имя. Это должно быть сформулировано, как формулировалось на тех же Паламитских Соборах, должна быть развернутая, непростая и достаточно сложная формулировка, которая должна все учитывать. Здесь нужно говорить о том, что, возможно, имяславцы допускали какие-то неточности в формулировках. Но это все могло решаться путем богословской дискуссии. А те гонения и те прещения, которые накладывались на имяславцев, конечно, были незаконны.

 

II. Кто организовывал гонения на имяславцев?

Теперь хочу перейти к исторической части моего доклада в отношении того, что это были последние времена Российской Империи в XX веке, и борьба шла и на богословском фронте, и на политическом. Синод здесь оказался в некой ловушке. Очень сложная политическая ситуация была на Афоне. В 1912 году была Вторая Балканская война, в результате которой Афон отделялся от Османской империи и его забирала Греция. Россия это не признала, потому что считала, что Афон должен быть полуостровом с особым статусом, это было монашеское образование, которое было не только для греков. Там были монастыри для всех народов, населявших Ромейскую Империю: грузин, сербов, болгар, румын, русских. Первые русские, которые туда приехали, были из дружины Равноапостольной Великой Княгини Ольги, и часть дружинников осталось в Греческом Царстве, приняло монашество и перешло на Афон. Поэтому сделать его чисто греческой территорией Российская Империя не считала правильным, и накладывалась эта политическая ситуация. Греки же хотели Афон сделать чисто греческой землей, а монахов-то больше было русских: около 5 тысяч русских монахов на Афоне было в 1912-1913 годах и где-то 2.500 греков.

Хочу обратить внимание, кто осуществлял контакты между Синодом и Константинопольской Патриархией, в юрисдикции которой был Афон. Послом в Константинополе в то время был Михаил Гирс, масон и в дальнейшем клятвопреступник, человек, который сыграл роковую роль не только в этих гонениях на имяславцев, но и в дальнейшем, в деле сохранения святых мощей Царственных Мучеников и подлинника Царского дела Николая Соколова. Именно Гирс отправлял военные отряды на Афон. Он чуть ли не навязал архиепископу Никону (Рождественскому) роту солдат, которая воинским путем наводила «порядок». Более того, Синод часто общался с Константинопольским Патриархатом тоже через посла Гирса, который точно не заинтересован был ни в развитии русского монашества на Афоне, ни в процветании православия.

Кто со стороны Министерства Внутренних Дел отвечал за эти же вопросы? Это известный Владимир Джунковский, заместитель Министра, не просто масон, а человек, который сделал очень много для подготовки революции, и конкретно — февральского переворота. Это именно он устраивал спектакли с Псевдораспутиным, наряжал человека, похожего на Григория Распутина-Нового, и отправлял его устраивать пьянки-гулянки в Москве в «Яре» в то время, когда настоящий Григорий Распутин действительно бывал в Москве, но вел себя благопристойно. В дальнейшем, когда Джунковский стал Заместителем Министра внутренних дел, он убрал всю российскую контрразведку, которая была в революционных партиях. Именно он сдал агента охранки, депутата Госдумы от партии большевиков Романа Малиновского, большевикам.

Вот два человека светских, которые всем заправляли в деле имяславцев со стороны Правительства. При этом сам Владимир Джунковский иногда сдерживал Михаила Гирса, он даже где-то писал, что не надо монахов совсем уже в тюрьму сажать, что всё-таки с точки зрения светского государства они не совершали никакого преступления.

Константинопольской Патриарх высказал свое достаточно поверхностное мнение об имяславцах и о простой формуле «Имя Божие есть Бог». Но потом, когда выдворяли монахов с Афона, он писал специальные письма в Российский Правительствующий Синод, что нельзя с них снимать монашеский сан без Церковного суда. Более того, к его мнению присоединились Патриархи Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский, потому что непризнание монашеского сана, полученного на Афоне — это значит разрушение Единой Православной Церкви. А в России была мода в то время не признавать пострижение в монахи на Афоне. Поэтому всё было очень непросто.

Продолжая тему М. Гирса, чем он еще прославился в российской истории? После революции он оказался старейшим среди европейских послов, и ему, как старейшему, Великий Князь Николай Николаевич рекомендовал передать на хранение оригинала дела по убийству Царской Семьи, которое вел Николай Соколов и ему же достались найденные Николаем Соколовым косточки, которые, возможно, были останками Царской Семьи. Он это всё принял, хранил в каких-то сейфах вместе с Василием Маклаковым, который тоже входил в состав корпуса бывших послов. И потом тот же митрополит Антоний Храповицкий, будучи уже главой Русской Православной Церкви Заграницей, неоднократно обращался к Гирсу с требованием выдать эти останки, выдать оригинал дела Николая Соколова. Тот же нагло отказывал, при том без всяких оснований. Михаил Гирс умер в 1936 году, на его место заступил известный масон В. Маклаков, который спустя время, в 1945 году, выдал НКВД СССР эти документы (оригинал дела Н. Соколова) со всеми останками и сам перешел на службу к коммунистам.

Это показательно для понимания того, кто организовывал гонения на имяславцев со стороны светской власти. Хотя, конечно, ключ проблемы лежал в Правительствующем Синоде.

 

III. Кто поддерживал имяславцев

Хотел обратить внимание, что Император Николай Александрович в годы Первой мировой войны неоднократно направлял письма обер-прокурору и в Синод о том, чтобы официально объявили о снятии всех прещений с имяславцев, в том числе со схимонаха Антония Булатовича, но Синод медлил, не выполнял это поручение Императора. Конечно, это было нарушение иерархии, но в то же время у Императора было много дел и контроля за всем не хватало, и этого объявления так и не случилось, хотя письменное указание было. По факту гонения на имяславцев прекратились, но осталось состояние неясности, потому что официально Синод ничего не заявил.

Вопрос имяславия очень актуален для афонских монахов и ныне. До сих пор там существует такое резкое отношение со стороны греческих монахов, что имяславие — это ересь. Потому что не было дискуссии, не было разъяснения. После трудов наших богословов, упомянутых в предыдущих докладах, ясно, что ересью это не является. Наоборот, движение почитания Имени Божия как Его Нетварных Энергий является богословским познанием Имени Божия, самого Бога, над которым должен трудиться каждый христианин.

Надо сказать, что здесь, на пятой конференции, еще не прозвучало имя архимандрита Софрония Сахарова, который сейчас, по некоторым данным, готовится к канонизации Константинопольским Патриархатом, и который много внимания уделял имяславию. Его высказывания по оценке имяславия достаточно близки к высказываниям протоиерея Сергея Булгакова. Но здесь важно то, что сам то он был Афонским старцем, он сам, можно сказать, был исихастом, он видел Нетварный Фаворский Свет, и он своим опытом подтверждает, что Имя Божие Предвечно, является формой Нетварной Энергии Божией. Вот о чем он пишет:

«Призывание имени Господа, согласно архим. Софронию, соединяет человека с Самим Господом. Поначалу человек не сознает, что за сила исходит от Божественного Имени, но многолетняя молитва настолько трансформирует падшую природу человека, что она становится способной воспринимать освящение. Если огнем покаяния переплавляется природа человека, слезной молитвой убиваются в нем корни страстей, то призыванием имени Иисуса очищается, возрождается и освящается человеческое естество. На каком-то этапе с призыванием имени Иисуса соединяется пришествие Нетварного Божественного Света: «...тогда особенно ясно открывается нам значение сего Имени; тогда возможен опыт «Царствия Божия, пришедшего в силе»». В итоге молитва именем Иисусовым делает людей причастниками славы Божией, вселяет в них «мир, превосходящий всякий разум».
          

Благодарю.

 

Президент Русского

Культурно-просветительного фонда

имени Святого Василия Великого

Василий Бойко-Великий

 

 

P. S.:  Богословие Имени Божьего для своего познания требует практики неустанной молитвы и глубокого знания трудов Святых Отцов исихатов. В рамках краткого доклада на научном собрании можно лишь наметить некоторые пути его осмысления.

Просмотров: 347

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

15.05.2018 16:02

1 июня состоится конференция «Всеправославное Совещание 1948 года и духовная безопасность современной России»

15.05.2018 15:13

В Москве пройдёт конференция «Православное мировоззрение и вызовы современной информационной культуры»

08.05.2018 20:04

Православная общественность просит признать «екатеринбургские останки» прахом безвестных страдальцев

30.04.2018 16:40

Итоги научного собрания (конференции) «Екатеринбургские останки: где правда, а где вымысел», прошедшей 22 апреля 201...

29.04.2018 19:14

Василий Бойко-Великий: Необходимо захоронить «екатеринбургские останки» в отдельной могиле, но только не в Соборе, не...

27.04.2018 16:36

Анатолий Степанов о сомнениях по поводу выводов экспертиз по «екатеринбургским останкам»

27.04.2018 12:58

Василий Бойко-Великий о ритуальном убийстве Царской Семьи в 1918 году

27.04.2018 10:48

Эмиль Агаджанян: Останков Царской Семьи нет!

27.04.2018 09:58

Юрий Григорьев: Считать молекулярно-генетическое исследование «царицей доказательств» недопустимо

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова