Московскiя Въдомости
16+
<p>Последним по времени и самым основательным научным исследованием о Царском Венце Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха является работа Натальи Викторовны Жилиной «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование»</p>
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Царский Венец Владимира Мономаха. Ч. 2

05 Февраля 2015, 12:14 # / Статьи / 19006.html

Начало статьи см. здесь.

Последним по времени и самым основательным научным исследованием о Царском Венце Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха является работа Натальи Викторовны Жилиной [1] «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование», вышедшая в издательстве «Наука» в 2001 году.

По мнению Н.В. Жилиной: «Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII–XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.

Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20–30-х годов XIII в. Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.

Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань – к византийскому стандарту XIII–XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII–XIV вв., ни русская скань XIV–XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам»[2].

В завершении исследования Н.В. Жилина делает свой вывод о Венце Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха:

«Легенды и специальные сочинения ученых монахов позволяют убедиться в том, что золотая шапка, упомянутая в Духовном завещании Великого Князя Ивана Калиты, и Шапка Мономаха действительно одна и та же вещь. Сам текст завещания Калиты дает основания для предположения, что именно в период его правления она была приобретена. Конкретность и постоянство упоминания Кафы в воспроизведении легенды о завоевании Царских регалий Владимиром Мономахом позволяют признать, что произошедшее там событие, связанное с историей Шапки, случилось на самом деле, она была там куплена Иваном Калитой в период генуэзской колонии. Генуэзские торговцы имели возможность торговать дорогими византийскими раритетами XIII в.»[3].

В своем исследовании Н.В. Жилина отмечает: «По единодушному мнению как исследователей, так и всех, кто относительно внимательно рассматривал Венец Мономаха, его навершие с яблоком является более поздней частью по сравнению с основным корпусом. К тому времени как началось исследование русской регалии, ее разновременные части (пластины, навершие и меховая опушка) существовали уже раздельно, а не в конструкции единого головного убора.

Н.П. Кондаков указал, что восемь золотых пластин со сканью (а именно они при любом варианте соединения составляли основную часть Венца) были просто «сдвинуты вплотную одна с другой». «Наверху все пластины подведены под венечное полушарие или полусферу с утвержденным на ней крестом, ниже пластин соболья опушка...» Значит, как свидетельствует описание исследователем современного ему состояния памятника, сами пластины никак не скреплялись между собой, а мех не закрывал в конце XIX в. нижнего орнаментального плетеного бордюра золотых пластин.

Таким образом, в конце XIX в. Шапка была несколько выше по пропорциям, нежели современный вариант экспонирования, это хорошо видно по хромолитографии Ф. Дрегера, которая изготовлена до 1851 г. Опубликована в издании: «Древности Российского Государства». Подрисуночная подпись: «Шапка Мономахова, или Венец Великих Князей и Царей Русских». Меховая опушка расположена ниже корпуса из пластин. Филигранная орнаментация и другие детали Шапки переданы точно.

Однако и в варианте экспонирования в XIX в. Венец Мономаха имеет неестественные для головного убора пропорции: низ очень широк, так как хотя мех выпущен вниз, что объективно делает Венец выше, мех, тем не менее, еще шире, чем нижняя окружность пластин. Поэтому зрительно Венец имеет низкие пропорции, а ее верх с широким яблоком воспринимается как конический»[4].

Как отмечает далее Жилина: «В начале XX в. исследователь А.А. Спицын приезжал в Москву для осмотра Венца Мономаха дважды, но во второй раз не смог получить ее для этого и ограничился только фотографированием. Поскольку он опубликовал фотографию разделенных пластин Венца, отметив, что в первую поездку сделал снимки «почти со всех ее блях», можно считать, что сначала он наблюдал Венец в разобранном виде. На этой фотографии в отдельных местах пластины Венца украшены жемчужинами без оправ (в дополнение к крупным жемчужинам в круглых гнездах), о чем также свидетельствует описание Н.П. Кондакова. Именно эта фотография, в согласии с мнением самого А.А. Спицына, может быть названа «лучшим воспроизведением Венца». Однако другая фотография, опубликованная А.А. Спицыным, и на которую он также ссылается, как на свою авторскую, показывает несколько другой облик пластин: жемчужин уже нет, а пластины соединены проволокой через край. Н.П. Кондаков не упоминает о проволоке, у А.А. Спицына есть письменное свидетельство о ней, и именно после этого описания эта проволока стала символом грубости современной «конструкции» Венца: «Пластины Мономаховой Шапки при ея употреблении несомненно находятся в движении, чем и объясняется непомерная разработанность всех отверстий, служивших для скрепления отдельных частей ея проволокою...». Несмотря на то что эта фотография опубликована в первой хронологически, но тем не менее итоговой работе А.А. Спицына о Венце Мономаха, именно ее можно признать сделанной во второй его приезд. Иначе говоря, между двумя приездами А.А. Спицына облик Шапки был изменен: жемчуг, ранее вставленный в грубые отверстия, вынут, а пластины соединены проволокой. Таким образом, был уничтожен поздний, но все же подлинный след последнего этапа реконструкции Шапки, когда она еще существовала как головной убор. Помимо грубого соединения проволокой встык через край, пластины были все же как-то закреплены на тулье, чтобы их было видно полностью. К настоящему времени и это крепление утрачено, и соединенные пластины «провалились» до шва между меховым отворотом и остальной внутренней подшивкой, заменяющей тулью. Плетеный бордюр нижней части пластин не виден совсем, а сканный узор виден, только начиная с «арабского цветка» Таким образом, Шапка стала еще ниже на высоту мехового отворота, а верх ее зрительно еще более заострился.

К сожалению, именно в таком, искаженном столетиями виде, Шапка Мономаха иногда становится объектом для аналогий»[5].

По результатам исторического и технологического исследований Н.В. Жилина выдвигает предположение, что существовало три стадии существования Венца Великого Князя Владимира Мономаха:

1 – общий современный вид навершия Венца Мономаха; 2 и 3 – реконструкция первоначального облика Венца Мономаха; 4 – предполагаемое размещение проволок[6].

Реконструкция Венца Владимира Мономаха.

I стадия [7].

 

II и  III стадии[8].

Предполагаемую реконструкцию Венца Владимира Мономаха древнейшего изначального вида (I стадия) исследователь сравнивает с изображениями Венцов императоров Ромейской Империи.

Император Ромейской империи Алексей Комнин в Царском Венце. Мозаика собора Святой Софии в Царьграде. 20-е годы XII в. от Р.Х.

Венцы Императоров Ромейской империи: 1 – Императоры Иоанн III Ватац, Феодор II Ласкарис, Иоанн IV Ласкарис, Никейская Империя, 20–50-е годы XIII в., миниатюра первой четверти XVI в.; 2 – Император Феодор II Ласкарис (1254–1258 гг.); 3 – Император Алексей III Великий Комнин, Трапезундская империя (миниатюра XIV в.); 4 – Император Мануил II Палеолог; 5 – Император Константин XI Палеолог.

Н.В. Жилина в своем исследовании дает сравнительное изображение Венцов императоров Ромейской империи и Венцов Великих Князей Древней Руси.

«I – Венцы императоров Ромейской империи; II – русские головные уборы-инсигнии: а – Венцы, б – Княжеские шапки; III – русские дорогие головные уборы;

1 – Венец на византийском солиде; 2,3 Венцы Императора Константина IX Мономаха; 4 – Венец Императора Алексея Комнина; 5 – венец Давида; 6 – Венец Великого Князя Владимира на сребренике; 7 – Венец, надеваемый на Ярополка Изяславича на миниатюре Трирской псалтыри; 8,9 – реконструкции венцов с использованием дробниц Мстиславова Евангелия; 10 – реконструкции гипотетических прототипов Венца Мономаха; 11 – шапка Князя Святослава на рисунке Изборника 1073 г.; 12 – шапки Святых Князей Бориса и Глеба на дробницах оклада Мстиславова Евангелия; 13 – шапка Святых Князей Бориса или Глеба на медальоне из Старорязанского клада 1970 г.; 14 – шапки Бориса и Глеба на эмалевых медальонах Каменнобродской цаты; 15 – Шапки Святых Князей Бориса и Глеба на эмалевых вставках колтов из Старорязанского клада 1822 г.; 16 – головной убор Збручского идола; 17 – шапка Князя Ярополка Изяславича на миниатюре Трирской Псалтыри; 18 – шапки сыновей Князя Святослава на рисунке в Изборнике; 19 – шапка Святых Князей Бориса или Глеба на медальоне «Суздальского оплечья»[9].

В завершении своего исторического и технологического исследований Н.В. Жилина дает хронолого-синхронистическую таблицу:

«I стадия. Митрообразный венец.

Венец задуман или создан в 60–70-годах XIII в. Дата определяется по стилистике филиграни и форме поствизантийско-палеологовских императорских венцов, сложившейся к первой трети XIII в.

На золотых пластинах изначально были жемчужины в кастах и вставки (возможно, эмалевые) в круглых, более крупных гнездах. Можно предполагать изначальную связанность золотого креста с жемчужинами, стоящего на дугообразных выгнутых проволочных ножках, с первоначальной конструкцией. Нижний окол мог представлять из себя аналогичный комплект фигурно изогнутых восьми золотых пластин с филигранью.

На этой стадии существовало накладное крепление пластин к сплошной основе (крепление I), к которому, как мы предполагаем, относились отверстия первой группы по контуру пластин, наблюдаемые по очень слабым следам.

II стадия. Княжеская шапка с нижним меховым околом, украшенная драгоценными камнями.

Датируется по кастам и аналогии с драгоценным убранством русских колпаков приблизительно XV в.

Вследствие утраты первоначального окола нижняя линия пластин стала опорной. Изнутри к ней прикреплен металлический обруч и восемь крестоообразно расположенных узких опорных пластин, проходящих по центру каждой золотой пластины с филигранью (крепление 2). Для закрепления филигранных пластин проделаны отверстия третьей группы. Сверху в эти отверстия и контуры мелких орнаментальных элементов филиграни вставлен жемчуг в виде необработанных зерен (жемчуг 2). Такой же жемчуг вставлен и в боковые отверстия второй группы, которые развернуты на месте отверстий первой группы. Наиболее крупные зерна жемчуга вставлены в опустевшие круглые касты. Несколько позже на гнезда наложены крупные драгоценные камни в кастах из вертикальной пластины (касты 1; типы 1, 2). Нельзя исключить и сосуществование вторичных жемчужин и первых кастов. Нижний окол сделан из меха, несколько наращивающего шапку вниз.

III стадия. Царский Венец с полусферой «яблоком».

По аналогии с Казанской шапкой Царя Иоанна Васильевича Грозного датируется приблизительно серединой XVI в. С этого времени зубцово-коронарная символика на других царских головных уборах также становится реликтом.

На III стадии действует прежнее крепление (крепление 2), пластины и нижний окол сохраняет свой облик. Зубцы пластин закрыты полусферическим навершием.

Стадия конструктивного распада Венца.

В период с конца XVII по XIX вв. Шапка утрачивает какую-либо конструкцию, позволяющую считать ее полноценным головным убором. Второе крепление утрачивается, и пластины не держатся более на должной высоте над меховой опушкой. Нижний окол перестает наращивать шапку вниз, становится отворотом и закрывает нижнюю часть филиграни. Вторичный жемчуг убирается. Пластины соединяются проволокой через край, в верхние отверстия на пластинах продевается проволока для соединения с яблоком (крепление 3). На круглые гнезда ставятся правильные прямоугольные касты (касты 2; тип 3, 4). Эти касты могли быть изготовлены на прежние камни»[10].

В заключение своего исследования Н.В. Жилина отмечает:

«Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Венца Мономаха изготовлены полностью в традициях Ромейской империи, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань – к византийскому стандарту XIII–XV вв.

Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием. Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями. Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.

На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака. Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами. В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным»[11].

* * *

Исследование Н.В. Жилиной убедительно доказало, что Венец Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха имеет происхождение именно из Ромейской Империи.

Вместе с тем, важно обратить на тематические и методологические границы работы Н.В. Жилиной: «Историко-культурное и технологическое исследование», то есть исследовательница руководствовалась в своих выводах о датировке Мономахова Венца только образцами ювелирных изделий Ромейского искусства, из числа дошедших до нас. Трактовка Н.В. Жилиной датировки происхождения Царской регалии XIII веком, основывается исключительно на имеющихся в распоряжении современных ученых артефактов Ромейской Империи в основном второй половины XIII, XIV и первой половины XV веков и малым числом образцов ромейских сокровищ XI и XII столетий.

В апреле 1204 года Константинополь был взят штурмом латинянами-крестоносцами и подвергся невиданному в мировой истории разграблению. По словам очевидца событий Жоффруа де Виллардуэна: «Со времени сотворения мира никогда не было в одном городе захвачено столько добычи». Рассказ о разгроме Царьграда в 1204 году имеется и в русских хронографах. Новгородская летопись особенно останавливается на описании ограбления церквей и монастырей.

Основная часть награбленных золотых и серебряных изделий, вывезенных рыцарями и наемниками в Западную Европу просто переплавлялись в слитки, в заготовки для флорентийских и венецианских монет. Так были уничтожены величайшие культурные сокровища Ромейской Империи.

Вследствие такого чудовищного разграбления латинянами Константинополя в 1204 году, в распоряжении современных исследователей имеется крайне мало артефактов Ромейской Империи в первую очередь именно Х, XI и XII веков, которые имелись в наибольшем количестве в Столице Империи. Вместе с тем сохранившиеся образцы статусных ювелирных изделий первой половины и середины XI века, изготовленных в Царьграде и чудом сохранившихся в других странах, свидетельствуют о высочайшем технологическом мастерстве Константинопольских ювелиров той эпохи. В качестве наглядно примера можно вспомнить золотую корону, подаренную Императором Константином Мономахом между 1042 и 1050 годами Венгерскому Королю Андрашу I, женатому на Русской Великой Княжне Анастасии Ярославне. Судя по изобразительным сюжетам, корона предназначалась для Венгерской Королевы Анастасии. Великолепное изделие, изящно исполненное в технике цветной перегородчатой эмали, указывает на то, что царские ювелиры, владели приемами самой тонкой золотой пайки и способами термической обработки изделия в предельно заданных температурных диапазонах, что требуется и при изготовлении ювелирных изделий в техники скани и зерни. Поэтому однозначно можно полагать, что ювелирными технологиями, с помощью которых были исполнены артефакты XIII столетия, послужившие образцами для сравнительного анализа Н.В. Жилиной, владели и ромейские ювелиры первой половины и середины XI века. Но из-за фактического отсутствия для сравнительного анализа различных драгоценных ромейских изделий XI и XII веков, можно объяснить столь осторожную трактовку Н.В. Жилиной датировки происхождения Русской Царской регалии.

* * *

В завершении можно привести слова авторов современного учебника о величайшем значении Государя Владимира Всеволодовича Мономаха для всей истории Русского Государства:

«Владимир Мономах – знаковая фигура в истории русской политической идеологии, воплощающая собой идеал русского Князя, Самодержца, Царя и одновременно идею преемственности Царской Власти на Руси от Императорской Власти в Ромейской Империи»[12].

Царский Венец Мономаха вместе с другими инсигниями (символами Царской власти), Бармами и Крестом, переданными из Царьграда Государю Руси Владимиру Всеволодовичу, воплощал в реальности идею преемственности Царской Власти на Руси от Императорской Власти в Ромейской Империи. Имеющиеся у нас в совокупности научные данные позволяют судить, что Царские Мономаховы регалии передавались от одного Великого Князя к другому по наследству. Но вплоть до Царя Иоанна Васильевича никто из Великих Князей на титул Царя претендовать не мог в силу раздробленности Руси, а впоследствии — пленения её татаро-монголами. По некоторым летописям можно судить, что Мономаховым Венцом и Бармами в 1498 году был венчан внук Государя всея Руси Иоанна Васильевича, Князь Димитрий. Точно известно из многочисленных достоверных письменных источников, что со времени Первого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного и до воцарения Царей-соправителей Иоанна II Алексеевича и Петра I Алексеевича все Государи Руси венчались на Царство Венцом Владимира Мономаха. А со времени вступления на Престол Императрицы Екатерины I в 1725 году для  венчания, как правило, каждый раз изготавливалась новая Императорская Корона. При этом Шапка Мономаха торжественно выносилась во время Чина Венчания, как одна из главных Царских регалий.

До настоящего времени Царский Венец Мономаха, хранящийся ныне в оружейной палате Кремля, является святыней и символом Русского Государства как Третьего Рима, хранителя Православной веры, сакральным предметом, одной из тех духовных скреп, на которые указывал Глава Российского Государства Владимир Путин.


Примечания

[1] Н.В. Жилина – ведущий научный сотрудник Отдела славяно-русской археологии Института археологии Российской Академии наук, доктор исторических наук. Докторская диссертация на тему «Русская зернь и филигрань XI–XV веков» была защищена в Институте археологии РАН в 2003 году.

[2] Жилина Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. – М.: «Наука», 2001. – С. 203–204. Выделено мной. — П.П.

[3] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… – С. 205.

[4] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 102.

[5] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 102– 106.

[6] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 112.

[7] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 120.

[8] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 123.

[9] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 156–157.

[10] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 160–162.

[11] Жилина Н.В. Шапка Мономаха… С. 160–162.

[12] История политических и правовых учений. Под редакцией доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – С. 80.

П.Г. Петин,
кандидат исторических наук
Просмотров: 4024
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова