Московскiя Въдомости
16+

Сергей Половинкин: «Трагедия Имяславия началась с создания книги Схимонаха Илариона "На горах Кавказа"»

20 Апреля 2018, 11:42 # / Новости / Общество / В России / 21690.html

Научное богословское собрание (конференция) «Имяславие и Святоотеческая исихастская традиция Православной Церкви почитания Имени Божия как Его Нетварных Энергий», г. Москва, 25 марта 2018 года.

 

Половинкин Сергей Михайлович

(доцент кафедры истории отечественной философии

философского факультета РГГУ)

Эта трагедия началась с создания книги Схимонаха Илариона «На горах Кавказа». Книгу рассылали по монастырям, она попала на Афон, ее прочли, и вроде как одобрили. Но потом появились неосторожные печатные высказывания об этой книге, которые вызвали ответную неадекватную реакцию. В книге есть глава, которая называется «Имя Божие – есть Бог». Сначала это было нормально воспринято, но после статьи монаха Досифея, который критиковал это положение, пошла ненормальная реакция, и Афон (монахи) стал разделяться на две части: «Имя Божие – есть Бог» и «Имя Божие – не есть Бог». Монашество Афона состояло в основном из крестьян: простецы, молитвенники, схимники и т.д., которые были без богословского образования, но они горячо восприняли это деление. Некоторые фанатично выкрикивали Имя Божие – есть Бог, а другие их обличали еретиками и т.д., доходило до рукоприкладства. Немалую роль в этой трагедии, в этом скандале сыграл иеросхимонах Антоний Булатович, который возглавил имяславцев, боевых офицеров, вел свои монашеские войска в бой на противника.

Положение на Афоне было безнадежное и что с этим делать непонятно. Так они не могли жить уже, столкновения принимали резкий характер. Вместо того, чтобы утихомиривать бойцов, призвать авторитетных в церкви людей, богословов, которые, по моему мнению, должны были сказать, что богословы разберутся, что и у тех и других есть доля истины, каждый из них не обладает ее полнотой; богословы постараются все это связать и вынести авторитетное решение, все это нагнеталось церковным начальством под руководством Архиепископа Антония Храповицкого и дошло до осуждения Святейшим Синодом имяславия в 1913 году как ереси. Но если вы внимательно прочитаете это постановление, то увидите, что там обличается действительно ересь, но она не имеет отношения к имяславцам-богословам, которые успели к тому времени высказаться. Поэтому это било мимо цели, но эта машина осуждения была запущена, имяславцы оказались виноваты, их противники вроде как правы. Скандал еще более усугубился тем, что были оргвыводы, были послевоенные корабли на Афон с солдатами, которым было приказано выдворить имяславцев с Афона. Во главе этих военных экспедиций, вроде как стоял тогда архиепископ Никон Рождественский, он пытался увещевать монахов в храме. Это не помогло, раздались негодующие крики и была дана команда силком выкурить монахов из кельи. Ну, очевидно были использованы приклады и штыки, были ранения, удары, таковые раны фиксировали врачи. Есть достаточно достоверные сведения, что кто-то был убит и похоронен там, и порядка 1000 монахов были увезены с Афона. Привезли их в Одессу и там был тотальный опрос, преступников среди них выявляли, бежавших на Афон, скрывавшихся. Ну таких было очень немного, остальных расстригали, отрезали полы ряс, стригли бороды. В соседней комнате сидел еврей, который торговал ермолками, головных уборов не было, покупали ермолки, даже такие были детали. Многие из этих монахов пошли по Руси, они проклинали Синод и проклинали церковь, что вот попрали имя Божие.

Имяславцы в горах Кавказа пытались организовать такие монастыри, ну если не монастыри, то общины, уходили далеко в горы. Есть такой поселок - Псху, труднодоступный, там особо много имяславцев осело и как-то вместе они группировались, наряду с христианскими сектами и другими. Дошло это до Батюшки Царя, он принял четверых имяславцев и дал указание смягчить положение имяславцев в России. Их стали принимать в монастыре, с некоторых сняли запрет служения. Но всё это, конечно, было таким трагическим для церкви, в монастырях было много сочувствующих, было много противников. Этот раскол пребывания имяславцев в монастыряхпринес раскол и в сами монастыри. В это время, в защиту имяславцев встала русская религиозная философия.

Прежде всего начал публиковаться иеросхимонах Антоний Булатович, но он не имел достаточного богословского образования, и его книги подвергались критике. Вступились серьезные богословские силы: Флоренский, Булгаков, Лосев, Бердяев не столько в защиту имяславия, сколько в защиту свободы высказываний имяславцев. Это была очень серьезная богословская поддержка. Они не пытались решить эту проблему, они пытались сказать, что богословы должны дискутировать, и выработать единое мнение по поводу имяславия, что нужно привлечь лучшие богословские силы, которые у России только были, чтобы решить этот спор. Сатанинский облик приняла наша революция, появились трактаты про имя Божие и так далее. После революции оставшиеся имяславцы (среди них были пропагандисты, фанатики в советское время) это движение как-то ушло в катакомбную церковь, многие направления катакомбной церкви были имяславцами, опять же на Кавказе. Я слушал живые рассказы от наших альпинистов, которые бродя по уединенным местам Кавказа, находили где-то такие площадки, где остались следы огородиков, какая-то избушка стояла. Они подозревали, что там обитал монах, возможно имяславец, который уединился и питался с этого огородика. 

В Москве работал имяславческий кружок, в котором имяславцы делали доклады, обсуждали проблемы имяславия, собирались в разных местах, на квартирах, в храме. Продолжалась такая богословская разработка имяславия. Всё это конечно угасало, и для Советской власти и для чекистов имяславие было, каким-то таким термином крайней реакционности и антисемитизма. Уж если назовут имяславцем, то это значит пробы ставить некуда, и человека, которого так назвали достоин был уничтожения.  Конечно, 1930-е годы мало кто пережил из имяславцев, и конечно, это движение было такой трагедией, и для России, и для всего мира, трагедией из-за какой-то торопливости и неосторожности церковных властей, светских властей.

Сейчас насколько я знаю, появились книги Митрополита Илариона, где отражен взвешенный и спокойный взгляд на имяславие, что следует приветствовать. Я видел его кинофильм по телеканалу «Спас», посвященный имяславию на Афоне, были показаны эти места, в том виде как это тогда существовало, этот жаркий нелицеприятный спор с перехлестами, частично не правы были и те, и другие. И конечно требовалась большая богословская осторожность, чтобы всё это как-то уладить и примирить, найти истину, не ради примирения, а ради истины в отношении понимания имени Божия.  

Но, к сожалению, совсем другим путем всё пошло относительно имяславия, путем обвинений, поношений. Двухтомник Митрополита Иллариона показывает путь выхода спустя 100 лет после событий. Конечно, всем сейчас интересно будут ли приняты какие-то богословские решения по поводу имяславия, и канонические тоже. По-моему, сейчас то время, когда должны проходить конференции, на которых мы пытаемся приблизить то время, когда окончательное решение по имяславию будет вынесено.

Просмотров: 617

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

15.05.2018 16:02

1 июня состоится конференция «Всеправославное Совещание 1948 года и духовная безопасность современной России»

15.05.2018 15:13

В Москве пройдёт конференция «Православное мировоззрение и вызовы современной информационной культуры»

08.05.2018 20:04

Православная общественность просит признать «екатеринбургские останки» прахом безвестных страдальцев

30.04.2018 16:40

Итоги научного собрания (конференции) «Екатеринбургские останки: где правда, а где вымысел», прошедшей 22 апреля 201...

29.04.2018 19:14

Василий Бойко-Великий: Необходимо захоронить «екатеринбургские останки» в отдельной могиле, но только не в Соборе, не...

27.04.2018 16:36

Анатолий Степанов о сомнениях по поводу выводов экспертиз по «екатеринбургским останкам»

27.04.2018 12:58

Василий Бойко-Великий о ритуальном убийстве Царской Семьи в 1918 году

27.04.2018 10:48

Эмиль Агаджанян: Останков Царской Семьи нет!

27.04.2018 09:58

Юрий Григорьев: Считать молекулярно-генетическое исследование «царицей доказательств» недопустимо

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова