Московскiя Въдомости
16+

Ольга Васильева: Что произошло с религиозным сознанием в Гражданскую войну?

10 Ноября 2017, 14:28 # / Новости / Общество / В России / 20900.html

Министр образования РФ, доктор исторических наук Ольга Васильева представила доклад «Российская Православная Церковь и Октябрьская революция» на одноименной конференции Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), которая состоялась 26 октября, сообщает «Православие и мир».

Она рассказала, что провела в архиве целые 16 лет и назвала их лучшими годами своей жизни. В конце 80-х – начале 90-х люди получили доступ к, казалось, навсегда закрытым темам религии, Церкви, религиозных организаций. С тех пор, по словам Васильевой, открылись белые пятна церковной истории.

Начав с темы изъятия церковных ценностей, Ольга Васильева дошла до главного вопроса: «Что произошло с религиозным сознанием? Что произошло с тем количеством православных, 83 миллиона на 1910 год, с тем Святейшим Синодом, с теми людьми…»

В своем докладе она решила показать, как за два революционных года от февраля до осени 1919-го «мощнейший кризис внутрицерковного сознания», начавшийся еще задолго до описываемых событий, поменял позицию.  И «единственным человеком, который осознавал происходящее», Васильева назвала Патриарха Тихона.

«Они царствующий дом Романовых называют бывшим»

В конце февраля 1917 года во время забастовок в Петрограде прошло последнее в самодержавной России заседание Святейшего Синода. Проводил его тогда князь Жевахов, который просил митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) сразу же дать оценку происходящему, обратиться к народу  и пригрозить ему в случае ослушания церковным наказанием. Следом с соответствующей просьбой обратился к митрополиту обер-прокурор Раев. Однако Святейший Синод не стал давать никакой политической оценки происходящему за окном.

Неожиданно 2 марта митрополит Владимир все-таки решил связаться с исполнительным комитетом Государственной Думы. А спустя четыре дня без официального разрешения часть епископата прекращает поминовение императора Николая II за богослужением. И 9 марта Синод все же обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий», тем самым фактически признав революцию правомочной. «Когда мы с коллегами-историками смотрели документы, меня поразило, что 7 и 8 марта, готовясь к этому посланию, они дом Романовых, царствующий, называют «бывшим» при той легитимной власти, которая еще есть», - рассказывала Васильева.

«Оценка политической власти не дается, она не нужна…»

Дальше Синод вновь безмолвствовал, даже тогда, когда 14 июля Временное правительство приняло декрет о вероисповедании, после которого больше половины солдат и офицеров на войне перестали исповедоваться и причащаться. 

1 августа Синод выступил с обращением ко всем партиям страны с целью привлечь внимание к надвигающейся братоубийственной войне. Ольга Васильева подчеркнула: «Ни о какой политике речи не идет, оценка политической власти не дается, она не нужна, она будет дана позже, совсем в других условиях».

15 августа начал свою работу Поместный Собор, которого все так ждали. Как историк Васильева назвала его «точкой отсчета для всей дальнейшей жизни Церкви, началом той самой Голгофы». Именно там впоследствии и творилась история церковного права XX века. В результате 24 августа появилось экстренное «Послание Священного Собора Русской Православной Церкви всему православному народу», гласившее: «На несчастную Россию надвигается ужас междоусобной войны». Звучит призыв задуматься об ужасах, которые предстоит пережить людям: «Православные, именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбой: очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию». Но снова никакой политики, только предупреждение скорее о неминуемости грядущего, нежели о предотвращении его. Причем Ольга Васильева, изучавшая дневниковые записи иерархов, утверждает, что практически каждый из них «мелким почерком, бисером пишет, как он реагирует на происходящее за окном», но там, где это необходимо, молчит и бездействует.

Во время кровавых октябрьских событий в Москве только митрополит Платон (Рождественский) взял на себя ответственность и направился к возглавлявшему тогда Московский военно-революционный комитет Ногину. Он просил прекратить огонь и предать земле тела убитых. И после этого Собор впервые делает что-то стоящее, правда опять на уровне рекомендаций. В обращении к «победителям» он просит  при любых обстоятельствах оставлять жизнь побежденным, отойти от мести и жестокости.

Патриарх Тихон понимал, какое бремя ему предстоит нести

И вот подошло время избрания Главы Русской Православной Церкви. Им стал достойнейший из достойных – Патриарх Тихон. Современники называли его «самым добрым из архиереев Русской Церкви». Когда ему сообщили об избрании, он повернулся к вошедшим, а в глазах его стояли слезы. Уже тогда Патриарх Тихон понимал, какое бремя ему предстоит нести на себе.

И уже 8 ноября по его настоянию Собор впервые обращается к Совету Народных Комиссаров, к политическим партиям, к вооруженному населению: «Победители, без оценки, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих и даже тех, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь, хотя бы во имя человеколюбия. Собор взывает к вам, руководители движения, употребляйте всё свое влияние на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается своей братоубийственной победой».

Но вновь политической оценки страшным событиям, происходящим в России, не дается. Собор как будто намеренно закрывает глаза на то, что творится за окном.  Тем временем на первой сессии они считают, что поставили точку в вопросе церковно-государственных отношений определением «О правовом положении Русской Православной Церкви». 25 принятых статей, по сути, сводились к следующему. Основной религией государства оставалось Православие, Церковь сохраняло все свое имущество, государство должно было помогать ей материально, и только Церковь могла одобрить изменения, принимаемые в отношении ее.

Исходя из предположения историков, соборяне игнорировали творящиеся вокруг страшные события по одной простой причине – надеялись на помощь союзников и кратковременность существования нынешней власти. Ольга Васильева считает иначе.

Иерархи молчали, старались не вмешиваться, не давать никаких  оценок насильственно установленной власти. И все продолжалось, пока они верили в то, что их не тронут…Но не тут-то было.  

«Анафематствую вас, если только вы еще носите имена христианские…»

Дальше события следуют одно за другим. 11 декабря в соответствии с определением «О правовом положении» Церковь лишили учебных заведений. Затем 17 декабря следует принятие страшного декрета о гражданском браке, после которого и приходит осмысление происходящего. Таинство брака попрано, венчание было названо «частным делом» каждого, а внебрачные дети, приравнивались к тем, кто родился в браке.  Этот декрет стал первым настоящим плевком большевиков в лицо Церкви и положил начало антирелигиозной кампании, развернутой против нее.

Затем последовала попытка захвата Александро-Невской лавры, во время которой настоятель Петр (Скипетров) обратился со словами увещевания к нападавшим и тут же был смертельно ранен.  19 января 1918 года Патриарх Тихон предал анафеме «тех, кто творит беззаконие».

«Ежегодно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных людей, и даже на одре болезни лежащих, виновных только в том, что честно выполняли свой долг перед Родиной, что все свои силы полагали на служение блага народного. И все это свершается не только под покровом ночной темноты, но в явь при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью, беспощадной жестокостью, без всякого суда, с попранием всякого права и законности свершается в наши дни почти во всех городах по всей нашей Отчизне. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. Властью, данною нам от Бога, запрещаю вам приступать к таинам Христовым. Анафематствую вас, если только вы еще носите имена христианские, и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Однако говорил он не конкретно о политическом строе, а об участниках расправ. Тогда Патриарх еще старался смягчить удар, но молчать уже не мог. Собор же не поддержал его.

23 января последовал большевистский «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», лишивший Церковь права юридического лица и  имущества.

Патриарх Тихон дает оценку действиям новой власти

После занятия красногвардейцами Киева пришло известие об убийстве митрополита Владимира (Богоявленского). Больше Патриарх Тихон не мог давать расплывчатых оценок, он проявил себя «как политик». Он выступил один, от своего лица. Глава Церкви подверг резкому осуждению Брестское соглашение, назвав его «позорным» и не дал своего благословления.

«Тот ли это мир, которого так жаждет народ? Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага. Даже исконно православная Украина отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранимая и хранительница святынь, перестает быть городом державы Российской. Мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжелую кабалу. Такой мир не даст народу желаемого отдыха и упокоения. Между тем, у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир».

Васильева отметила, что простить этого власть ему так и не смогла.

Доктор исторических наук рассказала, что к 1921 году война унесла жизни более 10 тысяч священников, епископата и мирян. Ее удивил тот факт, что эти цифры были обнародованы изначально. Хотя Васильева вместе с коллегами убеждена, что до своего укрепления, а именно до 1922 года, у новой власти не было четкой программы борьбы с Церковью. Однако Патриарх Тихон понимал, что начало этому уже было положено и в 1918 году. 31 марта в Московской духовной семинарии за Божественной литургией он поминает 17 человек, которые были безжалостно убиты кровавыми руками установителей новой власти.

«С убийством государя христианская совесть мириться не может»

Самое страшное событие произошло в ночь с 16 на 17 июля, когда была расстреляна царская семья. 21 июля Патриарх, исполненный горем, произнес проповедь: «С убийством государя христианская совесть мириться не может. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают, мы готовы все это претерпеть в упование, что к нам будут отнесены слова Спасителя нашего “блаженны слышащие слово Божье и хранящие его”».  И тут впервые все практически все члены Собора поддержали его, приняв общую политическую позицию. Трагедия объединила их всех.

Рассказала историк и о речи Патриарха, которую тот произнес в  первую годовщину октябрьской революции 25 октября 1918 года, когда обвинил большевиков в «пролитии крови братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву», зверствах и предательстве родины, которую те «подменили бездумным интернационалом». Глава Русской Православной Церкви говорил: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы, ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Вы обещали свободу. Великое благо – свобода, если оно правильно понимается как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие, но такой свободы вы не дали». Более того, добавил Патриарх Тихон, новая власть беспощадно раздавила любые проявления свободы человечества. Он призвал большевиков освободить заключенных, закончить братоубийственную войну, насилие и стеснение веры.

«Дайте народу заслуженный отдых от междоусобной брани, а иначе взыщется с вас всякая кровь праведная, вами проливаемая, и от меча погибнете вы сами, взявши меч».

При этом он не призывал народ к противлению новой власти, прекрасно понимая, чем впоследствии это может для православных обернуться.

«Церковь возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны»

В течение последующего года Собор создает группу, которая помогает Патриарху Тихону в сборе известий о первых мучениках и убиенных. Ведь глава Церкви понимал, что страшное колесо смерти, запущенное новой властью, только набирает обороты. И тогда Патриарх произносит новое послание от 25 сентября 1919 года, которое, по мнению Ольги Васильевой, и стало главным ключом к выстраиванию церковно-государственных отношений в тот период и в последующие десятилетия.

 «Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Церковь возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политической демонстрации. Памятуйте же, отцы и братья, канонические правила и заветы святого апостола. Блюдите ся от творящих распри раздоров. Уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях. Повинуйтесь всякому человеческому начальству в делах мирских. Не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрения советской власти. Подчиняйтесь ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию. Ибо Богу, по апостольскому наставлению, должно предаваться более, нежели людям. Посвящайте все свои силы на проповедь Слова Божьего».

Как историк Васильева отвергает мысль о том, что таким образом Глава Русской Православной Церкви пытался построить конструктивные отношения с большевиками. Она убеждена, что Патриарх в них никогда не верил. «Это обращение положило начало «долгому страшному пути поисков той самой лояльности, о которой мечтала власть, и тому самому поиску существования, о котором так долго мечтала и к которому так долго шла Церковь», - утверждает Васильева.

Впоследствии три послания достойнейшего из достойных Патриархов войдут в основу служения митрополита Сергия и митрополита Алексия (Симанского).

 

Просмотров: 208

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

22.11.2017 15:45

Рассказ школьника из Нового Уренгоя о «невинно погибших» немецко-фашистских захватчиках - ошибка или системная проблема?

22.11.2017 13:22

Россиян приглашают принять участие в акции «Рождественский подарок» для нуждающихся семей

22.11.2017 12:34

СТРАШНОЕ КОЩУНСТВО С «ЦАРСКИМИ ОСТАНКАМИ»... «Эксперты» вместе с костями цинично треплют имена Царственных мучеников

22.11.2017 12:19

Н.А. Соколов понимал, что Россия и русский народ «без Бога на Небе и Царя на Земле» существовать не могут

22.11.2017 10:23

М.В. Назаров: Два "богословских" приема в "примирении белых и красных"

22.11.2017 09:27

Пример православным: католические священники отказались отпевать мафиози

21.11.2017 19:04

Отец Пётр: "Все проблемы - от неверия"

21.11.2017 17:21

Активисты намерены передать президенту миллион подписей против абортов

21.11.2017 16:01

В Луганске вооруженные люди перекрыли центр города. Готовится "военный переворот"?

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова