Президенту России
В. В. Путину
Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Священному Синоду
Русской Православной Церкви
Премьер-министру Правительства РФ
Д.А.Медведеву
Председателю Государственной Думы РФ
В.В.Володину
Председателю Следственного Комитета РФ
А.И.Бастрыкину
Москва
«11» июня 2017 года
Ваше Высокопревосходительство!
Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства!
Ваши Превосходительства!
Из сообщений средств массовой информации нам, православным людям, стало известно о вновь готовящемся признании так называемых «екатеринбургских останков» Царскими. На протяжении 24 лет идет следствие, заседают правительственные комиссии. За последние два года к этому вопросу присоединилась работа Патриаршей комиссии, которая пытается на основе различных экспертиз, в том числе генетической, антропологической и других, установить связь «екатеринбургских останков» с Царскими.
Однако, все эти действия давно и многократно подверглись сомнению вполне авторитетных, как светских, так и церковных деятелей, в том числе, уже имеются решения Святейшего Синода февраля и июня 1998 года. Для нас, православных людей, важно не получение каких-то формальных заключений от тайных или явных экспертов-исследователей, а, как это принято в Святоотеческой традиции, признание тех или иных честных останков Святыми мощами на основе Благодати Божией, исходящей от них.
Мы все помним и свято чтим Святоотеческую традицию решений Седьмого Вселенского Собора. Мы помним, как именно Равноапостольная Царица Елена установила, на каком именно Кресте был распят Господь наш Иисус Христос: этот Крест наложили на умершего, и он воскрес. Никаких экспертиз Царица Елена не заказывала, хотя и в те времена, возможно, могла бы это сделать.
По молитвам к святым Царственным Страстотерпцам многие русские православные люди и сегодня, как и двадцать лет назад, получают благодатную помощь и исцеления. Многие иконы Царственных Мучеников прославлены мироточением, и по молитвам к ним так же даруется исцеление и совершаются чудеса. Так и мощи, рассеянные злодеями большевиками в урочище Ганина Яма в 25 км от Екатеринбурга послужили одним из благодатных оснований возникновения там 17 лет назад одного из самых посещаемых ныне монастырей Русской Православной Церкви. Ежегодно десятки тысяч людей идут крестным ходом от Храма на Крови на месте Ипатьевского дома к сему монастырю, где так же по молитвам Царственных Мучеников зафиксированы многочисленные чудеса исцеления.
Место же нахождения так называемых «екатеринбургских останков» с говорящим названием Поросенков Лог, да и сами «екатеринбургские останки», часть которых находится в Екатерининском приделе Петропавловского Собора Санкт-Петербурга, а другая часть в Новоспасском монастыре в Москве, ничем подобным на протяжении не одного десятка лет не славятся.
Поэтому готовящаяся попытка вновь насильно заставить православных людей почитать «екатеринбургские останки» как святые мощи приведет лишь к расколу и нестроениям в Русской Православной Церкви, вызовет брожение в народе русском, которое, в особенности в наше время, нельзя допустить.
Просим Вас отдать разрешение вопроса о «екатеринбургских останках» в соответствии со Святоотеческой традицией Народу Божьему. Те, кто верит в «екатеринбургские останки», могут и сегодня ныне совершать паломничества в места их захоронения и молиться там (хотя о таком обычае мы не знаем). Но «екатеринбургские останки» не могут быть признаны Царскими останками всей полнотой Русской Православной Церкви! Весь православный народ ждет суда человеческого на земле над злодеями, виновными в убиении Царской Семьи, хотя суд Божий над ними на Небесах уже состоялся.
Нужна не тайно проводимая историческая экспертиза, которой ввиду ее закрытости никто не поверит, а открытая научно-историческая дискуссия и не только о судьбе «екатеринбургских останков», но и о тех злодеяниях, которые были сотворены врагами России и врагами русского народа, в том числе и в отношении Царственных Мучеников.
В приложении более подробно изложена вышеуказанная аргументация.
Президент Русского
культурно-просветительного
фонда имени святого
Василия Великого
От имени членов фонда Василий Бойко-Великий
Председатель правления Фонда
по постановке памятника
Патриарху Гермогену
От имени членов фонда Галина Ананьина
Директор Международного фонда
Славянской письменности и культуры
От имени членов фонда Александр Бочкарёв
Президент фонда
«Русский Предприниматель»
От имени членов фонда Сергей Писарев
Председатель Благотворительного фонда
имени Ея Императорского Высочества
Великой Княгини Ольги Александровны,
Член Союза писателей России,
Почетный член Российской Ольга Николаевна
Академии художеств Куликовская-Романова
Кандидат исторических наук
Правнук Царского повара Ивана Харитонова,
Убитого вместе с Царской Семьей Пётр Мультатули
Историк Леонид Болотин
Писатель, историк Сергей Фомин
Публицист, историк Виктор Саулкин
Историк Борис Галенин
Член Союза писателей России,
кандидат технических наук Валерий Шамбаров
Историк, член Союза писателей Алексей Оболенский
Схимонахиня Николая (Гроян)
Адвокат Алексей Аверьянов
Руководитель движения «Царский крест» Александр Порожняков
Начальник Войсковой Православной миссии Игорь Смыков
Публицист, главный редактор
информационно-аналитического портала
о религии «Аминь. SU» Владимир Семенко
Исполнительный директор
«Русского издательского центра»
Имени Святого Василия Великого Александр Корольков
Главный редактор
«Русского издательского центра»
Имени Святого Василия Великого Вячеслав Марченко
Приложение к Обращению от «11» июня 2017г. к
Президенту России
В. В. Путину
Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Священному Синоду
Русской Православной Церкви
Премьер-министру Правительства РФ
Д.А.Медведеву
Председателю Государственной Думы РФ
В.В.Володину
Председателю Следственного Комитета РФ
А.И.Бастрыкину
Осенью 2015 года была создана Патриаршия комиссия под руководством Высокопреосвященного Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Управляющего делами Московской Патриархии, по участию Православной Церкви в расследовании злодейского убийства Царской Семьи и решении вопроса о так называемых «екатеринбургских останках».
Одновременно с этим, в связи с требованием православной общественности, от руководства расследованием данного уголовного дела был отстранен следователь Владимир Соловьев, который возглавлял это следствие по уголовному делу с 1993 года по осень 2015 года, а руководство следствием ныне поручено профессионалам Следственного Комитета России.
И Патриаршей комиссией, и Следственным Комитетом России было объявлено, что при продолжении расследования будет проведена целая серия экспертиз, в том числе повторные генетические экспертизы, полная комплексная антропологическая экспертиза, широкомасштабная комплексная историческая экспертиза и ряд других.
Еще в июне 1998 года, на конференции, проходившей в Царском Селе около Санкт-Петербурга, видные правоведы, историки, антропологи и другие ученые полностью дезавуировали в своих выступлениях доклад так называемой Правительственной комиссии Бориса Немцова, основанный на материалах следствия, возглавляемого В. Соловьевым, и указали на предвзятость и скоропалительность сделанных этой комиссией выводов. При этом сам доклад комиссии Немцова был опубликован. Так же были опубликованы и все возражения на этот доклад. Одним из главных экспертов-правоведов на этой конференции выступал нынешний глава Следственного Комитета России Александр Бастрыкин. Выводы, которые были сделаны в 1998 году и самим господином Бастрыкиным, и другими докладчиками, возразившими комиссии Немцова, остались совершенно справедливыми и сегодня. В том числе и вывод о том, что генетическая экспертиза не может с приемлемой достоверностью установить родственные связи.
Прежде всего, никогда в Православной Церкви не был и не может быть установлен порядок определения останков святых (святых мощей) путем генетической экспертизы.
Если предположить, что такое новшество было бы введено, то, по-видимому, было бы необходимо сделать массу генетических экспертиз в отношении всех мощей святых, пребывающих в монастырях и храмах Русской Православной Церкви на предмет установления тех или иных родственных связей, что, конечно, совершенно абсурдно и немыслимо не только с точки зрения Церковного Святоотеческого учения, но и с позиции научной логики. Причина проста: генетическая экспертиза на сегодняшний день не может дать однозначного ответа в отношении установления родственных связей или идентификации личности людей, почивших многие десятилетия назад. Даже в отношении ныне живущих эта экспертиза не обладает вполне достоверными результатами и сегодня, например, в США идет движение за прекращение использования этой экспертизы в суде. [Гены, которые нас обманули. Как анализ ДНК сажает невиновных. https://mosvedi.ru/news/society/russia/20570.html]
Многие профессиональные генетики, в том числе генетики-эксперты, с обоснованным сомнением воспринимают заявления о сравнении путем генетической экспертизы так называемых «екатеринбургских останков» с останками благоверного Царя Императора Александра III, гробница которого была вскрыта в октябре 2015 года, или со следами крови Императора Александра II, сохранившимися на его рубашке, ныне находящейся в музее. Дело в том, что сегодня ни в Европе, ни в Америке генетическая экспертиза не может считаться стопроцентной гарантией установления родства между живыми людьми, что уж говорить о честных останках. Так, недавно в научном мире было широко заявлено, что ученые-генетики проводят исследования вновь открытых мумий в египетском селе Альфалуджа. Дело в том, что генетические исследования прежде обнаруженных мумий проводить было невозможно, так как при вскрытии их гробниц не соблюдались нормы, необходимые для чистоты генетических исследований. [Ученые впервые полностью "прочитали" ДНК древнеегипетских мумий. https://ria.ru/science/20170530/1495419590.html] Уточним: речь идет не об установлении каких-то родственных связей, а лишь об общем исследовании генотипа, то есть отнесении умерших к тем или иным расам и народам. Даже на эти общие вопросы невозможно дать определенный ответ, если проводить исследования по останкам, которые вскрывались без должной степени осторожности и создании необходимой стерильности, недопущения попадания на мумии каких-либо сегодняшних биоматериалов, в том числе частиц человеческого пота, слюны, не говоря о микроорганизмах и так далее.
Если с этой точки зрения взглянуть на историю «екатеринбургских останков», то она наполнена событиями, полностью исключающими возможность проведения какой-либо генетической экспертизы. Их один раз уже откапывали частные лица в 1979 году, потом закапывали вновь, опять откапывала в 1991 году рота солдат; трогали руками многочисленные люди (оставляя на них свой биологический материал); совершали многочисленные действия, полностью смешавшие их биологический материал с посторонним биологическим материалом. Возможно совершали иные манипуляции нам неизвестные, вплоть до сознательного включения разными способами биологического материала от каких-то людей из рода Романовых. Но если даже представить себе, что эти останки были бы извлечены с особыми предосторожностями и сразу помещены еще в 1979 году в герметичные упаковки, и хранились в условиях, исключавших их контакт с посторонними загрязнителями, даже в этом случае, поскольку речь идет о давно умерших людях, сравнение их останков не смогло бы дать однозначного ответа на вопрос об их родственных связях. Примеров тому много. [Телекомпания НТВ завершает цикл репортажей о командарме Александре Лизюкове.
Поэтому генетическая экспертиза «екатеринбургских останков», сравнение их с останками Императора Александра III, Императора Александра II и другими совершенно антинаучна, бессмысленна и бесполезна, а для православных людей еще и находится на грани кощунства и не будет принята ни при каких условиях, так как противоречит не только генетике, но и установленной Святыми Отцами православной традиции.
Сами по себе, естественно, научные знания, получаемые человечеством носят ограниченный и временный характер, изменчивы и имеют ограниченное применение в рамках используемой для исследования модели. В отличии от Божественной Истины вневременной и неограниченной чем-либо.
Именно поэтому мощи святых Угодников Божьих уже 2 тысячи лет определяют простым способом: выставляют на всеобщее поклонение в Храмах, служат панихиды (а в случае прославления святых молебны) и собирают данные о народном почитании, числе паломников, чудесах и исцелениях, совершившихся по молитве к святым. Как это делала Равноапостольная Царица Елена с животворящим Крестом Господним и как это установлено Седьмым Вселенским Собором. Нельзя согласиться с мнением, высказанным, по словам епископа Егорьевского Тихона, архиепископом Берлинским Марком [Епископ Тихон Шевкунов: Проверяется и версия ритуального характера убийства. http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/episkop_tihon_shevkunov_proveryaetsya_versiya_ritualnogo_haraktera_ubijstva], что не от всех мучеников Господь дарует чудеса. К Царственным мученикам это не применимо. Многочисленные чудеса, совершаются по молитве к ним, в том числе и в монастыре Ганина Яма, где рассеяны их чесные мощи. А чудес, происходящих от «екатеринбургских останков» не известно.
Второй вопрос — это антропологическая экспертиза. Видные ученые-антропологи, исследовавшие «екатеринбургские останки», выявили даже на сохранившемся материале неустранимые противоречия. В частности, например, на черепе №4 из «екатеринбургских останков», приписываемом комиссией Немцова Императору Николаю II, отсутствует костная мозоль на месте сабельного ранения, нанесенного японским полицейским в Осаке в 1891 году, которая должна быть хорошо заметна. Есть также многочисленные препятствия к проведению комплексной антропологической экспертизы. Например, от останков, приписываемых В. Соловьевым Цесаревичу Алексею и Цесаревне Марии сохранились лишь несколько косточек, весом в 70 грамм, по которым весьма проблематично провести какую-либо экспертизу.
Что касается важнейшей исторической экспертизы, то на протяжении полутора лет мы не услышали никаких выступлений, никаких трудов историков, которые бы опровергли те доводы и те заявления, которые изложены в видных трудах российских историков, в том числе Петра Мультатули (правнука Царского повара Ивана Харитонова), Леонида Болотина, Сергея Фомина и целого ряда других. Вопросы, с которыми на пресс-конференциях обращаются к членам Синодальной комиссии, епископу Егорьевскому Тихону, остаются без ответа. Более того, неизвестно, кого из ученых-историков комиссия привлекла для исследования и работе по этой исторической перспективе. Единственная названная в кулуарах фамилия — это кандидат исторических наук, генеалог и геральдист Е.В. Пчелов. Надо сказать, что историческая экспертиза в данном случае наиболее важна: все предыдущие научные исторические экспертизы показывали полную несостоятельность версии комиссии Немцова о захоронении честных останков Царской Семьи в Поросенком логе. Наоборот, многочисленные исторические свидетельства указывают на то, что останки святых Царственных мучеников злодеи уничтожали в урочище Ганина Яма. Каких-либо новых исторических исследований, свидетельствующих об обратном, за 1,5 года не появилось, современные историки, специализирующиеся на Царской теме, не были привлечены к работе комиссии, что подтверждает и епископ Егорьевский Тихон.
По-прежнему, как и во времена комиссии Немцова, все делается кулуарно и тайно, что вызывает большие сомнения в отсутствии ангажированности и в достоверности выводов следствия, так и других исследованиях. Более того, из слов одного из членов комиссии епископа Егорьевского Тихона следует, что результаты многих экспертиз уже получены и проходят лишь стадию оформления, а решение остается за Архиерейским Собором и лично за Его Святейшеством Патриархом Кириллом. [Епископ Тихон Шевкунов: Проверяется и версия ритуального характера убийства.[http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/episkop_tihon_shevkunov_proveryaetsya_versiya_ritualnogo_haraktera_ubijstva]
Ответ на вопрос, являются ли «екатеринбургские останки» останками святых Царственных мучеников, давно и однозначно найден как Русской Православной Церковью, так и учеными-историками: Нет, не являются!
Подтверждение этому и все те аргументы, которые изложены в работах вышеназванных историков, и тот неоспоримый факт, что на протяжении уже 19 лет «екатеринбургские останки», захороненные в Екатерининском приделе Петропавловского собора Санкт-Петербурга не привлекают к себе ни паломников, ни молитвенников, разве что любопытствующих туристов по указанию экскурсоводов. Практически никто не молится перед ними, около них не происходит чудес и исцелений.
В то же время урочище Ганина Яма, где рассеяны в земле настоящие честные мощи святых Царя-мученика Николая, Царицы Александры, Царевича Алексея, Царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии привлекают к себе сотни тысяч паломников ежегодно. Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев Ганина Яма стал в один ряд с такими великим монастырями земли русской, как Киевско-Печерская Лавра, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Введенская Оптина Пустынь. В монастырь, расположенный в 25 км от Екатеринбурга идут и идут паломники со своими бедами, чаяниями и получают просимое. Каждому русскому православному человеку, почитающему подвиг Святой Царской Семьи, хорошо известен горький пророческий сон великого святого последних Царских времен святого праведного Иоанна Кронштадского, в котором он ясно увидел грядущие на Россию страшные события и услышал как бы из будущего слова Государя Николая Александровича: «Могилы моей не ищите». И действительно, злодеи сделали все, чтобы тела Царственных мучеников были полностью уничтожены и от них не осталось бы ничего для будущего почитания и молитвенного поклонения. Но это не удалось: вся земля, по которой был рассеян пепел и зола от уничтоженных тел мучеников, стала для православных святыней! Ежегодно в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев совершается крестный ход от Екатеринбургского Храма на Крови на месте Ипатьевского дома, где было совершено злодейское убийство, к монастырю Ганина Яма. С каждым годом в крестном ходе участвует все больше и больше православных людей, сердца которых никогда не согласятся с подменой, которые никогда не дадут закрыть этот монастырь и не допустят прекращения почитания истинного места пребывания святых мощей Царственных Страстотерпцев (пусть и раздробленных до мельчайших частиц, пусть и распыленных богоборцами и царененавистниками, но остающихся неуничтожимым свидетельством их жертвенного подвига).
Складывается впечатление (хотелось бы надеяться, что ошибочное) о том, что нынешняя комиссия или, по крайней мере, епископ Егорьевский Тихон следует некой политической конъюнктуре, которой следовала и комиссия Немцова, согласно которой необходимо насильно заставить почитать православных лжемощи. Православный народ с таким решением никогда не согласится, и попытка признания «екатеринбургских останков» как Царских неизбежно повлечет за собой серьезный раскол в Русской Православной Церкви и серьезные настроения и брожения, что в наше трудное время недопустимо для России.
Сегодня явные противники Церкви готовятся праздновать победу – газета Московский Комсомолец , 8 июня 2017 года [РПЦ приготовилась признать царские останки: есть повод «ускориться» http://www.mk.ru/social/2017/06/08/rpc-prigotovilas-priznat-carskie-ostanki-est-povod-uskoritsya.html], явно со слов Владимира Саловьева описывает как ошибались сотни тысяч верующих, посещая монастырь Ганину Яму, а оказались правы следователь В. Соловьев и комиссия Немцова и теперь верующие должны верить не Божией Благодати, исходящей от Святого Места для каждого православного – Монастыря Ганиной Ямы, а безымянным западным экспертам, многие из которых атеисты и иноверцы. По-прежнему вопросы экспертизы — это вопросы личного доверия грамотности и не ангажированности людей, о которых мы ничего не знаем.
В соответствии и с международным и российским законодательством юридически значимые факты устанавливает и выносит приговор суд, на котором и прокуроры, и адвокаты могут высказывать разные, в том числе и противоположные, мнения. Все мы ждем такого суда над большевиками-террористами, виновными в смерти Царской семьи и многих русских людей. А Божий суд над ними уже состоялся.
Поэтому просим в соответствии с традицией Святых Отцов отдать решение, почитать ли «екатеринбургские останки» или почитать жертвенный подвиг Царской Семьи и молиться Царственным мученикам о настоящем и будущем России на месте уничтожения и в урочище Ганина Яма, Народу Божиему, а не тайным следователям и тайным экспертам, которые в тайне от православного народа пытаются с помощью каких-то заведомо недостоверных экспертиз навязать свое мнение. В тяжкое кровавое время, последовавшее за отвержением от Царской власти и богоборческой революцией, земля русская наполнилась останками замученных и убитых: священников и мирян, женщин, мужчин и детей. Останки этих жертв еще долго будут находить в разных местах, и эта трагедия нашей истории не повод ни для фантазий отдельных личностей, вроде следователя Владимира Соловьева, ищущих себе славы, ни для провокационных псевдонаучных исследований.