Московскiя Въдомости
16+

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

09 Ноября 2017, 15:06 # / Новости / Общество / В России / 20898.html

Материнские заметки к столетию революции

Сто лет назад в России совершилась революция. Монархия была повергнута. Кто-то решительно и осознанно отверг монархическую идею. Кто-то смирился. Кто-то борется.

 

Политика — вещь непростая, часто неприятная. Подальше бы от нее держаться, правда? И часто мы, церковные православные люди, ради сохранения мира душевного, ради стремления к тихой жизни «во всяком благочестии и чистоте» стараемся уйти от всех этих выяснений. Где там монархия, где демократия, кто за что борется и кто на кого какими аргументами сыплет. Цареубийцы и царебожники, либералы и консерваторы — какие ярлыки только не навешивают и куда только копья не мечут! Кто с хоругвями и крестами «за царя-батюшку», кто призывает каждому последить за собой и заняться своим делом, а не пытаться рулить государством и миром…

Но забудем о том, что монархия — это тема политической пропаганды и бесконечные дебаты в сети. Монархия — не только политика и не столько политика. Монархия — не история или теория. Монархия — жизнь каждого из нас. Жизнь семьи. Жизнь Церкви.

***

 

?Нужна ли нам монархия? В спорах о государственном устройстве у каждой партии на этот счет свои мнения.

 

Но для отцов Православной Церкви монархия — порядок, принцип устроения жизни людей, политевмы:

«Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, — необходимо, чтобы было одно начальство»[1], — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Бог учредил не народное правление, но царское. Так утверждает святитель Иоанн Златоуст:

«Бог от начала принимал множество мер, чтобы насадить ее <любовь> в нас. Он даровал всем нам одну главу — Адама... Далее, устрояя, чтобы один повиновался, а другой повелевал, — так как равенство чести часто производит вражду, Он учредил не народное правление, но царское...

Муж занимает место царя (βασιλ?ως), жена — место правителя (?π?ρχου) и военачальника (στρατηγο?), дети получили власть третьей степени...

Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии»[2].

Эти слова не столько о политике и о государственном строе, сколько об устроении нашей жизни, наших мыслей и отношений друг с другом. И прежде всего — об устроении наших отношений в семье.

Любовь, единодушие и согласие — основание и цель монархии. Ради достижения этой цели отношения между людьми устроены Богом иерархически. И в первую очередь это касается отношений в семье:

«Дом каждого есть как бы город, и каждый хозяин есть начальник над собственным домом», — говорит и в другом месте все тот же святитель Иоанн Златоуст. Этот хозяин «есть как бы некий царь, у которого находится в подчинении столько начальников... А жена все-таки останется другим царем в этом доме, хотя без диадемы»[3].

Царская тема вообще важна в учении Златоуста. Она является ключевой в его учении о семье и воспитании детей[4].

По Златоусту, отец — царь в своей семье, в своем городе-полисе, в своем маленьком царстве. У этого царя есть соправитель, военачальник или второй царь («без диадемы» — такие бывали во времена Златоуста в Римской Империи). И есть народ — дети. Забота об этом «народе» — тоже «царская»:

«Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка»[5].

Быть царем — не значит быть «командиром», как нам сразу представляется. Это значит быть не наемником, а хозяином, «попечителем» — т.е. тем, кто заботится со «тщанием», любовью и при этом со властью.

Муж как царь

 

 

Итак, оказывается, что монархия есть образ жизни семьи. Монархия описывает характер отношений в семье. И прежде всего — в семье православной.

Монархия начинается с мужа. С царя.

Кто такой царь? Это самый важный вопрос. У нас, к сожалению, сразу вырисовывается образ эдакого чудика с короной набекрень, который сидит на троне, бездельничает, ногами болтает: «Что хочу — то ворочу!» При этом все за него всё делают: «Поди сюда, делай, как я приказал».

Но это не царь, а властолюбивый самодур.

Должность (от слова «долг») царская — форма служения Богу. По Златоусту, царь-отец получает заповедь «преимущественного попечения о доме». Он обязан заботиться о благоустроении жизни своей семьи, о вверенных ему домочадцах[6]. Главенство и власть в творениях Златоуста неразрывно связаны с ответственностью власть имущего: чем больше ответственности — тем больше власти для того, чтобы выполнить порученное дело. Царствование — высшая мера ответственности. Царь-отец отвечает перед Богом за то, как он «образовал и упорядочил» детей и жену[7].

Одна из основных задач царя-отца — быть учителем в своем доме, воспитывать детей. За то, как царь-отец воспитает порученных ему Богом детей, он ответит перед истинным Царем, Богом, на Страшном Суде:

«Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем (διδ?σκαλον), руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я»[8].

Учить и воспитывать детей должен именно отец, если он христианин и царь в своей семье. Отец заботится о детях с помощью жены-соправительницы. И это зона его личной ответственности. Где-то он учит сам, где-то — управляет процессом, держит руку на пульсе, соединяет разрозненные фрагменты воспитания и обучения каждого из своих детей. Чтобы вырастить человека, «борца для Христа». Эта целостная забота, любящее руководство называется у Златоуста «промышлением». Промысл — это Божественная и царская забота о подчиненных, которая охватывает все сферы жизни ребенка или народа. Забота теплая и попечительная, не наемническая.

Быть царем в семье — значит жить ради семьи, считать заботу о жене и детях главным делом своей жизни:

«Все у нас должно быть второстепенным по сравнению с промышлением (τ?ς προνο?ας) о детях в образовании и учении Господнем»[9].

Заботиться в первую очередь о семье, а не о Фейсбуке, футболе, машине и всем том, что у нас вылезает на первое место.

Монархия — напомним, во имя и ради любви, единодушия и согласия. Быть мужем-царем — значит любить свою жену. И как любить? Все тот же Златоуст говорит мужу:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой (τ? προνο??, τ? ?γ?π?, τ? φιλ??)»[10].

Вот как царь-муж должен относиться к своей жене и каким образом он должен «добиваться власти» в своей семье.

Любовь царя-мужа соотносится с любовью Христа — Царя Царей и Жениха Церкви. Именно образ Христа и есть ориентир для царствования мужа в семье. Царь — тот, кто любит, кто верен до смерти, смерти же крестной. Вот мера царской любви.

А у нас зачастую, увы, корона набекрень… И это не царствование, а что-то ему противоположное. Но, к сожалению, именно это коронованное самодурство и воспринимается нами как образ монарха. Причем не только противниками монархии, но и ее сторонниками: «Я тут главный! Приду после встречи с друзьями (после митинга в защиту монархии), завалюсь на диван (зайду в соцсеть написать пост против гомиков). Где мой ужин, елки-палки? И пусть дети твои сопливые не орут — я занят!»

Жена как соправитель

 

 

Царь — особое, страшное по степени ответственности, служение Богу. Но служение мужа в семье неразрывно связано с отношением жены к мужу как к царю.

Единодушие и единомыслие в семье достигается, в частности, именно иерархическими отношениями между мужем и женой. Но сами монархически-иерархические отношение между супругами строятся на любви:

«Если супруги не связаны силою любви, то единомыслие между ними — дело неудобное и трудное»[11].

Вообще в семье, как и в христианстве в целом, все строится на любви. Однако со стороны жены должно присутствовать еще и то самое, многих пугающее послушание. Без послушания и подчинения жены в семье «бывает распря», говорит Златоуст:

«Для того он <апостол> и подчиняет ее <жену>, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира»[12].

Повиновение жены приводит к единомыслию и единодушию. Ведь если муж для жены — авторитет, если она не противится ему, не противоречит, не спорит (подробности оставим за скобками; обратим внимание на само стремление повиноваться, на убежденность именно в таком, иерархичном раскладе), то разногласия и раздоры сами собой рассасываются. Ведь для раздоров не оказывается почвы.

Быть второй, служить Богу послушанием мужу-царю, относиться к мужу как к царю — с уважением к его сану, с благоговением перед той великой ответственностью, которую он несет за меня и наших детей. С готовностью отступить, уступить, убрать себя на второе место. Показать детям и самому мужу: наш папа — царь.

При этом «повиновение жены мужу разумею не (рабское, как) к господам и не то, которое зависит от природы, но которое бывает для Бога»[13], — говорит Златоуст. Идейное послушание, убежденное, сакральное, и к тому же — в любви, единодушии и великом согласии. Вообще, если жена любит, стремится к единодушию с мужем и согласию с ним — она как раз согласится. Послушание в этом случае совершенно естественно.

А что, если муж недостоин такого послушания? И такое бывает: царь — отнюдь не обязательно святой. Но монархия — на то и монархия. Это законный порядок:

«Когда будете оказывать должную любовь и послушание к недостойным, получите большее воздаяние»[14], — утверждает великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вообще у Златоуста везде так: если жена дурная, непослушная — ты, муж, все равно будь царем, люби ее и заботься о ней даже до смерти. Если муж самодур — ты, жена, все равно относись к нему как к царю, поставь себя на второе место[15]. Порядок есть порядок, а иначе — анархия и гражданская война.

Что значит восстановить монархию

Итак, нужно ли и если да, то насколько своевременно восстанавливать монархию?

По сути, это вопрос о том, нужно ли восстанавливать и сохранять православную семью, нужно ли созидать и беречь любовь и единодушие в семье, нужно ли вообще заботиться об отношениях в семье. Нужно ли мужу заботиться о жене, а родителям — о своих детях, как и ради чего, вернее — ради Кого и во Имя Кого заботиться.

Если во имя свое, то будем жить, как наша левая нога пожелает, как вычитаем в модной книжке или как скажут нам неизвестные люди под неизвестными никами в Интернет-пространстве.

А если во Имя Христово — то построим свою семью так, как нам апостол заповедал, как рассказал и пояснил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. И не народное тогда у нас будет правление, но царское.

В общем, что значит «восстановить монархию в России»: пойти на митинг, писать воззвания, громить оппонентов в соцсетях?

Восстановить монархию — изменить свой образ мыслей.

Восстановить монархию — привести свой дом в иерархический порядок, где муж — глава и царь, верный и любящий попечитель. Где жена — послушный мужу соправитель. Где родители посвящают себя заботе о детях. Где смотрят за тем, как самим исполнить свой долг, а не за тем, как этот долг исполняют другие. Где все на своем месте, по мере сил и возможностей, служат друг другу и Богу.

Восстановить монархию — поставить во главу угла любовь, единодушие и великое согласие.

Как восстановить монархию? Начать служить Богу в своей семье, служить так, как заповедал нам Бог, достигая единомыслия и единодушия…

Революция: 100 лет спустя

 

 

Сто лет назад в России произошла революция. Символом этого беззакония, отвержения законопорядка, устроения жизни было уничтожение Царской семьи. Ведь убили не одного царя-правителя, а «седмерицу», всю «едину Христову домашнюю Церковь». Уничтожали самый корень, самую суть монархии — семью.

И прологом к революции была клевета на Царскую семью, ставящая под сомнение ее любовь и верность. Разве это случайно? Неслучайно и новая атака на Царскую семью начинается с того же. В 1916-м году в великосветских салонах клеветники шептались о неверности царицы, а теперь снимают фильмы о неверности царя. И то и другое имеет простую цель — подорвать саму идею монархии, как идею отношений в любви и согласии. Идею царствования как ответственности и верности.

Сто лет прошло, но революция здравствует и процветает — в наших склоках и раздорах друг с другом, в нашем нежелании служить, в желании, чтобы служили нам, в нежелании посвятить себя заботе о собственных детях, в хамстве и неуважении друг к другу, в неверности...

Революция здравствует даже тогда, когда мы размахиваем монархическими флагами и лозунгами.

Профессор-протоирей Глеб Каледа писал:

«В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет»[16].

Вот так: без домашних церквей Русская Церковь иссякнет. Но будет ли существовать сама Россия без Церкви? Будет ли существовать Россия без семьи? Без великого согласия — монархии — будет?..

 

Анна Сапрыкина

 

8 ноября 2017 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн.1. С. 172-173 (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 141).

[2] Κα? γ?ρ ? Θε?ς ?ξαρχ?ς μυρ?α ?π?ρ το? τα?την ?μ?ν ?μφυτε?σαι ?μηχαν?σατο? κα? γ?ρ μ?αν ?πασιν ?δωκε κεφαλ?ν, τ?ν ?δ?μ.<>Ε?τα ?να τ? μ?ν ?ποτ?ττηται, τ? δ? ?ρχ? τ? γ?ρ ?μ?τιμον ο?δε πολλ?κις μ?χην ε?σ?γειν? ο?κ ?φ?κε δημοκρατ?αν ε?ναι, ?λλ? βασιλε?αν, κα? καθ?περ ?ν στρατοπ?δ?, τα?την ?ν τις ?δοι τ?ν δι?ταξιν καθ' ?κ?στην ο?κ?αν. ?στι γο?ν ?ν τ?ξει μ?ν βασιλ?ως ? ?ν?ρ, ?ν τ?ξει δ? ?π?ρχου ? γυν? κα? στρατηγο?? κα? ο? πα?δες δ? ?ρχ?ν κεκλ?ρωνται τρ?την? <> Κα? πανταχο? δι' ?λ?γου κα? πυκν?ς ?πο?ησε τ?ς ?ρχ?ς ? Θε?ς, ?να π?ντα ?ν ?μονο?? μ?ν? κα? ε?ταξ?? πολ-λ?. (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 10. Кн. 1. С. 345-346. In epistulam I ad Corinthios XXXIV VII, PG 61, 289-290).

[3] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 195 (In epistulam ad Ephesios XXII PG 62, 158).

[4] Ср. Сапрыкина А.А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста. Дисс. Канд. Пед.наук. http://www.bogoslov.ru/data/2016/05/04/1239199802/dissertatsija_Saprikina_Uspenie_2012.pdf

[5] Ν?μισον ε?ναι βασιλε?ς π?λιν ?χων ?π?κοον τ?ν το? παιδ?ς ψυχ?ν· π?λις γ?ρ ?στιν ?ντως ? ψυχ?. De inani gloria et de educandis liberis, §23, Line 325-326; Рус. пер.: Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т.1.М., 1994. С.180.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 175 и др. (см. In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 142).

[7] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 190 (In epistulam ad Ephesios XXI PG 62, 154).

[8] Ε? γ?ρ τ?ς τ?ν ?λλων προνο?ας ?παιτο?μεθα τ?ς ε?θ?νας (?καστος γ?ρ μ? τ? ?αυτο? ζητε?τω, φησ?ν, ?λλ? τ? το? πλησ?ον), π?σ? μ?λλον τ?ς τ?ν πα?δων? Ο? κατ?κισ? σοι, φησ?ν, α?τ?ν ?ξ ?ρχ?ς? ?π?στησα δ? σε α?τ? διδ?σκαλον κα? προστ?την κα? κηδεμ?να κα? ?ρχοντα? τ?ν ?ξουσ?αν α?το? π?σαν φ?ρων ε?ς τ?ς σ?ς ?ν?θηκα χε?ρας? ?παλ?ν ?ντα διαπλ?ττειν ?κ?λευσα, κα? ?υθμ?ζειν? πο?αν ?ν ?χοις συγγν?μην, ε? περι?δοις α?τ?ν ?ποσκιρτ?σαντα. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. С. 334; также: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 3. Кн. 1. С. 337 (In illud: Vidua eligatur PG 51, 327).

[9] Π?ντα ?μ?ν δε?τερα ?στω τ?ς προνο?ας τ?ν πα?δων, κα? το? ?ν παιδε?? κα? νουθεσ?? Κυρ?ου α?τ?. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 186 (In epistulam ad Ephesios XXI PG 62, 151).

[10] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн.1. С. 168 (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 137).

[11] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 173 (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 141).

[12] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 166-167.

[13] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 437 (In epistulam ad Colossenses, X, PG 62, 365).

[14] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. С. 360 (In Matthaeum XXXII, PG 57, 386).

[15] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 173.

[16] Г. Каледа, прот. Домашняя Церковь. М.2001. С. 12 (Введение).

Источник: http://pravoslavie.ru/107884.html

Просмотров: 214

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

22.11.2017 15:45

Рассказ школьника из Нового Уренгоя о «невинно погибших» немецко-фашистских захватчиках - ошибка или системная проблема?

22.11.2017 13:22

Россиян приглашают принять участие в акции «Рождественский подарок» для нуждающихся семей

22.11.2017 12:34

СТРАШНОЕ КОЩУНСТВО С «ЦАРСКИМИ ОСТАНКАМИ»... «Эксперты» вместе с костями цинично треплют имена Царственных мучеников

22.11.2017 12:19

Н.А. Соколов понимал, что Россия и русский народ «без Бога на Небе и Царя на Земле» существовать не могут

22.11.2017 10:23

М.В. Назаров: Два "богословских" приема в "примирении белых и красных"

22.11.2017 09:27

Пример православным: католические священники отказались отпевать мафиози

21.11.2017 19:04

Отец Пётр: "Все проблемы - от неверия"

21.11.2017 17:21

Активисты намерены передать президенту миллион подписей против абортов

21.11.2017 16:01

В Луганске вооруженные люди перекрыли центр города. Готовится "военный переворот"?

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова