Московскiя Въдомости
16+

ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ (ГУРЬЯНОВ) О СВЯТОМ БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ-ЦАРЕ ИОАННЕ МНОГОМИЛОСТИВОМ И ГРОЗНОМ. Схимонахиня Николая (Гроян)

03 Февраля 2017, 14:37 # / Статьи / 20651.html

 

Схимонахиня Николая (Гроян)

Слово на Международной научно-исторической конференции

«470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. (Начало Русского Царства)». 29.01.2017 

 

 

Царь – Защитник Церкви и Cтраждущего Православия

Вопрос о Православном Царе-Помазаннике, осуществляющем в симфонии с Церковию крестное служение «Удерживающего» мировое зло и приход антихриста, в наши дни имеет огромное значение. Ныне мы расколоты и разобщены как никогда. Истинно верующие ждут Православного Царя как Верного и крепкого Защитника Церковного Корабля - «внешнего Епископа Церкви», способного объединить здоровые силы всех Поместных Церквей и очистить Вселенскую Церковь от отступников и ересей. «Угроза растворения Святого Православия в невиданном ранее соединении всех ересей, под маской которого скрывается облик зверя, нависла над Церковию», - определял дух времени схиепископ Иувеналий (Тарасов), Курский и Рыльский. Для нас восстановление Православного Царства - это вопрос не политический, а сугубо церковный, духовно-исповеднический, мистический. Партии и истинная Монархия – понятия несовместимые. В это время духовного обольщения и подделок «пластмассовой веры», когда дух повсеместно умаляется и повсюду идет полная «модернизация» христианства, мы чаем Дарования Царя не для того, чтобы улучшить социальное и материально-экономическое положение, но именно для защиты Страждущей Матери-Церкви. Это самое дорогое, что у нас есть на земле. Наши сердца устремлены к Богу в усиленной молитве о даровании Земного Кормчего Церкви – Помазанника Божия - и ниспослании духоносных мужей и пастырей. Христианам нужна Истинная Монархия, а не «оккупационная», конституционная псевдоисторическая декорация для реализации антинародных проектов наследников цареубийц и предателей Престола. Несмотря на страшное время, у России есть Будущее, и Будущее Великое – у нашего Земного Отечества. И мы все должны «делать то, что мы можем, – писал подвижник благочестия наших дней Серафим (Роуз), - в это безценное время свободы, которое еще оставлено нам». Но чая восстановления Царства Православного, мы вдохновляемся словами Спасителя: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33), ибо Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). 

 

Многомилостивый и Грозный Царь Иоанн (1530+1584)

и праведный Старец Николай Псковоезерский (1909+2002) 

На память перенесения мощей преподобного Серафима в 1992 году у Чудотворного Образа Царицы Небесной в Донском монастыре о.Александр Киселев произнес знаменательные слова: «За народ наш русский радостно… Ибо на вопрос Спасителя, что он сделал с данными ему талантами, народ наш русский ответит Святыми!» – О Русских Святых – Многомилостивом и Грозном Царе Иоанне и Царском Молитвенном Колоколе Старце Николае (Гурьянове) – наше слово любви.

Русский праведник и пророк 

Отца Николая в народе «стали называть чудотворцем после того, как с его помощию спасся человек, у которого, казалось, почти не было шансов выжить. 7.04.1986 в Норвежском море произошла одна из самых страшных катастроф того десятилетия: затонула российская атомная подводная лодка «Комсомолец». Уцелеть удалось лишь одному члену экипажа, сибиряку Игорю Столярову. Он выбрался из трюма и попытался плыть. Когда моряк почти потерял сознание, вдруг пришла неожиданная поддержка. Ему явился благообразный Старец, назвавший себя отцом Николаем. «Плыви, сынок, я молюсь за тебя, спасешься!» - произнес он. Сразу после того, как видение исчезло, откуда-то появилось спасительное бревно, а затем подоспела береговая охрана. Вскоре жизнь моряка была уже вне опасности. Спустя годы после своего чудесного избавления от смерти Столяров оказался на Острове Талабск, - и увидел того самого Старца, что явился ему в страшном апреле 1986. Это был отец Николай (Гурьянов)». (Иван Корзун, корреспондент РИА «Новости». 17.09.2002). Рассказывал спасенный, что видел Старца в белоснежных ризах и в сияющей митре на главе. В руках он держал раскрытое над бушующим морем Евангелие – и молился. Когда Игорь оказался в Храме, шла Всенощная. Старец в сияющих белых ризах молился. Держал в руках старинное Евангелие в серебристом окладе. Именно так, как было явлено утопающему в видении.

 

«Не бойся! Ты будешь жив!» 

Рыбак Александр с Острова перед призывом в армию пошел на благословение к Батюшке. Старец помазал его маслицем и много раз осенил Крестом. Призвали в Чечню. Однажды он почувствовал, что нательный Крест весь горячий. Предстоял тяжелый бой, все боялись. Перед боем Александру явился отец Николай и сказал: «Не бойся, Сашенька, ты будешь жив. Только не пей вина». - Воин остался жив, прошел Чечню и вернулся домой невредимым. 

Дар отворять и затворять Небо

Однажды на Острове не было дождя, земля иссыхала и трескалась. Мы попросили: «Отче! Помолитесь, чтобы был дождь» Он обратил лицо к Никольскому Храму, перекрестился на купола и попросил: «Святитель Николай! Пошли нам дождь!» - через пять минут начался ливень. 

Святость Богоугодной жизни – сам взял Крест

Святость Богоугодной жизни блаженной памяти Старца Николая Господь проявил во время облачения всечестного тела, когда он, подобно Святому Благоверному Князю Александру Невскому, взявшему во время отпевания разрешительную молитву из рук священника, бережно и благоговейно приподнял правую руку и сам взял Крест. - И во время Божественной заупокойной Литургии трижды мироточением на Херувимской правой благословляющей руки, твердо державшей Крест. 

Исцеление от смерти Евтихия 

прикосновением Иконы Старца Николая

«Я готов засвидетельствовать перед Крестом и Евангелием чудо об исцелении умирающего раба Божия Евтихия из г. Иваново от мироточивого образа Старца Николая Гурьянова [держащего в руках икону Мученика Григория Распутина с Цесаревичем на руках]» –Свидетельствует протоиерей Василий Львов, настоятель Свято-Казанского храма г. Иваново. (23.08.2003) 

Отче Николае уже на земле жил по Благодати Божией в ином мире, в непрерывном Богообщении. Наставником ему был Сам Господь, избравший святого с самого рождения. Потому Слово Старца - это Слово Церкви. Ибо он говорил не от себя, а от Духа Божия, жившего в нем. Отцы Церкви учат, - что обладатели таких «высших дарований» от рождения, имеющие «более восприимчивый ум», это «Богонаученнные» люди, которые способны достигнуть совершенства без посредства человека-наставника, принимая обучение прямо от Бога. Такими в древние времена были Антоний, Макарий и Онуфрий Великие, преподобная Мария Египетская, и иные подвижники, а в наше время, - отец Николай, стяжавший духовную молитву вИдения. «Про эту молитву, - пишет преподобный Никон Оптинский, - я ничего не могу сказать, здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом и мыслями он весь в Боге на Небесах. Некоторым даже открывались служения Ангельских Чинов. Это молитва вИдения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы. Например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине Они смотрят уже очами Духа, у них смотрит уже Дух»… Именно таким я знала Батюшку Николая.

Старец Кирилл (Павлов), глубоко его почитающий, свидетельствовал: «В наши последние времена Старец Николай - светильник, подобный Серафиму Саровскому. Святой, несомненно, святой жизни человек». 

 

 

ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ,

СВЯТО ПОЧИТАЮЩИЙ ЦАРЕЙ И БОГОМ ДАННУЮ ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ

«Царь Грозный и Многомилостивый»

(Г.Е. Распутин)

Все служение отца Николая было служением Богу и Царственным Святым. Старец говорил: «Почитание Царя и Царской Власти – Евангельская Заповедь, которая дана всем христианам, и грешно ее нарушать. Осуждение Помазанников Божиих – грех против Господа. За это может быть страшное наказание Божие Церкви».

Прозорливый молитвенник сказал при этом: «Мне ведь Господом это открыто, я не от себя говорю… Пока вся Церковь не обратится в своих молитвах к Царю Николаю как к Великому Святому, к Грозному Царю Иоанну как Защитнику, и не обратится ко Господу с плачем – вернуть нам Царя, - мы будем страдать… Россия не поднимется».

Батюшка очень любил Великого во Святых Царя Иоанна, чаще называл Его Милостивым, а не Грозным, и открыто исповедовал Его святость… И пастырским словом, и делом… В келлии Старца были Его Иконы. Пред ними возжигали лампаду и молились. Когда я принесла Батюшке образ Государя, (переданный ему в дар от настоятеля Никольского московского Храма в Старом Ваганькове священника Виктора Шишкина) из правого глаза Царя истекла слеза благоуханного мира… Батюшка молвил: «Царь меня слышит и жалеет нас. Он – Милостивый». Так святые благословляют и укрепляют друг друга. И мы тому свидетели.  Батюшка благословлял этим образом приходивших к нему за советом людей. Осенял им, раздавал тропарики Царю Иоанну и копии с этой Иконы, и просил молиться Ему за Россию: «Он поможет!» 

Слезоточивый образ Царственного Великомученика был у изголовия Старца весь последний год его жизни, до самого успения.Обращаясь в молитве к Царю Иоанну, он часто называл Его «Михаил», пророчествуя тем самым, что Последний Русский Царь будет подобен огненным духом Архангелу Михаилу, которого так почитал Грозный Царь, и Самому Опричному Самодержцу, написавшему в Завещании Своим Сынам об опричном служении: «образ учинен», - и вам, потомкам, хранить Русь в последние страшные времена существования мира.

Взирая на этот образ Государя, Батюшка говорил: «Какое величие Веры и Духа в Царе Иоанне! И Царское, Небесное, и человеческое, земное - все у Него было очищено в Очах Божиих, и было законное. Это был высокой жизни и святости Царь». 

Отче Николае говорил: «Государь всегда слышал и слышит Своих людей. Ведь при Помазании на Царство Духом Святым Царю подается особый дар любви к верноподданным, и дар вЕдения, что и как нужно делать в стране».

Отмечал Старец: «Благоверный Царь Иоанн имел душевный мир и сердечный покой, приносящий радость и крепость сердцу, потому и смог вынести страшные нападки от самого диавола, который поразил многих злобной ненавистию к Царю. Он спасал себя только молитвой, и молитва Его была слышима Господом, Который и давал Ему силы чрез все пройти и стяжать Благодать Святого Угодника Божия». Размышляя о Государе Иоанне Васильевиче, Батюшка все время обращал наше внимание на то, что Он стяжал чистоту сердца и не испытывал укоров.

Батюшка говорил, что клевета, от которой страдали многие Святые, страшно тяжелое испытание… Претерпел это и Царь Иоанн. «Клевета - дело безумное, и человеку, ставшему ее жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться. Святому Царю Иоанну Грозному не нужно оправдываться. Совесть Его перед Богом и Церковью чиста: Он хранил Господом Врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих. Он был Первовенчанным Царем, собравшим воедино Святую Русь. Хула же на одного из самых Благочестивых Государей - страшный грех пред Богом!» 

Мы спросили: «За что же так клевещут и ненавидят Царя Иоанна?» - Старец ответил: «За то, что Он создал Великую Русь».

Старец Николай говорил, что «Царь Иоанн Грозный не убивал Своего Сына - Царевича Иоанна, и никогда не допускал даже помысла об убийстве Святителя Филиппа и Преподобного Корнилия. Невозможно даже думать, а не только говорить, что Царь Иоанн убил Святых! Он не убивал! Это - диавольская ложь!»  Батюшка утверждал, что об этом свидетельствуют Церковные Летописи, и Церковь об этом знает, поскольку Царь Грозный был местночтимым Святым Московской Епархии уже в XVII веке.

Отец Николай вспоминал, что «древний Тропарь Святому Корнилию был составлен как «Преподобному», а не «Преподобномученику». И на старинной раке было написано: «преподобный».

Также Старец говорил, что «мощи обоих Святых - Корнилия и Филиппа, а также Сына Иоанна свидетельствуют истину - невиновность Царя… Именно так. Мощи свидетельствуют о непричастности к обвинениям в «усечении главы игумена Корнилия», ибо глава в мощах – не усечена! И Святитель Филипп прославлен как Святитель, а не священномученик».

Картину Репина об убийстве Царем Сына считал страшным грехом, как и все произведения Репина, порочащие Православную Церковь и Русских Царей. «Он был еврей, Репин, и Церковь, и Россию не любил», - говорил Батюшка. «Это диавольская ему подсказка была написать такое, это диавол за него писал», - сказал Старец.

Обретение по молитвам Старца Николая

Святцев Коряжемского монастыря (1621 год)

Особо важно и значимо, что обретение Святцев Коряжемского Монастыря 1621 года именно по молитвам Старца Николая позволило документально подтвердить не только почитание, но и церковное прославление – обретение мощей Царя Иоанна - как Святого Великомученика при Государе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете (Романовых). Это, можно сказать, весомый вклад лично отца Николая в очищение памяти Святого. 

О Первом Боговенчанном Русском Царе Старец говорил: «Грешно испытывать долготерпение Божие... Иоанн Грозный уже причислен Церковию к Лику СвятыхОн местночтимый Кремлевский [Московский] Святой, и это сохранилось в Церковных Летописях». Теперь мы знаем, что об этом прославлении Русской Церковию в ХVII веке свидетельствовали наиболее полные Святцы Коряжемского монастыря за 1621 год. Именно  на них ссылался в своем известном труде  «Полный месяцеслов Востока» (издан во Владимире в 1901 году) - Архиепископ Сергий (Спасский) и церковный историк академик Императорской Академии Наук Е.Е. Голубинский.

Но наши церковные «оппоненты», отрицавшие и сомневавшиеся в существовании оных Святцев, непременно требовали доказательств  предъявить сам подлинник, ссылки на который считались за отсутствием оного бездоказательными.  

Митрополит Ювеналий (Поярков) - председатель Синодальной комиссии по канонизации Святых с 1989 по 2011 год, -  заявлял по этому поводу: «Почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» Царя, но и обнаружить достоверные свидетельства Его почитания как святого в русском церковном народе, для которого веками Царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь Грозным Царем». Вячеслав Манягин отмечает, что «такая точка зрения была принята в РПЦ МП как официальная». В этой связи обретение оригинала Святцев становилось крайне важным и необходимым. Ключевым в вопросе всецерковного прославления Государя.

Именно тогда, к праведному Старцу Николаю и обратился за молитвенной помощию насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Калинник (Шепеленко) (15.09.2001). Он искренний почитатель Святого Царя. Будучи студентом Московской Духовной Академии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, трудился над магистерской работой о Государе как о Святом Благочестивом Царе-Великомученике. Также он был направлен от монастыря для сканирования некогда изъятых из Лаврской библиотеки рукописей и летописей, которые хранились в двух местах: отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки в Москве и в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

«Объем работы огромный, единиц хранения – сотни. Где искать Коряжемские Святцы, отче?» - спросил иеромонах Калинник. – «В Москве, в отделе рукописей, - ответил Старец, - и я буду вместе с вами искать, и мы их обязательно найдем.  Правда о Грозном Царе откроется всем».

Батюшка Николай упокоился в Бозе 24 августа 2002 года. Трудившийся в архивах рукописного отдела РГБ иеромонах Калинник (Шепеленко) по молитвам Старца 14 ноября 2002 нашел искомое. — Святцы Коряжемского монастыря за 1621 год, РГБ, Фонд Ундольского, единица хранения 237, где на 10/23 июня Церковию празднуется – «в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна».

Благодаря Старцу Николаю и иеромонаху Калиннику, после почти столетнего перерыва, в начале XXI века, этот важнейший исторический документ не только был вновь запущен в научный оборот, но очевидно и окончательно подтвердил церковное прославление Царя-Великомученика. Снял все сомнения и недоверие. И теперь святые Образа Великого Милостивого Царя Иоанна с любовию осеняют нашу Страждущую Державу. Стяги с Ликами Первого Богом Данного Руси Государя возглавляют, как и должно, Крестные ходы во спасение Отчизны. И мы можем свидетельствовать, что Святой Старец Николай вернул нам сокрытые злобой якобы утраченные Святцы. Ведь черное не сделаешь белым, а белое – не очернишь. (В работах историка В. Манягина это открытие ошибочно приписывается диакону Евгению Семенову. Отец диакон действительно много потрудился для Государя, но он делал доклад об этом открытии, что и послужило причиной ошибочного мнения).

Фотокопия Святцев впервые была опубликована в газете «Русский Вестник» № 45-46. С.11. 2002 год главным редактором А.А.Сениным. Рядом с ней на той же странице – была напечатана первая мироточивая икона незабвенного Батюшки Николая… Держащего в руках Образ также оклеветанного и умученного «братьями зла»  Друга Царева Григория.

  

 «Коряжемский (Корежемский) Николаевский мужской монастырь был основан в 1535 году на реке Вычегде в Вологодской губернии Сольвычегодского уезда. В конце XIX века. Приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Святцы, обнаруженные в нем известным исследователем старины, первым публикатором «Задонщины», литературоведом и библиографом В.М. Ундольским (1816-1864), хранились в Румянцевской библиотеке (сейчас — Российская государственная библиотека) в фонде Ундольского, где и были обнаружены Е.Е. Голубинским, а затем использованы архиепископом Сергием (Спасским) при составлении «Полного месяцеслова Востока». (В. Г.Манягин)

Цитируемый нами историк Вячеслав Манягин, решительно и обстоятельно развенчивающий лживые мифы и небылицы о Государе, много лет подвизается для очищения Его Святого имени. Он настоятельно обращает наше особое внимание на то, «что в Святцах сказано (см. фото): «В той же день обретение святого телеси великомученика царя Иоанна», тогда как и академик Голубинский, и Архиепископ Сергий слова «святого» и «великомученика» в своих книгах опустили, поступившись точностью в угоду господствовавшему (и господствующему поныне) официальному» отрицательному взгляду и Церкви, и  псевдоисторической науки на Первого Царя Иоанна. 
Итак, доподлинно известно, что в 1621 году Русскою Церковию был установлен церковный праздник «обретение телеси царя Иоанна» (10/23 июня по юлианскому календарю). В Святцах Коряжемского монастыря Государь четко упоминается в чине великомученика. Иными словами, Церковь подтвердила и засвидетельствовала факт Его несомненного мученичества, великого мученичества. Это было при Царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете (Романовых). В народе было широкое почитание Царя, дошедшее до нас во множестве памятников и летописей, хотя и над ними изрядно потрудились, вычищая всякое доброе упоминание о Нем. Но почему же пресеклось церковное почитание?

Итак, на вопрос, почему же было прекращено почитание Святого, прославленного Церковию Царя Иоанна, Старец Николай, как всегда, дает прямой и честный ответ: «Священство,  архиереи, которые не желали подклонить главу Царям, они это и сделали. Думали, что Священство выше Царства. Потому и противились Царской Власти. Злочестивый патриарх Никон перевернул Русскую Церковь с ног на голову... Этот Никон и учил, как Царей щелкать… Он и запретил почитание Государя Иоанна на Руси… Изымал Его иконы и поминания в Летописях, преследовал тех, кто славил Царя».

Исследователь и духовный писатель Валерий Шамбаров, крепко любящий все Русское Святое, также пишет: официальное народное «почитание Ивана Грозного постарался пресечь другой патриарх, Никон — авторитет Великого Самодержца никак его не устраивал, поскольку сам он силился поставить свою власть выше Царской, завоевать положение «православного папы». Однако эти честолюбивые потуги кончились крахом, а Царь Алексей Михайлович, несмотря на усилия Никона, глубоко почитал Ивана IV. Как раз в правление Алексея Михайловича, по Его непосредственным распоряжениям, Симон Ушаков поновлял икону в Грановитой палате, создавалась фреска Новоспасского монастыря. Высоко ставил Грозного и Петр I, считал Себя Его последователем, говорил: «Этот Государь — Мой предшественник и пример. Я всегда принимал Его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с Ним сравняться». Память Ивана Васильевича защищала от нападок Екатерина Великая». (В.Е. Шамбаров «Царь Грозной Руси»).

Дополним это свидетельством, что и Царь-Мученик Павел Петрович чтил Государя, и Император Александр III, а Царем-Мучеником Николаем и Его Благоверной Августейшей Супругой Александрой готовилось всецерковное прославление на Соборе.

«В почитании Святых

нет никакого греха и никакой ереси» (Старец Николай)

Всем памятно, как в 2001 году на Епархиальном собрании Московского духовенства рассматривался вопрос о возникшем народном почитании Старца Григория (Распутина) и Царя Иоанна Грозного. Святейший Патриарх Алексий II высказал свое личное неодобрение и порицание за таковое почитание. Патриаршее Обращение было разослано повсюду. Как по команде зазвучали «обличительные» и угрожающие слова: «раскол, ересь, непослушание, церковная дисциплина»… Во множестве стали печататься гневные статьи, раздражительные и оскорбительные, особенно в отношении Первого Государя Русского, Помазанного на Царство.

Когда я прочла Послание Патриарха Батюшке Николаю, он спросил, волнуясь: «Это кто так говорит?» — Ответила: «Патриарх». — «Патриарх?! Прости его, Господи и помилуй!» — с сокрушением молвил Батюшка. — «Как же так? Ведь Патриарху такие слова даже думать нельзя, а не только произносить Прости его, Господи… Что-то такое кривенькое у них. Так нельзя!»

— Что же нам делать? Как быть? — спросила.

— Бога благодарить и сказать: прости их, Господи! — ответил Батюшка. — Здесь, в почитании этих святых, нет никакого греха и никакой ереси, это они, не подумав, говорят так, нервничают. А раскола никакого нет! Раскола из-за святых нет, никогда не бывало и не будет! Это все пустое, врагом навеваемое неприятие. Надо мягко объяснять, что мы любим и ценим этих подвижников Христовых, и такое почитание Церковию разрешено и даже одобряется, даже награда от Господа нам за это будет. Мы веруем в их святость, и Церковь разрешает им и Акафисты петь, и Службы, и Иконы писать, потому что в этом выражена духовная любовь к угодникам Божиим. Так всегда было в Православии. Эта истина хранится в Священном и Святом Писании…

 

Вот вы посмотрите, что надписано на иконе из Грановитой палаты Московского Кремля над главой Царя Иоанна: «Благоверный и Христолюбивый, Богом Венчанный Великий Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич, всея Великия России, многих государств Государь и Самодержец»…

Это Церковь о Нем так писала… А кто не желает, пусть не молится им, но не ругает, и — сохрани Бог!— пусть не хулят: это великий грех. А мы будем молиться, чтобы Господь всех нас соединил в понимании. А вы не переживайте, пусть вас ругают, бранят, оскорбляют, не отступайте от Истины, трудитесь. Только все делайте по Евангелию, с терпением. Храните Евангельскую Истину. Надо обо всем писать и говорить, только с любовию». И добавил: «Вы подумайте, если корень гнил, то и все дерево гнилое… Если Царь Иоанн таков, как они Его малюют, то и все Российское Царское Древо таково?! – Нет! Корень – Свят! И Древо Свято!»

О грехе осуждения Царей и бунте против Царской Власти

В другой раз сказал: «А как тяжело будет тем, кто бранит святых! Вот призовет Господь душу такого человека, будет она подниматься на Суд Божий, а там — Царь Иоанн — во Святых! Заскорбит душа, заплачет! А как исправить? Вот ведь как надо жить духовно осторожно и никого не судить. Бог управляет миром, а у Него нет неправды. Правда человеческая бывает греховна, надо бояться греха и беззакония».

«Осуждающие Царей испытывают долготерпение Божие. За это может быть страшное наказание Божие Церкви. Надо сразу, как услышите или прочтете хулу на Царя Иоанна, перекреститься и помолиться о согрешивших, попросить Господа, чтобы Он их простил за осуждение Помазанника, Святого Царя. А неправду и ложь, которую сочиняют про Него, ни читать, ни слушать не надо, чтобы самим не повредиться. Праведников подобает твердо защищать, и ложь на Них - обличать. Надо любить Святых».

«Если услышите, что кто-то хулит Царя Иоанна, сразу попросите Господа, чтобы Он простил этого человека. Страшное наказание ему может быть. Он ведь может умереть без покаяния. Сохрани Бог от этого!»

Царский молитвенник Старец Николай

Праведный Николай был истинным Царским Архиереем, чуждым всегда всякой политики, Святитель-молитвенник, следующий догмату Православной Церкви о том, что «при короновании на Царство Православных Царей совершается помазание Их как высшая ступень Таинства Церкви, которое, как и любое Таинство, имеет догматическую силу».

Старец, воспринявший святоотеческие традиции и не уклонявшийся от православных догматов, рассматривал возведение на Царство Царя как рукоположение в Церковный Чин. Один из основных законов Российской Империи прямо гласил: «Император именуется Главою Церкви как верховный Защитник и Хранитель Догматов Православной Веры». Царь является не только симфоническим мирским Архиереем, но и единственным Епископом внешних дел Вселенской Церкви. Согласно 104 правилу Карфагенского собора, каждый «праведный Царь имеет святительский чин». Поэтому в присутствии Батюшки Николая невозможно было мыслить иначе о Царской Власти, чем как учит Церковь. Любое небрежение к Святому Царскому званию вызывало глубокое переживание Батюшки. Он не позволял говорить дерзостно о любом Царе, поскольку это была хула на Помазанника Божия. Все резкие, не говоря уже об оскорбительных, слова о Царе-Великомученике Иоанне Грозном, Императоре Петре Великом, Государе Павле Петровиче, Святом Царе-Мученике Николае и других Государях, вызывали в Батюшке праведный гнев. Он строго говорил, что лично он «не дерзает осудить ни одного Царя, поскольку Они — Помазанники Божии. Это — великий грех».

Он не разрешал слушать и читать ложь о Святых Царях и вообще о людях, поскольку это ведет к помрачению ума. Любая ложь ведет к этому. Когда человек верит лжи, в его душе нарушается божественная гармония, — говорил Батюшка, — ослабевают божественные струны и охладевает любовь к Богу, душа мутнеет и в ней легко поселяется мрачный враг. «Мутнеет око души, и она не видит истины», — говорил Старец. Вот почему так злословят многие Святого Царя Иоанна Грозного и Божия человека Григория Русского (Распутина). Из-за нечистоты сердец... Так объяснял Батюшка...

С глубоким благоговением Старец держал в руках фотографии и портреты Русских Царей и Цариц, прикладывался к ним как ко священным изображениям. Иногда, он протягивал фотографию и просил: «Приложитесь к иконке». Благоговение и любовь ко всему Царскому источала душа Праведного Старца. Надо было видеть, как озарялось его лицо, когда он рассматривал царские альбомы: «Это все старинное, духовное!»

Он очень почитал все, что напоминало о величии и красоте Великой Руси, чувствовалось часто, что пред его молитвенным взором проплывали благодатные картины Утраченной России, тихой, мирной, детской — Царской России... Он бережно держал в руках рисунки сельских храмов, со стройными маковками куполов, легкими начертаниями деревенской избы, подле которой задумчиво стоял старенький батюшка в бедной ризе... Вспоминал Отчий Дом: «У нас были огромные Царские Портреты — во весь рост»… Как же все это нам вернуть?!

«Пусть пострашаться

Святого Царя Иоанна Грозного!» 

Старец Николай

В 2000 году отец Николай благословил художника из Петербурга С.Б. Арсеньева написать иконописное изображение Первого Русского Царя Иоанна, во иноках Иону.  «Надпишите, - сказал Батюшка: «Мною Цари царствуют. Святый Благоверный Царь Иоанн, Игумен Земли Русской».  

В 2001 году, после того, как у отца Николая на Острове побывали настоятель Никольского Храма в Старом Ваганькове священник Виктор Шишкин и диакон Евгений Семенов, Старец благословил передать этот Государев образ в Никольский Храм,  с просьбой: «Пусть затеплят лампадку перед иконою Царя Иоанна, и пусть она всегда горит. Никогда не гаснет. Это Государев моленный Храм, Его место… В этом Храме Царям усердно молятся».

Явившись по успении своем, Батюшка Николай благословил печатать эту икону со словами: «Самое дорогое, что у нас есть – это Церковь Православная, а они [надо полагать, еретичествующие, теплохладные и не истинные Архиереи вкупе с подобными им священством и мирянами] хотят Ее разрушить. Пусть пострашаться Святого Царя Иоанна Грозного!» 

По свидетельству отца Виктора и диакона Евгения, действительно, в этом Храме Царь Иоанн Васильевич часто бывал и молился Богу. Им удалось найти, восстановить и увековечить само место Государева моления. Оно в подклете Храма. Там Благочестивый Государь Всенощное бдение слушал, Божественную Литургию пел. Он любил этот Храм истово и всей душою.

 

Мироточивый образ Первовенчанного Царя Иоанна Грозного

«Святый Благоверный Царь Иоанн, Игумен Земли Русской, во иноцех Иона»

Написан по благословению праведного Старца Николая (Гурьянова)

рабом Божиим Сергеем Арсеньевым в 2000 году

Хранится у священника Виктора Шишкина

 

Итак, Храм Никольский занимает исключительное место в русской истории, хранящее память о нашем дивном Основателе Великой Руси. И мы благодарны отцам за то, что они потрудились прославить Устроителя Великой Русской Державы. В Храме, в бытность настоятелем отца Виктора, на стенах была написана фреска, воссоздающая взятие юным двдцатидвухлетним Царем Иоанном гордой Казани. Был запечатлен чудесный момент явления Государю-Победителю самого Святителя Николая Чудотворца, благословившего Его с Христолюбивым Воинством на победу.

Обратимся к страницам Истории Русской Церкви М.В. Толстого, описывающей взятие Державным Русским Царем Казанского ханства: «Блистательный поход Его имел совершенное подобие Крестового, торжественность обрядов церковных мешалась с упражнениями воинскими; молебствия начинали и заключали каждый подвиг. В виду Казани расположился необъятный стан Русский, и близ шатра Царского разбит шатер Церковный. Пред началом приступа все войско очистило совесть исповедью. Царь молился в походном Храме, при совершении Литургии готовясь к принятию Святых Христовых Тайн. Когда диакон возгласил слова Евангелия: «Будет едино стадо и Един Пастырь», - грянул гром первого взрыва подкопов; при словах ектений: «Покорите под ноге ЕГО всякого врага и супостата», - второй взрыв поднял на воздух стены казанские. Сеча закипела, но Царь причастился и дождался конца Литургии. Едва успел Он сесть на коня, как принесли Ему весть: «Казань взята!» Это событие свершилось 1 октября 1552 года и сопровождалось избавлением 60 тысяч Христиан, томившихся в неволе мусульманской.

Торжествующий победитель Сам водрузил Крест посреди покоренного города, и, обойдя по стенам с хоругвями и иконами, посвятил Пресвятой Троице бывшую столицу Царства Казанского». (Толстой М.В. История Русской Церкви.1991.С156).

Это чудесное избавление было предречено Господом и открыто в видении Святителю Макарию Московскому, который узрел Чудотворца Николая, благословляющего десницей на взятие Казани юного, двадцатидвухлетнего Царя Иоанна. Во время похода на Казань благословил Господь Державного Государя великой Святыней - Жезлом, Посохом Святого Иоанна Богослова, который Апостол вручил Преподобному Авраамию Ростовскому и который хранился в Авраамиевом монастыре…

Итак, в восстановленном в 1992 году Никольском на Старо Ваганькове Храме при первом его настоятеле отце Викторе все напоминало о былой славе Руси и Ее Святых Царей. Первая мозаика Царя-Великомученика Николая Александровича Романова также сияла величием на стенах этого Храма. И к ней притекали с молитвой все, кто любят Царскую Святыню.

(Исторически это место оказалось связанным и с именем Благоверного Князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую Его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой, в знак укрепления, Благоверному Князю Димитрию также явилась икона Святителя Николая Чудотворца).

При отце Викторе всегда славили Царицу Небесную перед Ее Чудотворной Иконой Владимирской. Славили стройной молитвенной стихирой, написанной державным гимнографом Иоанном Грозным на Сретение Владимирской Богоматери: «Вострубите трубою песней во благонарочитом дни праздника нашего и тмы разрушение, и свету пришествие паче солнца возсиявша», - призывает молитва.

История Храма Николая Чудотворца таинственна.  Воистину он является одной из достопримечательностей Староваганьковского переулка. По соседству находился Крестовоздвиженский Храм, к сожалению, не сохранившийся. Точная дата основания Никольского Храма неизвестна, но его история насчитывает уже более пяти столетий. В начале XVI столетия Храм был перестроен в камне, распоряжение об этом отдал Великий Князь Василий Третий, а для строительства был приглашен итальянский зодчий Алевиз Фрязин. У Храма был главный Престол и придел в честь преподобного Сергия Радонежского.

 

В работе историка Кавельмахера В.В. «К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьякове» (М. 1990) (http://kawelmacher.ru/science_kavelmakher15.htm) приводятся неожиданные удивительные факты, подтвердившие слова Старца, что это действительно «моленный» Храм Грозного Царя, построенный Его Отцом Василием на Ваганькове как обетная Церковь в честь рождения наследника Иоанна. Основанием для данного утверждения послужила напечатанная в IV томе «Известий Российской Академии материальной культуры» в 1925 года статья К.К.Романова «Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях». (Известия ГАИМК. Т.IV. Л. 1925. Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных: взаимоотношениях. С.211). В ней автор […] неожиданно для всех поставил в связь с Дьяковским памятником [Предтеченский Храм в Коломенском]  летописное известие о постройке Василием III в 1531 году на Старом Ваганькове деревянной обетной обыденной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Уверения Апостола Фомы и Петра митрополита.

«Государь теперь радуется в Царствии Небесном

и духовные гимны Богу поет» (Старец Николай)

Царский печальник отче Николае чутко чувствовал всякую душу: и ушедшую в Вечность, и пребывающую здесь, на земле. О Грозном Царе он говорил, что Он был очень искренний и горячей пламенной веры, но очень одинокий и страдающий. Батюшка мог, иногда, одной фразой, соединить века! «У него тоже никого не было, с кем бы Он мог поплакать», — произнес однажды Старец, рассматривая Царские гравюры. А вот плач Самого Царя Иоанна: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил Меня. Ждал Я, кто бы поскорбел со Мной, и не явилось никого; утешающих, — Я не нашел, заплатили Мне злом за Добро, ненавистию — за Любовь».

То, что Святой Царь Иоанн лишен был всякого человеческого утешения при жизни, свидетельствовало, несомненно, о том, что воздаяние Он получил от Господа за терпение в страшных искушениях: «Государь теперь радуется в Царствии Небесном и духовные гимны Богу поет», — сказал Праведный Старец Николай о Святом Царе Иоанне. И мы выражаем свою любовь к Нему как ко Святому в молитве, ибо молитва ко Святым — это выражение нашей любви к Богу: любовь ко святому, обоженному человеку, вечному, небесному,— в этом исполнение евангельского человеколюбия. «Бог есть Любовь»… От этой Божественной Любви все на земле дышит любовию, и Праведный Авва Николай был воплощением любви к Божественной Истине и всему и всем, что его окружало. Однажды Батюшка произнес удивительную фразу, когда мы разговаривали о том, как искажается Истина, как продолжают клеветать на святых Божиих людей и как это больно и тяжело. Старец сказал: «Не переживайте! Неправда поможет открыть Правду!» Также молитвенно укреплял Мученик Григорий Русский, утешая Царственных Страдальцев: «Все минет, одна Правда Божия останется».

Мы веруем, несомненно, в Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа! Верим в победу Истины и Добра. Кроткий молитвенник, пребывавший в Горнем мире и взиравший на лица Святых Божиих, которому были открыты Господом судьбы мiра, останавливал всех от греха поношения Святых, и если кто-то не внемлет, остается глух ко изреченному Старцем, можно только молиться о пробуждении от этого страшного заблуждения, несущего гибель души в Вечности. Он говорил: «Грешно испытывать долготерпение Божие! Я все время прошу Господа, чтобы Он простил людей, но Господь Справедлив».

 

Схимонахиня Николая (Гроян)

Никольская Обитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1415

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Комментарии пользователей

7523-й год от сотворения мира
2014-й год от Рождества Христова