Московскiя Въдомости
16+
Фото с сайта http://www.pochaev.org.ua

Почаевские обращения - глас от народа Божьего

01 Декабря 2017, 10:13 # / Новости / Церковь / За рубежом / 20993.html

Появление почаевских обращений к Архиерейскому собору и Патриарху Кириллу — важный момент на предсоборном финишном этапе. На уровне архиерея и братии Почаевской Лавры — известного оплота православного традиционализма не только для верующих Украины, но и для всей России — озвучено то, что волнует почти каждого воцерковленного православного христианина нашей Русской Церкви. Никогда за постсоветскую историю нашей Церкви не наблюдалось такого единодушного отвержения народом Божьим абсолютно лукавых и совершенно греховных посягательств на внутреннюю жизнь Церкви — это экуменическая политика, Критский собор и новый Катехизис.

Подавляющее большинство наших верующих воспринимает нарастание экуменических контактов («исторические» встречи, религиозно-политические декларации, приезды мощей, обмены студентами духовных школ и т.п.)  как измену Православию, впадает в осуждение (и не всегда безосновательное) священноначалия и общее недоверие к церковному «официозу». Выход Московского Патриархата из Всемирного совета церквей (ВСЦ) разрешил бы во многом проблему экуменизма для нашей Церкви, сохранив необходимые контакты по «дипломатической линии», но размежевавшись со смущающей умы и совесть православных экуменической идеологией. Эта идеология себя исчерпала до конца, до самого дна: не было и не будет никакого свидетельства о Православии на площадке ВСЦ — мы просто потонем в постмодернистской глоссолалии извращенцев, именующих себя «англиканами», «лютеранами» или «просто христианами». Западные христианские сообщества (в массе своей) уже все сложнее называть даже еретическими, они просто создают другую религию — со своим «другом Иисусом»,  толерантной «библией», пастором-геем. Каждый день членства нашей Церкви в одной организации с ними подобен промедлению Лота в Содоме.

«На уровне архиерея и братии Почаевской Лавры — известного оплота православного традиционализма не только для верующих Украины, но и для всей России — озвучено то, что волнует почти каждого воцерковленного православного христианина нашей Русской Церкви».

Совершенно справедливо предложение владыки Владимира с братией отвергнуть Критский собор и проявить этим единодушие с большинством православного народа и Поместными Церквями, не поехавшими на Крит. Критский собор на предмет его каноничности, верности святоотеческой традиции и экклезиологических последствий проанализирован к настоящему времени «вдоль и поперёк», пора закрыть эту тему фанарского недоразумения хотя бы в рамках русского Архиерейского собора. Кстати, важно, что именно архиереем озвучено предложение   «отменить первые четыре пункта постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2–3 февраля 2016 года о признании не нарушающими чистоту православной веры проектов документов, подготовленных к Собору на о. Крит, так и не ставшему Всеправославным». Ведь уже год как в нашей Церкви существует странный канонический казус: Священный Синод утвердил поправки к критским документам (тем самым признал их несовершенными) после того, как Архиерейский собор 2016 г. от лица всей Русской Церкви (!) проекты этих документов одобрил. Эта ситуация, сложившаяся, на мой взгляд, ввиду кризиса подлинной соборности в нашей Церкви, может быть исправлена, если голоса и мнения (в первую очередь критические) епископов на нынешнем соборе будут реально учитываться. Уверен, что митрополит Владимир не одинок среди епископата РПЦ, УПЦ и РПЦЗ.

 «Никогда за постсоветскую историю нашей Церкви не наблюдалось такого единодушного отвержения народом Божьим абсолютно лукавых и совершенно греховных посягательств на внутреннюю жизнь Церкви — это экуменическая политика, Критский собор и новый Катехизис».

И наконец, новый Катехизис. Здесь, как и по первым двум темам, полное согласие большинства клира и мирян, изучавших проект нового Катехизиса и отвечавших на главный вопрос, может ли данный текст вообще претендовать на статус вероучительной книги. Ответ однозначен — не может, и никакие правки и изменения делу не помогут. Катехизис, вышедший из-под пера сотрудников СББК, не Катехизис. Филаретовский «Пространный Катихизис» по сей день является авторитетной символической книгой Православия, которая и в начале 21 века адекватно раскрывает основы веры русскоязычному читателю. Отодвигать текст свт. Филарета (Дроздова) и ставить на его место документ, худший и по качеству исполнения и по духу, — значит провоцировать новый раскол в Церкви. Это лишний раз подтвердило обращение почаевцев. Показательно, что в своем обращении по поводу проекта нового Катехизиса владыка Владимир с братией ссылается на прошедшие в Москве публичные обсуждения проекта, одно из которых (20 октября) проводил Аналитический центр свт. Василия Великого в рамках круглого стола. Итогом этого мероприятия стал составленный сотрудниками Центра отзыв, систематизировавший ранее опубликованные отзывы и включивший в себя новые замечания относительно обсуждаемого документа. Стоит при этом сказать, что, как мне известно, вопрос о новом Катехизисе на предстоящем соборе рассматриваться не будет. В СББК поступило более 130 критических отзывов, пусть теперь разбираются со своим и чужим творчеством. И дай Бог, чтобы подобные «памятники» новейшей богословской мысли так и оставались уделом узких специалистов, а не шли в православный народ. К сожалению, даже студенты духовных школ крайне мало читают святых отцов, всё больше «теологические трактаты»! Изучение Катихизиса свт. Филарета изъято из семинарских программ, зато изучаются Социальная концепция и Основные принципы отношения к инославным — это ненормально.

Проблема несостоятельности проекта нового Катехизиса выявила также множество вопросов по поводу актуальности и вероучительной размытости включенных в текст проекта документов, принятых на прежних Архиерейских соборах. Это означает, что, как минимум, эти документы за 17 лет не прошли рецепцию — не приняты церковной полнотой. На нынешнем Архиерейском соборе можно было бы поставить и этот вопрос: если новый Катехизис так громко провалился, может быть и «непреложные» концепции и принципы нуждаются в пересмотре?

Подводя итог краткому анализу почаевских обращений, скажу: почаевцы в своих обращениях созвучны православной традиции и православному народу. Будем надеяться, что на Архиерейском соборе и их, и нас услышат.

 

Диакон Илья Маслов

Просмотров: 82

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей




Похожие новости

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова