Московскiя Въдомости
16+
Чиновники на пинок от премьера отреагировали, и министерская машина со скрипом заработала...
Фото с правительство.рф

Почему Минтранс скатился в пропасть, и никто не ответственен?

01 Июня 2012, 13:14 # / Новости / Экономика / актуально / 278.html

В мае  свой пост тихо покинул министр транспорта Игорь Левитин. До последнего момента не было известно, усидит ли Левитин в своем кресле. Но шансы на это, по мнению экспертов, виделись достаточно высокими. Однако – не усидел.

В окончательной версии кабинета министров, в верстке которой последнее слово осталось за Владимиром Путиным, места Игорю Левитину не нашлось.

Что, думается, справедливо, если проанализировать, как вот уже многие годы он управлял вверенным ему ведомством.

 

О министрах и народе

В России весьма скептически относятся к профессионализму тех людей, что заседают в правительстве. И есть от чего. В экономике – чудовищные проблемы, в здравоохранении дела ничуть не лучше, в транспортной сфере – хуже и быть не может, ситуация в образовании – это вообще ни в какие ворота. Выйти на улицу, поймать за руку первого встречного-поперечного и спросить, мол, этого министра знаешь? Ну-ка, скажи, что об этом думаешь, а об этой?

Услышать придется всякого и разного. И почти наверняка – непечатного. Исключение составит разве что Сергей Шойгу – он, правда, и не министр уже, но многие ли об этом знают?..

 

Впрочем, министрам (так и хочется добавить ругательного – "капиталистам"), видимо, на мнение народа плевать. Они сидят в шикарных креслах, дающих почти абсолютное всесилие в той или иной отрасли, и уходить совершенно не хотят, как бы плохи дела не были. Что ж, ничего удивительного в этом нет: пусть многие и считают их непрофессионалами, вросшими в свои должности благодаря каким-то совершенно не деловым качествам, но вот идиотами вряд ли кто-то назовет. Да, дураков там нет. В отставку там подавать не принято. А потому сидят они на своих "золотых" местах, сидят… Даже не годами – эпохами.

Вот, скажем, один из главных долгожителей в правительстве – Игорь Левитин, отвечающий за транспорт. Он оказался в кабинете министров еще в 2004 году при премьере Михаиле Фрадкове. Такого уж и не помнит никто, наверное. Нет его там давно. А Левитин до сегодняшнего дня был. Пересидел и правительство Виктора Зубкова, и кабинет Владимира Путина.

А ведь не должен был уже давно – если бы у нас в стране по уму все было. Потому что фамилия Левитина ассоциируется в народе не с развитием отрасли, а исключительно с бедами. Катастрофами, крушениями, взрывами. Так же, справедливости ради скажем, как и фамилия Шойгу. Только вот бывший глава МЧС прославился тем, что спасал людей после трагедий, а Левитин – умением усидеть в своем кресле: после взрывов в "Домодедово", например, унесших столько жизней, после драмы с теплоходом "Булгария" или после гибели в Ярославле хоккейного "Локомотива". Да мало ли…

Говорят, хорошими делами прославиться нельзя. Ерунда это. Можно. Только нужно их делать эти, простите, дела. Вот возьмем того же Левитина – что, скажете, не было у него в хозяйстве одной-двух проблем, которые требуют незамедлительного вмешательства и скорейшего решения? Были и есть. И не одна-две, а все двадцать две. И это по самым скромным подсчетам. Но прославился он почему-то совсем другими вещами.

Возьмем авиацию. Каковы плоды многолетней деятельности Игоря Левитина в этом сегменте его фронта ответственности?

Начнем с того, что 70% российских аэродромов построены более 40 лет назад, причем 65% из них нуждаются в срочной реконструкции. По данным главы Росавиации Александра Нерадько, средний возраст эксплуатируемых в стране самолетов составляет 21 год. Стоит ли удивляться обилию катастроф? Понятно, что не все они становятся следствием выработанного ресурса авиапарка и убогого состояния аэродромов – есть и другие причины, но все же цифры весьма показательны, не правда ли?

На вопрос, почему падают самолеты, Игорь Левитин заученно отвечает, что виновато недофинансирование. Средств нет на то и на это, на третье и на десятое. Казалось бы, нужно взяться за дело и покончить, наконец, с коррупцией. Прежде всего, объявить войну (и не только объявить) откатам на госзакупках на строительство дорог. А еще можно снизить воровство и неэффективное расходование средств в российских авиакомпаниях, где есть пакет государства. Чем не варианты? И будут у вас, господин Левитин, деньги, а у нас – счастье.

 

Но нет. Ведь борьба с коррупцией – вещь трудная, неблагодарная. И прежде всего потому что в ней (не в борьбе, а в коррупции) заинтересованы многие из тех, кто занимает госдолжности. Так зачем же копать под своих? Зачем ломать систему, которая кормит столько уважаемых людей?

Спасет ли налог?

По Левитину, лучше взять деньги в кошельках граждан. На строительство новых аэропортов (единственный за долгие годы был построен в Геленджике – других нет) и на закупку новых лайнеров, конечно, не хватит, но вот некоторые текущие проблемы за счет этого решить можно.

Яркий пример такого подхода, который Минтранс пытается реализовать прямо у нас на глазах, здесь и сейчас, – намерение ввести в практику налог на международные рейсы. Его размер может составить 1000 рублей для каждого вылетающего за границу пассажира. Именно с такой инициативой ведомство Игоря Левитина пару недель назад вышло на Министерство финансов России. Суть идеи в том, что это новшество позволит властям безболезненно аннулировать НДС на внутрироссийские авиарейсы, сделав на них цены более доступными. Заграница станет чуть дороже, рейсы в пределах России – дешевле.

Говоря по-русски, это называется "переложить с больной головы на здоровую", и ничего этой новеллой не добиться. Потому что, как считают эксперты, предложенные меры никак не повлияют на стоимость внутренних перелетов. Правда, и количество туристов, летающих на отдых за границу, также не уменьшится – никого не остановит дополнительная тысяча рублей, но суть дела это не меняет совершенно.

Здесь напрашивается одна нехитрая параллель: нынешняя затея может в точности продублировать недавнее законотворческое ноу-хау. Помните, как нам обещали отменить транспортный налог на автомобили, добавив акциз на топливо? Предполагалось, что второй подрастет немного, но первый вымрет как мамонт. Что в итоге? И акциз подняли, и топливо подорожало, но налог никто так и не отменил!

Интересно, почему Минтранс не ищет легких, очевидных путей? Есть же другие, по-настоящему эффективные способы решения данной проблемы! И ответы, в общем-то, лежат на поверхности. Прежде всего, необходимо разработать механизм субсидирования региональных аэропортов и заправочных комплексов и заняться регулированием цен на керосин, которые постоянно растут. Неважно, кому принадлежит ТЗК в аэропорту, цена за керосин растет пропорционально увеличению отпускной цены нефтеперерабатывающего завода. Т.е НПЗ повышает цену, а платят за это туристы.

Завести? Только с пинка

Ну да ладно, это все частности – пусть и весьма точно дающие понять метод решения бывшим министром Левитиным текущих вопросов. Перейдем к общему и целому – к тому, как вообще чувствует себя российская гражданская авиация и какие проблемы ее одолевают.

Государственная политика в области гражданской авиации, ответственным за разработку и реализацию которой еще практически сегодня являлся Игорь Левитин и его ведомство, хромает на обе ноги (или крыла?). Главный недостаток работы Минтранса – это отсутствие системного подхода и нацеленности на создание инвестиционной привлекательности отрасли. Это в меньшей степени касается аэропортового бизнеса, но полностью соответствует бизнесу авиаперевозок.

 

В вопросах повышения надежности и безопасности полетов, создания условий для большей подвижности населения, доступности авиационного транспорта, интеграции системы гражданской авиации России в международную систему успехи министерства минимальны. Регулирующие воздействия на развитие авиаперевозок в стране носят случайный характер и, как правило, инициируются первыми лицами государства, либо являются следствием чрезвычайных ситуаций в гражданской авиации.

Красноречивый пример: Постановление правительства РФ о субсидировании авиаперевозок из удаленных регионов (да, господин Левитин, россияне живут не только в Москве, но и далеко за МКАД!) в европейскую часть страны было выпущено после поездки Владимира Путина на Дальний Восток. Там его, еще премьер-министра, взяли в оборот возмущенные ценами аборигены и донесли-таки простую мысль о том, что и им иногда нужно летать за Урал и не платить за это месячную зарплату.

Чиновники на пинок от премьера отреагировали, и министерская машина заработала-таки. В спешном порядке на поручение правительства Минтранс подготовил проект постановления. Только вот вышло оно куцым. Документ предусмотрел, например, возможность воспользоваться льготными билетами для полета к Черному морю для жителей Якутии. Но обитатели, скажем, Иркутской области, Хабаровского края и других регионов были вниманием обойдены. Подчиненные Игоря Левитина, видимо, не имеющие ни малейшего понятия о том, сколь велика наша страна, ограничились одним маршрутом – Якутск–Сочи.

А вот другая иллюстрация "эффективного менеджмента" в исполнении этого замечательного ведомства. По поручению Дмитрия Медведева – у нас ведь, пока барин не прикрикнет, работать никто не будет, – Минтранс разработал очень важный документ. Он регламентировал предоставление из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для осуществления внутренних региональных и местных перево-зок, которое распространяется на воздушные суда иностранного производства. Этого решения компании, как никто другой понимающие необходимость обновления авиапарка, ждали давно.

А для южан есть поезда…

Однако и здесь Минтранс продемонстрировал либо поспешность, либо незнание состояние отрасли в части региональных авиаперевозок, либо игнорирование существующего положения дел. Проблема в том, что большинство, если не все авиакомпании, работающие в регионах, в том числе и в Краснодарском крае, находятся в тяжелом финансовом положении, имеют задолженности по налогам и, следовательно, не могут соответствовать требованиям кандидата на получение субсидий. Соответственно, благое начинание адресата не нашло.

 

Еще один пример. В начале 2012 года, опять же по указанию Владимира Путина, ведомство Игоря Левитина подготовило документ, определяющий порядок предоставления и распределения субсидий из федеральной казны в бюджеты субъектов, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Деньги должны были обеспечить доступность внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом.

Безусловно, полезное решение. Но почему-то игнорирующее поддержку и развитие региональных авиационных перевозок на юге страны. Программа субсидирования не включила в себя ни один из субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Как итог такой "заботы", небольшие авиакомпании – "КавМинВоды Авиа", "Дагестанские авиалинии", "Дон-Авиа", "Авиалинии Кубани" — сворачивают либо полностью останавливают свою деятельность, а крупные обеспечивают только связь с Москвой. Увы, но Минтранс, похоже, действует по принципу – "На юге есть железная дорога, там народ и без самолетов обойдется"...

Такие вот дела. Как оценивать после всего этого работу Игоря Левитина? Очевидно, что вопросов к нему предостаточно. Самолеты у нас как падали, так и падают. А бывший министр все продолжал выдавать одно обещание о светлом будущем гражданской авиации за другим. Когда они сбудутся? Возможно, теперь, когда Левитин ушел, наконец, в отставку.

 

На пост министра транспорта назначен экс-директор департамента инфраструктуры и промышленности аппарата правительства Максим Соколов. Именно ему доверено разгребать авгиевы конюшни транспортной системы, доставшиеся в наследство от Левитина. Посмотрим, как это у него получится.

Просмотров: 1159



Похожие новости

10.03.2015 18:06 <p>Такая ситуация вызывает озабоченность у правительства Германии, заявил координатор по немецко-российскому межобщественному сотрудничеству Гернот Эрлер.</p>

Немецкий политик: кризис на Украине перерос в кризис между Россией и Западом

10.03.2015 15:27 <p>Лидеры Украины обещали обеспечить населению социальную защиту и высокий уровень жизни, но вместо этого граждане получили жизнь в нищете, говорит Виктор Медведчук.</p>

Лидер движения «Украинский выбор»: страну обрекли на долгие годы нищеты

07.02.2015 17:11 <p>Лавров: стратегическое партнерство России и Евросоюза не выдержало испытание на прочность</p>

Лавров выступил с резкими заявлениями на конференции по безопасности в Мюнхене

05.02.2015 16:25 <p>Заместитель председателя Банка России Михаил Сурков сообщил, что эксперты ЦБ РФ не ожидают развития банковского кризиса в текущем году</p>

Эксперты ЦБ в 2015 году банковский кризис не прогнозируют

30.01.2015 12:43 <p>Депутаты говорят о том, что данный антикризисный план не дает гарантий реальному сектору экономики, и в нем нет даже намека на изменение экономической политики</p>

Оппозиция в Госдуме критикует антикризисный план правительства РФ

30.01.2015 11:18 <p>По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, чтобы принятый антикризисный план достиг успеха, необходимы точные оценки рисков</p>

Спикер Госдумы озвучил факторы успеха антикризисного плана

28.01.2015 13:11 <p>Российское правительство обнародовало антикризисный план на 2015-2016 годы. В 2015 году, в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, он будет нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности.</p>

Правительство России представило антикризисный план

19.01.2015 15:55 <p>При этом спад экономики на личном материальном и финансовом благополучии респондентов пока не отражается.</p>

62 процента россиян считают, что страна уже вступила в фазу кризиса

30.12.2014 16:29 <p>Глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева заявила сегодня, что стабильный курс гривны удержать невозможно. По ее словам, «в стране идет полномасштабный финансовый кризис». А девальвация гривны достигла 100%!</p>

На Украине полномасштабный финансовый кризис

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова