Московскiя Въдомости
16+

Царь Феодор Иоаннович: последний из династии Рюриковичей

20 Января 2018, 21:36 # / Новости / Русский мир / В России / 21228.html

17 января 1598 года в Москве скончался последний государь из рода Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович. Династия Рюриковичей сыграла величайшую роль в истории России.

Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение — создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство, — так пишет об исторической миссии Рюриковичей Л. П. Решетников.

Он напомнил, что это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, ещё полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определённом смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня — обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции всё более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.

Напомним, что Иоанн Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. Его наследием стали не только великие победы, но и великие неудачи: Ливонская война была фактически проиграна, Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива, страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. В Москве боярская элита не чувствовала себя в безопасности. От царского гнева никто из её представителей не был застрахован. В таких условиях скончался Царь Иоанн Грозный, и на престол вступил Царь Феодор Иоаннович, который коренным образом отличался от своего отца.

Историк С. М. Соловьев описывал распорядок дня Царя Феодора:

Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого Царь посылает к Царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идёт здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа... После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.

На основе таких данных делался абсолютно ложный вывод о чуть ли не "слабоумии" Царя Феодора Иоанновича. Но вот что писал о нём публицист XVII века Ивана Тимофеева:

Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами... Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей жизни одно имеет значение не меньше другого, являясь нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было, видимо, только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах.

У нас часто любят утверждать, что, дескать, русский народ любит и помнит жёстких, даже жестоких, правителей, а добрых и милостивых считает слабыми и презирает. Это идеология была внедрена в сознание нашего народа в безбожное советское время, когда под силой понималась жестокость, а под слабостью милосердие, когда человек воспринимался не как венец творения Божия, а как "винтик" "великой" государственной машины. Примеры Царя Феодора Иоанновича, на котором завершилась Династия Рюриковичей, и пример Императора Николая II, на котором завершилась Династия Романовых, полностью опровергает это представление.

Мы знаем, что отцом Царя Феодора был государь Иоанн Васильевич Грозный, действительно много сделавший для величия Российского царства. Однако прославлен в лике святых был не он, а его сын, "слабый" Феодор. Мы знаем, что отцом Императора Николая II был могучий государь Александр III. Но святым мучеником был прославлен его сын.

Это свидетельствует о том, что совесть народная, хранительницей которой является Православная Церковь, всегда ставила духовный подвиг и духовное подвижничество выше земных добродетелей правителей. При этом, как правило, оказывалось, что так называемые слабые правители сделали для своего народа гораздо больше, чем "сильные". Те больше думали о государстве, "слабые" же — о Боге и людях. Однако и для государства Российского Царь Феодор Иоаннович сделал немало: Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.

В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. У южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ Царя Феодора, самарский воевода князь Г. О. Засекин и служилый человек Ф. М. Туров совершили закладку города-крепости Саратова. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к Царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский Царь "землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку". Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому Царю, был заключён, по всей видимости, в 1587 г. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём, удалось преодолеть тяжёлые последствия экономического кризиса 1570–80-х гг. и неудачной Ливонской войны.

Смерть Царя Феодора Иоанновича воспринималась современниками как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:

Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович...

Как отмечает Д. М. Володихин:

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: "А царствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович... тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси.

По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении Царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин.

Память святого Царя Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Автор: Мультатули Петр

Просмотров: 677

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

23.05.2018 15:41

В Вологодской области отреставрируют старинную церковь, построенную в честь Иоанна Грозного

17.04.2018 14:41

Мария Романова о «екатеринбургских останках» и востребованности монархии в России

16.03.2018 15:51

16 марта - день окончания истории 300-летнего Царствования во славу России Династии Романовых

06.03.2018 11:04

6 марта мы отмечаем начало Династии Романовых

25.12.2017 21:49

"Сфинкс, неразгаданный до гроба". Ко дню рождения императора Александра I

18.12.2017 12:29

После заявления владыки Тихона о ритуальном убийстве Царской Семьи «журфак» набросился на проект «Россия - Моя история»

07.12.2017 10:36

Последняя Русская Великая Княгиня из рода Романовых, ставшая сестрой милосердия

07.12.2017 09:46

Имяборчество - духовная причина отъятия «удерживающего» Царя-Помазанника Божия и крушения Самодержавной России

04.12.2017 10:03

Памятные страницы истории России в декабре

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова