Московскiя Въдомости
16+

Легенда о Никите Летуне и Царь Иоанн Васильевич Грозный

22 Августа 2017, 06:35 # / Новости / Общество / В России / 20829.html

С начала ХХ века в средствах массовой информации и в массовой культуре распространяется легенда о Никите Летуне, который якобы первый на Руси совершил полет на деревянных крыльях. Согласно легенде было это в Царствование Царя Иоанна Васильевича Грозного. Некто по имени Никита смастерил деревянные крылья, приклеил на них птичье оперение и заявил во всеуслышание, что полетит он «ака птица в небо». Поднялся Никита в один из летних дней 1565 года на церковь Распятия Христова «под звоном» в Успенском Александровском монастыре и облаченный в деревянные крылья прыгнул вниз. Согласно легенде он полетел, перелетел монастырскую стену и благополучно приземлился на берегу реки Серой. Легенда утверждает, что сам Царь Иоанн Васильевич Грозный, прибывший в эти дни в Александровскую слободу, наблюдал, как Никита прыгнул с колокольни и приказал казнить его за столь дерзкий поступок полета – «Человек – не птица, крыльев не имать», – а крылья деревянные сжечь.

Однако, как и в отношении многих других мифов и легенд, рано или поздно выясняется реальная история их появления.

В конце XIX – начале XX веков был в России такой малоизвестный писатель Евгений Николаевич Опочинин (1858–1928). Автор нескольких книг, а также многих публикаций в газетах и журналах. В изданных в начале ХХ века книгах Е.Н. Опочинина имеются несколько рассказов о времени Царствования Царя Иоанна Васильевича Грозного[1].  

Именно у Е.Н. Опочинина в 1909 году в одном из сборников выходит рассказ-сказание «Бесовский летатель», в котором и излагается литературная легенда о Никите Летуне в Царствование Царя Иоанна Васильевича Грозного. Переиздание книги Е.Н. Опочинина с этим рассказом было осуществлено в 1998 году[2].

Уже с 1910-х годов сюжет о полете Никиты Летуна, без какой-либо отсылки к рассказу Е.Н. Опочинина, начал попадать в различные публикации об авиации[3] как «легенда»[4] и обрастать новыми подробностями и домыслами. Было это связано с тем, что сочинения Е.Н. Опочинина с 1930-х по 1990-е гг. не переиздавались, и он был почти в полном забвении.

Со временем целые фрагменты из «сказания» «Бесовский летатель» начали выдавать за цитаты из некой летописи или Царского указа, а полет Никиты – за реальное историческое событие. Так некоторые путеводители по Александрову и сейчас пересказывают историю полета Никиты как совершенно реальную.

Рассказ Е.Н. Опочинина «Бесовский летатель» был даже экранизирован – в 1926 г. вышел фильм «Крылья холопа». Сюжет легенды о первом «русском летуне» вдохновил многих художников. Создаются картины – «Никитка – первый русский летун» А.А. Дейнеки (1940); «Крылья холопа» Н.М. Вилкова (1947); «Русский Икар» И.С. Глазунова (1964). 4 июля 2009 года в г. Кунгуре Пермского края в день закрытия VIII Международного спортивно-зрелищного фестиваля воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала» была даже установлена бронзовая скульптура, изображающая взлетающего Никиту.

О том, что еще в древние времена наши соотечественники пытались летать, мы встречаем упоминание не в летописях, а в «Молении Данила Заточника» (XIII в.) В редакциях XIII столетия «Моления Данила Заточника», в сохранившихся до настоящего времени рукописи XVI века из собрания В.М. Ундольского в Российской Государственной библиотеке и в рукописи XVII века из Чудова монастыря, хранящейся в Государственном Историческом музее, в главе о скоморохах мы читаем: «а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, повалочиты (т.е. – шелковые[5]) крилы имея»[6].

Необходимо отметить, что в академических публикациях «Моления Данила Заточника» данной главы о скоморохах нет. Тем не менее, издатель и переводчик академических публикаций академик Д.С. Лихачев очень подробно исследует эти редакции XIII века и о данной главе пишет: «Из всех упоминаемых профессий именно скоморошьей уделено в “Молении” наибольшее внимание»[7].

В конкретном случае, в легенде о Никите, описывающем полет в Александровской слободе, взлететь с относительно небольшой высоты церкви Распятия Христова «под звоном» (имеет всю высоту в 56 метров с крестом, а непосредственно прыгнуть можно только с колокольной площадки, которая расположена на высоте около 40 метров) физически невозможно, даже имея современное снаряжение для бейсджампинга – для прыжков с парашютом со зданий, башен, мостов или скал.

Храм Распятия Христова под звоном

в Александровском Успенском монастыре

Отдельно же стоящие высокие колокольни на Руси начали строить только в XVII и особенно в XVIII веке.

Популярность в обывательском сознании литературной легенды Е.Н. Опочинина о Никите Летуне и Царе Иоанне Васильевиче говорит только о широком распространении в последней трети XIX и начала ХХ веков в массовом сознании «черной легенды» о якобы безудержной и немотивированной жестокости Государя Иоанна Грозного, основание которой было положено сочинениями историков XIX столетия, в первую очередь трудами Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Н.И.Костомарова и других, менее известных историков и публицистов.

По сути, подобные исторические труды, литературные сочинения, театральные постановки и живописные полотна либеральной интеллигенции последней трети XIX столетия и начала ХХ века, посвященные придуманным бессудным расправам над вольномыслием и вольнолюбием в русской старине, были направлены в первую очередь против основ Самодержавия и фактически подготавливали кровавую Смуту в России.

 

 

Кандидат исторических наук

Петин П.Г.

 

[1] Опочинин Е.Н. При Иване Грозном / Опочинин Е.Н. Из тьмы веков. Исторические рассказы. Издание И. Кнебель. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, Москва, 1910.

[2] Опочинин Е.Н. Рассказы. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 1998. – Сост. и авт. предисловия С. Н. Овсянников.

[3] Казаков В. Крылатая машина над Ла-Маншем? // Техника-молодежи. – 1979. – № 3. – С. 56.

[4] Бурганский Г.Е., Фурдуй Р.С. Загадки древности (Белые пятна в истории цивилизации). – Киев, Веселка, 1988. – С. 91.

[5] Лихачев Д.С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. В. П. Адрианова-Перетц. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1954 . – Т. X . – С. 112.

[6] Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам. Приготовил к печати Н.Н. Зарубин. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1932. – С. 71.

[7] Лихачев Д.С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкин. Дом); Отв. ред. В. П. Адрианова-Перетц. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1954 . – Т. X . – С. 112.

Просмотров: 810

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

20.11.2017 20:04

Коммунисты хотят помешать возвращению на башни Кремля двуглавых орлов

20.11.2017 19:58

Российский президент поздравил Патриарха Кирилла с днем рождения

20.11.2017 19:54

Опрос: Треть православных россиян верят в Бога

20.11.2017 16:11

Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского

20.11.2017 15:59

Сегодня день памяти иконы Божией Матери "Взыграние"

20.11.2017 10:37

Как бросить курить: совет преподобного Амвросия Оптинского

20.11.2017 09:03

Последствия революции: как «философские» пароходы вывезли лучшие российские умы

20.11.2017 08:29

Протоиерей Димитрий Рощин рассказал о конфликтах поколений

18.11.2017 15:21

На Архиерейском Соборе рассмотрят вопрос «екатеринбургских останков»

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова