Московскiя Въдомости
16+
<p>Валентин Распутин - автор бессмертных произведений «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», на которых выросло не одно поколение наших соотечественников</p>

Валентин Распутин - олицетворение необоримой нравственности русской культуры

24 Марта 2015, 12:41 # / Статьи / 20002.html

Великий русский писатель Валентин Распутин, трагически ушедший из жизни 14 марта, был тем человеком, который пятнадцать лет назад открывал благотворительный духовно-просветительский цикл «Возвращение на Родину», организованный певицей, лауреатом Пушкинской премии Линой Мкртчян. Автор бессмертных произведений «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», на которых выросло не одно поколение наших соотечественников, был героем первого вечера. А накануне своего 78-летия и за четыре дня до очередного вечера под названием «Необоримая нравственность русской культуры» великого мастера русского слова не стало. Что это – совпадение? Но 15 марта – это еще и день явления иконы Божией Матери «Державная». По словам Лины Мкртчян, «сложно говорить о России просто как о стране, она – суть мистическое явление», поэтому и происходят здесь непостижимые уму вещи. Валентин Распутин стал олицетворением необоримой нравственности русской культуры, и даже если бы этих загадочных вещей не произошло, то гениальный писатель все равно оказался бы в эпицентре размышления на заданную тему.

90-е годы для многих стали серьезным психологическим испытанием, связанным с распадом великой страны. И когда Валентин Григорьевич Распутин открывал первую встречу благотворительного цикла, по словам Лины Мкртчян, на него смотрели, как на свою «для кого забвенную, а для кого – незабвенную Родину».

 

Лина Мкртчян:

– Большинство великих писателей или поэтов находились в кругу плеяды, где они могли занимать главенствующее место или стоять над нею, как было с Александром Сергеевичем Пушкиным. И вот впервые в жизни, последним из плеяды ушел Валентин Григорьевич Распутин. 90-е годы на многих легли могильной плитой, которая заслонила собой звуки родины. Но Распутин всегда говорил, что писателя рождает язык, и сам он каким-то чудом продолжал питаться этим святым языковым млеком. Кто кроме него был гениален и окормлял самим фактом своего существования русскую культуру в те годы. Высокоодаренный блаженный Женечка Миронов, такой же блаженный, но совершенно другой Виктор Сухоруков. Непостижимым чудом в 1994 году, уже на деформированном конкурсе Чайковского великий русский пианист Коленька Луганский получил премию. Проблистал замечательный виолончелист Денис Шаповалов. Эти годы стали наивысшим этапом творчества Андрея Денникова, артиста театра Образцова, чей талант можно разделить на несколько выдающихся художников. Великий актер Богдан Ступка, без которого не было бы кинокартины Владимира Бортко «Тарас Бульба». Актер отдал жизнь, разрываясь и психически и физически, чтобы оставить нам эту картину.

Размышляя о том, какую культуру можно назвать подлинной, Лина Мкртчян наделила ее уникальной способностью обращать к Богу. Именно в таком сочетании она существует в России.

– Культура нужна Церкви, еще и ради удержания любви, ибо многих людей привела в церковь не любовь к Богу, а нелюбовь к миру, нелюбовь к людям. Подлинная культура может удержать от этой ненависти и привести любовью ко Христу. Но для этого нужна вера несокрушимая, память и, как говорил незабвенный Алексей Федорович Лосев – любовь к мысли. Если эти три составляющие в человеке присутствуют, он станет сам частью той культуры, которая и церковь сохранит.

Алексей Козырев, кандидат философских наук:

– 90-е годы я назвал «распечатыванием алтарей». Это было время, когда мы, благодаря преподавателям, узнали о существовании русских религиозных философах. Была блестящая традиция и плеяда людей, которые искали веру и нашли веру: Бердяев, Соловьев, Булгаков, Франк, Лосский. Именно тогда мне захотелось пойти на кафедру русской философии и вспомнить наши корни, забыть, как страшный сон, марксизм, философию универсалистскую, всемирную и вернуться к нашему, родному, возродить и прочитать заново наших религиозных философов. Интерес к их трудам был тогда очень высоким, тираж журнала «Вопросы философии» составлял больше 70 тысяч экземпляров, сейчас – только 700 экземпляров. Мы заново открывали для себя православную традицию. Хорошо помню, как я впервые попал в Оптину пустынь, на конференцию по Константину Леонтьеву. Тогда еще только возрождалась монашеская жизнь. Именно в Оптиной пустыни я познакомился с будущей супругой, которая является крестницей Валентина Григорьевича Распутина. Так сегодня время для меня замкнулось.

Алексей Козырев имел удовольствие лично общаться с Валентином Григорьевичем и подробно рассказал слушателям об одном эпизоде, связанном с великим писателем. В 2002 году Алексей Козырев провожал Распутина вместе со своим тестем в Тобольск, куда они собирались отвезти огромную икону святителя Иоанна Тобольского, которая лежала у тестя под диваном. В 70-е годы он путешествовал по Сибири и привез домой огромную икону, кем-то брошенную. Повесить ее на стену было невозможно, из-за больших размеров, и тесть положил икону под диван. Позднее родилась идея подарить Тобольску. Двое мужчин отправились в дальнюю поездку. В вагоне Валентину Распутину пришлось ехать рядом с двумя студентками филологического факультета Сургутского университета.

– Распутин был человеком скромным, застенчивым, непубличным, очень не любил, когда его узнавали на улице, и старался не ходить на всякого рода конференции, даже патриотические. В вагоне тесть спросил студенток, знают ли они писателя Распутина? Те ответили, что не знают, «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» не читали. И тогда Валентин Григорьевич сразу повеселел, у него от души отлегло, что не воспринимают его как знаменитость. Начал запросто говорить с девушками о родителях, учебе, местной жизни. Позднее в Тобольске их встретили крестным ходом, по всему городу пронесли привезенную икону, водворили ее в храме. Говоря о необоримой нравственности русской культуры, я думаю, что название сегодняшнего вечера выбрано правильно. Мы имеем под этим в виду не то, что русские люди являются очень нравственными, не то, что мы представляем собой соль земли или каких-то особо моральных существ. Необоримая нравственность русской культуры заключается в том, что в нашей культуре есть такая основа, такой фундамент, к которому мы всегда можем обратиться как к спасительному роднику. Куда бы ни забросила нас жизнь, как бы ни мучила судьба, в какие бы рвы и канавы мы ни попадали, мы помним, что есть Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербуржская. У нас есть Пушкин, Чехов, Достоевский, Толстой, Есенин. И мы имеем возможность к этому припадать, потому что этого нет в другой культуре. К нашей классике можно возвращаться бессчетное количество раз, и поэтому я считаю Распутина последним классиком, которым он стал при жизни. Во время проведи Патриарх Кирилл именно об этом и скал, что бывают люди, которые и при жизни становятся великими, классиками, потому что классика – это некий образец, эталон, на который мы смотрим и поражаемся, как можно так сделать человеку. Как можно написать «Живи и помни»! Среди нас жил человек, который это умел, который это сотворил. Еще раз, возвращаясь к 90-м годам, скажу, что отблеск классики можно найти в самых разных сферах культурной публичной, творческой жизни. В 1989 году ушел из жизни великий философ Алексей Лосев, который был связующим звеном между «серебряным веком» и перестройкой. Этот человек и в сталинских лагерях был, и Беломорско-Балтийский канал строил, и зрение потерял. К концу жизни он напечатал восемь томов античной эстетики, которые написал, уже будучи слепым. Как это можно было сделать – необъяснимо. Многие помощники Лосева выросли в самостоятельных мыслителей, в 90-е годы Владимир Бибихин начинает читать лекции в Московском университете, я был его учеником. Читает лекции Михаил Гаспаров, Александр Доброхотов, Сергей Аверинцев. Эти люди стояли как часовые, как стражи русской культуру, несли ее в себе, тем самым спасаясь. В этом и есть необоримая нравственность нашей культуры, наверное, самой великой во всем ХХ веке. И пусть похороны Валентина Распутина будут нам своеобразным заветом. Валентин Григорьевич умер, чтобы напомнить – он у нас есть, смерть не отнимет его текстов.

Александр Семенюк, киновед:

– Валентин Распутин нес нам сквозь время традицию русской культуры, под которой я понимаю любовь к родной земле, русскому слову и человеку. Когда это присутствует в родной литературе, в родном искусстве, тогда и можно говорить о преемственности традиций и владении словом. Распутин был наделен всеми этими качествами, благодаря чему сумел очень многое сказать и о нашем времени, и о прошлом, и о будущем. Самое главное, что было в русской литературе «золотого» и «серебряного» веков – это предостережение о страшных грядущих временах, которые придется пережить потомкам. Та же мысль есть и в произведениях и Валентина Григорьевича. Часто говорят, что на нас обрушились страшные 90-е годы, но, по-моему, это не совсем верно. Никогда рубежи эпох, а ведь мы пережили еще и смену тысячелетий, не были благополучными, никогда политическая и социальная жизнь государства не протекала в это время мирно и счастливо. Поэтому 90-е годы были ознаменованы страданиями и катаклизмами. И долг настоящего писателя, режиссера, художника – предельно точно и адекватно запечатлеть процессы, которые происходили. Безусловно, это удалось Валентину Распутину.

Борис Конухов, историк культуры:

– Писатель, которого сегодня уже нет, был самым художественным художником из всего ХХ века. Ведь творчество началось с попытки человека молиться Богу, о том, что с ним происходит. Как говорил апостол Павел, «мы хвалимся перед богом своими бедами» – вот это и есть художество. Тогда «Живи и помни» – это фантастическое обращение к Богу, а «Последний срок» – это последнее обращение к Богу.

Владимир Савичев, зам. главы телеканала «История»:

– Что есть культура? Это совокупность традиций. Мы говорим «культура еды», «культура пития», «культура общения», «физическая культура», и все это традиция. Но главная из традиций – религиозная, которая определяет все, как есть и пить, как общаться с женой, с матерью и отцом, как смотреть на этот мир – она все регулирует. А у нас сегодня академики, лауреаты премий подписывают подметные письма, протестуя против введения в школах «Основ православной культуры». Якобы никто не имеет право рассказывать детям о наших традициях. Некоторые деятели культуры хотят узаконить мат в кинематографе – зачем это нужно? Не так давно на разводном мосту в Санкт-Петербурге изобразили половой орган и выдали это за главное культурное событие года – правда! По-моему, это технология расчеловечивания нас теми, кто взял монополию на нашу культуру. Мне кажется, Россия представляет собой улей, совершенное, Богом созданное сообщество людей, где все построено с такой красотой и смыслом. Откуда в нас тяга к монархизму, к единоличному лидеру? Ответ дала природа, в улье существует матка, убери ее, и не будет пчелиного роя, с его уникальными отношениями внутри. Для пчел цветут цветы, не будут их опылять, не будут расти цветы, все зачахнет и погибнет. Существует масса других высокоорганизованных существ, но не для них цветут цветы, а только для пчел. А что нам сейчас пытаются навязать наши заграничные идеологи? Что у каждой пчелы есть свое право, что нужно действовать в одиночку. Но благодаря этой технологии может разрушиться весь улей. Значит, нам нужно беречь свои традиции, свой уклад и свою культуру.

Владимир Климов
Просмотров: 11576
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова