Московскiя Въдомости
16+
Нарушения домашнего обряда - почти церковный грех...
Фото с shkola.tsu.ru

Домострой.Памятник литературы древней Руси

11 Июля 2012, 13:52 # / Новости / Русская семья / Домострой / 631.html

В современной России постоянно идут разговоры о том, что русский народ потерял своё лицо, веру. Потеряно уважение к институту семьи. Молодые не уважают не только окружающих, но и родителей.В этом есть часть горькой правды.

 

Особенно это начало процветать после распада СССР, когда главным ориентиром стал лозунг, обогащайся любыми методами. Нравственность ушла на второй план. Укоренился гражданский брак, который ни к чему не обязывает. Процветает иждивенчество, которое подпитывается самим же государством, которое выдаёт пособие по безработице и уже выросло целое поколение не желающее работать , а жить на пособие. Так где же искать тот живительный источник, приложившись к которому русский человек наберётся живительной силы и восстановит своё душевное равновесие и свои древние традиции дополнив их современными достижениями человечества.Мне кажется таким источником может быть выдающийся литературный труд наших предков - "Домострой"...

,,Домострой,, - это литературный памятник древней Руси сердины XVI века. Перед нами унификация, идеализация и поэтизация быта, доведённые до предела возможного. Это не просто сборник по большей части мелких практических советов - как солить рыжики, или наказывать слуг и детей, или как класть чистую посуду, ложки и плошки, - обязательно ,,опрокинуто ницъ,,. Нет, это это и более широкие рекомендации - как устроить свой дом так, чтобы в него было ,,как в рай войти,,. В ,,Домострое,, перед читателем развёртывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг. Но это труд в от личие от "Измарагда" , возносившего идеал человека до требований, которые могли относиться только к святому, ,,Домострой,, рассказывает и о поварне, и об укладках, и о хранении запасов: о делах и быте, вполне светских и жизненно мелких.

Идеал ,Домостроя,, - это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости - запасливости и нищелюбия. И это в целом идеал трудовой жизни. И слуги и сама ,,государыня,, (госпожа) должны не сидеть без дела - даже когда ,,мужъ ли придёт, гостья ли обычная,, - ,, всегда бы над рукоделием сидъла сама,,. Иное дело - гость ,,необычный,, . то есть знатный,- тут уж сами обязанности хозяйки становились трудом, и подчас тяжёлым.

Упорядоченность быта оказывалась почти обрядовой, даже приготовление пищи - почти церковным таинством, послушание - почти монастырское, любовь к родному дому и хозяйствование внём - настоящим религиозным служением.

Степенность во всём! Нарушения домашнего обряда - почти церковный грех. Случаи недорода, дороговизны смягчены вовремя сделанными домашними запасами. Домашняя жизнь не замкнута своим двором, ибо предусмотрена помощь соседям и соседская помощь.Важное место в ,,Домострое,, занимали статьи:,,Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи,, или ,,как платье всякое жене носити и усътроити,,. Старые вещи надо беречь, хранить их чисто и  "поплачено,, , то есть в заплатанном виде, - "ино сироткам пригодитца"...

Осуждается в "Домострое" злоупотребление правом неволи ( не само право неволи в его разных видах, - а лишь та бесчеловечность, которая может быть с ним связана). Этому посвящена особая статья - "Аще кто слуг держит без строя". Нельзя, чтобы служанка, у неволи заплакав,  стала "лгать, и красть, и блудить" , а  "мужик и разбивать, и красть, и в корчъме пити, и всякое зло чинити"... В быту без слёз не обойдёшься, но "в неволе заплакать", видимо, считалось особенно тяжёлым.

Указывал "Домострой" и как наказывать, а после наказания непременно пожалеть и простить, чтобы наказываемый не затаил в душе обиды. А побитьего следует" не перед людьми, а тайно, чтобы не оскорбить особенною.. "А по всяку вину по уху ни по видънью (то есть по глазам) не бити, ни по серцо кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никакимъ железнымъ или деревяным не бить"...

Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что "Домострой" стремился к смягчению этих нравов, стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично.

 

Просмотров: 3964

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова