Нетрадиционные веяния затрагивают теперь не только сферу богословия, но и церковную и внутрицерковную архитектуру. В столице возведение храмов в византийском стиле и с низкими, иногда даже отсутствующими иконостасами становится уже традицией, сообщает «Благодатный огонь».
В качестве примера рассматривается недавно освященный Патриархом Кириллом храм иконы Божией Матери «Воспитание» в московской Некрасовке. На фотографии видно, что иконостас в этой обители полностью отсутствует. В соответствии с церковной традицией, по правую сторону от Царских врат должна располагаться икона Иисуса Христа или Святой Троицы. В этом же храме по обе стороны находятся образы Богородицы и архангела Гавриила. По канонам они должны располагаться на Царских вратах. Вместо последних здесь мы видим черную металлическую решетку.
?
Фото с сайта Патриархия.ру
Три года назад предстоятель РПЦ освятил храм Александра Невского при МГИМО. В нем иконостас не превышает одного метра в высоту, да и сложно назвать его таковым, так как икон на нем нет.
Необновленцы подобным преследуют «миссионерские» и учебно-просветительские цели, в каком виде они, правда, проявляются, неизвестно. Если только это делается для того, чтобы подсматривать за священником. Не несет в себе ничего хорошего и служение с открытым алтарем. Тогда в соответствии с традицией обновленцев 20-х годов прошлого века можно просто упразднить иконостас, что собственно и делается.
По их представлениям высокий иконостас не дает свершаться равноправию, отделяя священство у престола в алтаре от другого, за алтарем. Демократичнее было бы, по мнению обновленцев, вообще убрать иерархию в Церкви, ликвидировать иконостас и «секретные» молитвы. Своими действиями они искажают сам смысл иконостаса, являющегося духовно-материальной границей между Господом и народом Божьим. Тогда стоит пойти дальше в иконоборчестве и подобно католикам проводить службу лицом к народу. Так кстати поступал в 20-х годах епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре, выдвигавший престол из алтаря на солею. И все для того, чтобы народ мог видеть, что делает священник в алтаре, тем самым окончательно уничтожая символический смысл богослужений.
В 1922 году обновленческая организация «Свободно-трудовая церковь» выступала за упрощение системы богослужения, лишение церквей дорого убранства и ликвидацию иконостасов.
В конце 90-х годов XX века священник А.Борисов поддерживал идеи епископа Антонина Грановского о служении литургии с престолом, выносимом на центр храма и чтобы народ вслух читал евхаристические молитвы.
«Клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной церкви. Вероятно этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах...», - говорил другой священнослужитель Г. Кочетков.
За упразднение иконостаса ратовал и архимандрит Зинон (Теодор).
Глядя на иконостас, Церковь призывает каждого верующего вспоминать о трудном пути нашего спасения, возвышая ум и сердце от земного к небесному.
Обновленцы делают упор на то, что в древности якобы не было иконостасов или же они были низкими, и это считалось нормой. Однако здесь следует возразить. Иконостасы существовали всегда и являлись неотъемлемой традицией Русской Церкви, а разговоры об их отсутствии распускаются теми же обновленцами по примеру Крещенских купаний.