Московскiя Въдомости
16+

Георгий Фурсей внёс предложения по оздоровлению науки и образования

13 Марта 2018, 17:45 # / Новости / Общество / В России / 21514.html

Вице-президент Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН Георгий Николаевич Фурсей считает, что нужно срочно отказаться от разрушительной и губительной для нашей страны болонской системы.

 

Кризис в науке и образовании (НиО) и соответственно выход из этого кризиса связан с тремя главными аспектами:

1) Концептуальным, обусловленным грубейшим искажением естественно-научного алгоритма развития этих сфер.

2) Сущностного, обусловленного искажением целей, задач и предмета НиО.

3) С организационными и управленческими ошибками, накопившимся в процессе так называемых «реформ» в НиО.

 

Концептуальные проблемы:

1) Приоритет НиО должен быть провозглашен как определяющий фактор национальной безопасности и устойчивого развития страны.

2) Должен быть восстановлен авторитет естественно-научного образования и фундаментальной науки, как основы вхождения в новый научно-технологический уклад (в новый этап развития цивилизации).

3) Необходимо утвердить и провозгласить нравственный аспект образования и научных исследований, как важнейший элемент национальной безопасности страны для служения знаний во благо страны и человека (это касается нового знания, которое может повредить человечеству, экологии и использование различных явлений и процессов опасных для существования жизни и планеты в целом).

4) Необходим переход к ноосферному образованию, связывающему человека, его сознание, его деятельность с задачами космоса.

 

Что необходимо сделать организационно для улучшения ситуации:

1) Образование и фундаментальная наука должны стать одним из важнейших дел государства. Это не частная, не чисто индивидуальная, семейная и т.п. задача. Это государствейнейшие дела и соответственно главная сфера ответственности государства.

2) В этом плане образование и фундаментальная наука должны в первую очередь поддерживаться государством и реализоваться, и развиваться за счет государственного финансирования, т.е. за счет средств налогоплательщика. Этому должно способствовать также средства крупного бизнеса, поступающих в бюджет государства за счет специального целевого налогообложения.

3) Таким образом образование в стране должно быть бесплатным для граждан. Начальное и среднее должно быть всеобщим и обязательным. Высшее - должно быть сугубо конкурсным и также государственным (т.е. бесплатным).

4) Россия должна вернуться к трехступенчатой форме образования. Первая ступень – общее среднее и специальное среднетехническое образование (техникумы). Вторая – подготовка высококлассных мастеров, то что ранее называлось ПТУ. И наконец, третья – высшее образование.

5) Необходимо срочно отказаться от болонской системы. Она разрушительна и вредна для нашей страны, поскольку через бакалавриат, например, готовят «недоношенных» специалистов, а магистратура неэффективна и не позволяет готовить достаточное число нужных специалистов, инженеров, ученых, технологов и т.п. Кроме этого болонская система способствует оттоку подготовленных кадров за рубеж, что является непозволительной роскошью для России.

6) Для того чтобы выпускники ВУЗов, молодые специалисты, получившие образование за счет государства, служили в тех областях и регионах, в которых они совершенно необходимы, следует восстановить принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ молодых специалистов по регионам и областям.

Необходима также государственная забота, сопровождения и помощи молодым специалистам в предоставлении работы по специальности и государственной поддержки их на первых этапах самостоятельной деятельность (решение жилищной проблемы, подъемных средств, льготного кредита и т.п.) хотя бы в той мере, в которой это осуществлялась в СССР.

7) Государство должно возродить и всесторонне поддерживать научные школы.

8) Необходимо восстановить главный управляющий наукой институт – Государственный Комитет по Науке и Технике (ГКНТ).

9) Необходимо восстановить наукограды, которые является центрами науки и образования и которые практически имеют структуру, кадры и разработанные технологии для функционирования и развития науки и образования.

10) Необходимо срочно восстановить отраслевые институты ГОИ, ГИПХ и т.п.

11) Необходимо срочно возродить авторитет академий, создать союз академий, который обладает колоссальным научным потенциалом.

12) Необходимо восстановить системное государственное финансирование образования и фундаментальной науки, установив четкую оплату труда в соответствии с квалификацией и научными званиями. Дополнительная прибавка к заработной платны за счет грантов и других дополнительных источников не должна превышать 1/2 государственной зарплаты.

13) Необходимо немедленно устранить диспропорцию между начальниками и управленцами от науки и образования и непосредственными участниками образовательного и научного процесса – учеными и преподавателями. Зарплата начальствующих управленцев не должна превышать зарплату ведущих специалистов, ученых в научно-исследовательских институтах и профессоров в университетах, практически выполняющих научную и образовательную работу, более чем в 2-3 раза.

14) Необходимо всячески на государственном уровне поддержать интеграцию академической науки и высшей школы, посредством созданий базовых кафедр и системы дополнительной оплаты труда непосредственных работников (высококлассных специалистов и преподавателей, работающих в этой сфере).

15) Необходимо создать банк экспертов из членов РАН, а также - из членов общественных академий для того чтобы обеспечить независимую экспертизу должного уровня.

 

Меры необходимые по существу оздоровления науки и образования:

1) Образование должно быть предметным, т.е. необходимо учить конкретным, наиболее важным, фундаментальным предметам, лежащим в основе полноценного образования: физике, математике, химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, астрономии и т.п.

2) Необходимо, чтобы выпускные экзамены проводились по всем этим предметам.

3) Экзамены по основным предметам должны осуществляться также при поступлении в ВУЗ. В технические ВУЗы совершенно необходимы экзамены по физике, по математике, информатике, химии, биологии, русскому языку и т.п. В гуманитарные вузы - по русскому языку, иностранному, литературе, истории, географии и т.п.

4) Необходимо срочно возродить систему контрольных экзаменов при переходе из класса в класс. Только такие переходные экзамены позволяют закрепить знания, полученные в течении года.

5) Разумная загрузка учащихся и предотвращение и их необоснованной перегрузки естественным образом обеспечивается, если стимулировать учащихся творческому подходу к обучению. В первую очередь необходимо учить молодых людей учиться. При современной развитой информационной сфере это может быть реализовано гораздо эффективнее, чем ранее.

6) Одним из страшных явлений в образовании является подушное финансирование в ВУЗах, которые практически исключают отсев неуспевающих студентов, т.к. это немедленно приводит к сокращению штата преподавателей.

7) Необходимо восстановить специальные школы (физ-мат школы, биологические, иностранных языков и т.д.). Эти школы позволяют вести эффективную работу с талантливыми детьми.

8) Восстановить систему внешкольного обучения.

9) Необходимо восстановить систему просвещения.

10) Все начинается со школы, а в школе нет достойных учебников на всех уровнях. Что касается естественно–научного направления, то самое простое было бы вернуться к советским учебникам, задачникам и пособиям, дополнив их современными достижениями. Сейчас это особенно несложно сделать, имея ввиду возможности издания этих учебников в электронном виде.

11) Необходимо немедленно дебюрократизировать сферы науки и образования. Это не требует дополнительных средств, а наоборот высвобождает их, поскольку в этом случае можно было бы из этой сферы устранить паразитирующих чиновников и разного рода формальные методологические нагромождения.

 

Георгий Николаевич Фурсей

 

Просмотров: 661

Поддержите культурно-просветительный сайт.







Похожие новости

30.03.2018 11:32

Противники спасительного для России образовательного стандарта пытаются лишить Васильеву поста министра

26.03.2018 18:33

Вызов министра образования Ольги Васильевой либерал-глобалистам

08.03.2018 16:59

Сертифицированные кружки и секции - государство больше не отвечает за образование?

01.03.2018 09:19

США ведут скрытую войну с Россией и миром: во Владивостоке готовится новая акция американцев

23.02.2018 10:15

Российские учёные напомнили президенту о необходимости вернуть самоуправление отечественной науке

08.02.2018 18:16

2018 год даст старт крупным проектам в российской науке

08.02.2018 12:37

Западная модель образования уничтожает Россию

30.01.2018 12:59

Крик души российских учёных и педагогов. Георгий Фурсей о кризисе науки и образования

10.01.2018 18:52

О Рождестве: современная наука признаёт существование Иисуса Христа

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова