Московскiя Въдомости
16+
<p>Интервью с автором труда Христианские хронологические системы.</p>

Павел Кузенков: нынешняя система летосчисления возникла не от хорошей жизни

01 Января 2015, 18:55 # / Статьи / 18424.html

В 2014 году Русский издательский центр имени святого Василия Великого выпустил книгу П.В. Кузенкова «Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков».

Павел Владимирович Кузенков – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор работ в области византиноведения, церковной истории, исторической хронологии.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с автором исследования, посвященное вопросам хронологии и церковного календаря.

 

О летосчислении «от Сотворения мира»

– Главным событием человеческой истории является Рождество Христово. Установить год Рождества значительно проще, чем год от Сотворения мира. Почему же довольно долгое время летосчисление велось от Сотворения, в частности, в России эта эра имела хождение до начала XVIII века?

– Во-первых, год Рождества установить вовсе не так просто, как кажется. Ныне принятый год, восходящий к расчетам латинского монаха Дионисия, является несомненно ошибочным. Во-вторых, считать годы от начала мира столь же естественно, как считать годы человека от его рождения. Более того, само Пришествие Спасителя является историческим событием, важнейшей вехой в истории человечества. Оно не только разделяет, но и связывает две эпохи – Ветхого и Нового Заветов, Закона и Благодати. Ветхозаветная библейская история и история древних цивилизаций – богатейшая сокровищница человеческого опыта: религиозного, политического, культурного. И датировать эти события удобнее всего по единой системе отсчета, не прибегая (как сейчас) к «отрицательным» числам.

Надо понимать, что нынешняя система отсчета лет возникла не от хорошей жизни. Она появилась на Западе первоначально просто для удобства расчета христианской пасхалии в VI веке, когда разработка христианских эр была ещё в самом разгаре. Но затем, когда весь христианский мир перешёл на счёт от Сотворения мира, оказалось, что латинская Библия (которую Иероним переводил с масоретской еврейской версии) имеет совсем другие числа в хронологии праотцев до Авраама. Суть этой разницы легко увидеть по нашему синодальному переводу, где соответствующие годы также указаны двояко. Поэтому западный мир в принципе не имел возможности использовать счет лет от Сотворения мира и был вынужден ограничиться «Дионисиевой» эрой. Благо, до Рождества Христова об истории западноевропейских «варварских» народов мало что известно, и хронисты легко могли обойтись без древней истории.

Иное дело – Средиземноморский мир, где до XV века доминировала Римская Империя (которую в поздний период её существования неточно именуют Византийской). Именно в этом великом государстве был распят и воскрес Спаситель, именно здесь проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел, именно римский император, святой равноапостольный Константин, сделал христианство господствующей религией. Но Римская империя была наследницей великой античной культуры, корнями восходящей к цивилизациям Древней Греции, Египта и Месопотамии. Поэтому греческие христианские писатели непременно включали в свои хроники события древней истории, библейской и языческой, без которых немыслима история Римской (Ромейской) империи.

 

– Может ли измениться дата от Сотворения мира, если принять в расчет данные современных библеистов и экзегетов? Так, по мнению исследователей Библии, генеалогия ветхозаветных патриархов нам известна в упрощенном виде, некоторые промежуточные имена опущены, и генеалогия дается, чтобы подытожить содержание определенного исторического периода. Если согласиться с таким подходом, то возраст человечества согласно Писанию может быть незначительно, но все же увеличен. Или хотя бы как в случае с датой от Р.Х., которую мы не меняем, но даем комментарий о вычислениях Дионисия Малого и его ошибке в несколько лет. Так и здесь – возможно какое-то уточнение.

– Было бы неверно рассматривать те хронологические данные, которые даёт нам Библия в качестве исчерпывающих и достаточных для составления точной и непрерывной шкалы времени. Очень важно, что такой шкалы нет в самом Священном Писании, хотя, казалось бы, в нём есть почти все данные для этого. Но именно – почти. Есть и несколько разрывов, например, в конце эпохи Судей или в период после Плена. А раз само Откровение не сообщает ни точного возраста мира, ни точной даты Рождества – значит, знание об этом не необходимо для спасения. Поэтому, рассуждая о древнейших временах, следует всегда хранить благоговейное уважение к тем тайнам Промысла, которые сокрыты от человеческого разумения. Попытки вычислить точный возраст мира часто делались с целью предугадать и время Второго Пришествия. Но Сам Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти».

Если же обратиться к сугубо научной точке зрения, то нельзя не отметить, что библейская картина мировой истории совсем недавно получила блестящее подтверждение. Генетические исследования выявили, что все люди, населяющие планету, являются потомками одной-единственной пары. Причём возраст этих генетических «Адама» и «Евы» составляет вовсе не миллионы лет, как до сих пор пишется в учебниках, а всего несколько тысяч – или десятков тысяч (здесь учёные ещё не имеют достаточно данных). Таким образом, вульгарный дарвинизм и пресловутая «расовая теория» развенчаны окончательно – и притом чисто научными средствами. Более того, само расселение человечества по планете, выявляемое средствами т.н. гаплохронологии, поразительным образом коррелирует с библейскими данными. В частности, совершенно явно выделяется Месопотамия как место разделения большинства основных генетических групп.

– Т.е. если число лет от Сотворения мира не догматизировано и не канонизировано, то не правильнее ли возраст мира назвать приблизительным? Это придвинуло бы данные других наук к библейской картине, и сопоставление научных данных с библейскими стало бы более возможным.

– В том то и дело, что ни в Священном Писании, ни в Священном Предании нет какого-то строгого числа для определения возраста мира. А потому и у нас нет никаких оснований «догматизировать» то или иное число. Надо признать, что уже древние христианские авторы именно так подходили к этому вопросу, осознавая, что в древнейшие времена не существовало письменности, и даже у самых культурных народов по мере погружения в древность историческая память оказывается окутана туманом преданий и легенд. На этом основании Евсевий Кесарийский, например, предпочитал считать годы не от Адама, а от Авраама.

 

О дате Рождества Христова

– В научных кругах об установлении даты Рождества Христова существует следующая гипотеза. В Римской империи существовал праздник Митры, справлялся он 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. После издания Миланского эдикта и государственного признания христианства этот праздник трансформировался в Рождество Христово. Христианские апологеты называют такую перемену церковной рецепцией: праздник солнца трансформировался в торжество появления на свет Христа – Солнца правды.

Между тем предлагаемые Вами расчеты даты Рождества Христова говорят о слабости данной теории. Как Вы считаете, может ли их апологетика отказаться от релятивной концепции рецепции и внедрить в свой арсенал вышеуказанные данные?

– Разумеется, христианство распространялось не в вакууме, а в уже существовавшей культурной среде. Несомненно, многие элементы языческих культур, так или иначе переосмысленные, были включены и в культуру христианскую. Достаточно вспомнить нашу Масленицу. Поэтому нет ничего необычного в том, что праздник Рождества Христова имел какие-то коннотации с существовавшими примерно в то же время года древними ритуалами. В этой связи уместно напомнить, что солнцестояния и равноденствия – самые явные и легко наблюдаемые «фазы» природного года – с глубокой древности были связаны с какими-то праздниками. Между прочим, связано с ними и русское слово «воскресение» (от «крес» – солнцеворот).

Но в случае с Рождеством Христовым всё оказывается сложнее. Во-первых, выясняется, что уже на заре христианства существовали разные даты этого события – и среди них 25 декабря. Во-вторых, новозаветные данные, при всей их лапидарности, дают нам «ниточку», по которой мы приходим в тот самый декабрь/январь, где Рождество помещает поздняя традиция. Так что вполне можно допустить взаимную контаминацию разных традиций. Кстати, культы Митры и Непобедимого Солнца распространились в империи не до, а после появления христианства и сами могли испытать влияние последнего.

 

О самой древней пятой колонне

– Хронология Септуагинты довольно сильно отличается от хронологии масоретского текста (МТ). Возраст жизни каждого ветхозаветного патриарха по МТ на 100 лет меньше, чем в греческом тексте. В сумме набегает 1992 года. Есть ли какое-нибудь объяснение, почему хронология МТ подверглась значительной коррекции? Какая пятая колонна сократила возраст человечества почти на 2 тысячи лет?

– Вопрос этот дискутируется уже много веков. Было предложено множество гипотез, иногда весьма оригинальных. Так, Евсевий Кесарийский видел в этом проявление любвеобилия иудеев, которые якобы хотели таким образом оправдать раннее вступление в брак (по сокращенной хронологии выходило, что патриархи обзаводились первенцами в относительно юном возрасте). Но большинство христианских полемистов было уверено, что авторы данной «коррекции» стремились отдалить дату пришествия Мессии – Христа, которое, по убеждению многих, должно было произойти в 6-м тысячелетии. Впрочем, у нас нет доказательств того, что данная операция была направлена именно против христиан. Напротив, наиболее «радикальную» версию сокращения хронологии праотцев мы встречаем в «Книге Юбилеев» – памятнике, создание которого принято относить к фарисейской среде и датировать II в. до Р.Х. Там сокращение возраста «патриарха» к моменту рождения первенца на 100 лет производится наиболее последовательно (лишь когда вычитать приходится из 79, вычитается 50 лет). В результате от Адама до перехода Авраама насчитывается всего 1950 лет (в Септуагинте – 3389/3409, в масоретской версии – 2023, в самаритянской – 2324). Следовательно, попытки «угасить» ожидание Мессии предпринимались задолго до Пришествия Христа – и притом, что характерно, в несколько этапов. Когда выяснилось, что грубый прием «Книги Юбилеев» приводит к тому, что Мелхиседек должен пережить Потоп, появляется масоретский вариант, где три «патриарха» оставлены без коррекции (данные совпадают с Септуагинтой).

Кстати, не следует забывать, что в современном государстве Израиль – единственной стране мира, где официально используется счет от Сотворения мира, – согласно масоретской версии, именно сейчас идёт то самое 6-е тысячелетие, когда должен явиться Машиах. И до конца этого тысячелетия осталось всего 226 лет…

 

Об ожиданиях конца света

– В конце XV века на Руси усилились ожидания грядущего конца света. Приближающийся 7000-й год от Сотворения мира позволил хилиастическим представлениям обрести второе дыхание. Пасхалия после 1492 года не составлялась. Были ли подобные эсхатологические ожидания в других частях христианского мира?

– Спекуляции по поводу конца света, грубо нарушающие прямой запрет Самого Спасителя, – излюбленная тема для разнообразных сектантов и еретиков. В 6000-м году в Римской империи на этой почве расцвел раскол антихалкидонитов, в 7000-м на Руси – ересь жидовствующих. Но эсхатолические мотивы были в XV веке распространены не только в странах православного мира, но и в Западной Европе. Достаточно напомнить о радикальных гуситах – таборитах, поднявших восстание в Чехии в 1419 г. Расположив свой лагерь на горе Табор (названной в четь библейского Фавора), они вполне реально готовились к наступлению Царства Христова на земле. Да и немецкий протестантизм начала XVI века активно использовал в своей пропаганде тезис о пришествии в мир антихриста – в лице папы Римского.

 

А был ли заговор?

О наименовании эры до Рождества и от Р.Х.

– Практически две тысячи лет системы летосчисления отталкивались от глобальных событий – Сотворения и Рождества. Этот конкретный мировоззренческий смысл был выражен и в наименовании: лето от Сотворения такое-то, год от Рождества такой-то. Но уже в XIX веке с подачи ученого раввина М. Рафалла в оборот вошло нейтральное наименование «наша», «новая» эра. В отечественную научную литературу «новая» эра была введена при большевиках и собственно в научном обиходе остается по сей день. На Ваш взгляд, это изъятие из научного оборота формулировки «от/до Рождества Христова» было целенаправленным?

– Для верующего иудея говорить о Рождении Машиаха (а именно так для еврейского уха звучит греческое «Христос») 2000 лет назад – всё равно что обличать самого себя. Действительно, если Иисус, распятый по требованию иерусалимской толпы, кричавшей «кровь Его на нас и на детях наших!», и был тем самым Христом, о котором говорили пророки, – то кого и чего ждут нынешние иудеи? А поскольку всё больше иудеев, получая образование, приобщались к западной культуре, они вполне естественно избегали оскорбительного для себя словосочетания «Рождество Христово». В то же самое время и христиане стали активно утрачивать свою веру, с маниакальным энтузиазмом подрубая корни собственной культуры и цивилизации. Поэтому здесь можно говорить о совпадении двух тенденций: усиления нехристианских религий и ослабления христианства.

Кстати, наиболее радикально подошли к делу французские революционеры конца XVIII века: они не только совершенно упразднили христианскую эру, но и попытались избавиться от семидневной недели с ее воскресным днём – «днем Господа» (франц. dimanche от лат. dies Domenica). Попытка эта не удалась. И тогда пошли по «мягкому пути» – вариантом которого и является наша «новая/наша эра» и английская «общая эра». Но, слава Богу, сила христианской цивилизации всё ещё достаточно велика, чтобы в большинстве стран мира за начало отсчёта лет принимался именно год Рождения Христа – пусть и вычисленный с некоторой ошибкой.

 

О Всеправославном соборе

– В 2016 году состоится Всеправославный собор, одной из тем, вынесенной на обсуждение, является вопрос о календарном стиле. Можно предположить, что представители Вселенского Патриархата предложат унифицировать церковный календарь для всех Поместных Церквей, и вероятнее всего – перейти на новоюлианский календарь. Разработан ли какой-либо план действий на этот случай? И как вообще вести дискуссию по унификации церковного календаря? Маловероятно, что Константинополь, Александрия или Антиохия вернутся к традиционному юлианскому, а Русская, Иерусалимская и Сербская Церкви перейдут на новоюлианский.

– В вопросе календаря исторически Церковь всегда руководствовалась практической пользой. Юлианский календарь имеет языческое происхождение и, строго говоря, не имеет отношения к христианству. Но он был распространён в Римской Империи, и именно его оказалось удобно использовать для церковного календаря. Впрочем, отдельные Церкви – египетская или армянская – использовали свои календари, что ничуть не мешало церковному общению. Сложнее с пасхалией. Уже на Первом Вселенском соборе отцы выразили пожелание, чтобы праздник Пасхи справлялся всеми христианами в один день. Этого, однако, не удалось достичь быстро. Долгое время Запад и Восток вычисляли Пасху по-разному. Но в VI веке повсеместно утвердилась Александрийская пасхалия. А вот она как раз основана именно на юлианском календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе неизбежно оказывается вопросом пасхалии. Существующая пасхалия действует уже 1700 лет. Она удобна и компактна, хотя и не вполне точна астрономически. Именно из-за этой неточности католики в XVI веке провели реформу, изобрели григорианский календарь – но утратили древнюю пасхалию. Возникает вопрос: а стоит ли астрономическая «точность» такой жертвы? Тем более, что праздник христианской Пасхи не привязан к сезонным предписаниям ветхозаветного Закона о колосьях и тельцах.

На мой взгляд, истинная причина перехода на «новый стиль» – вовсе не календарного плана. Она носит характер цивилизационного выбора. Все страны, одна за другой перешедшие в XX веке на европейский календарь, руководствовались при этом лишь одним желанием: войти в число «культурных народов». Кстати, в этом ясно признались большевики, проводя реформу 1918 года. Тем самым молчаливо признавалось, что приверженность православной традиции с принадлежностью к этим «культурным народам» (они же «развиые страны», они же «цивилизованный мир») несовместима. Но так ли это?

 

О разнице между новым и старым стилем в XXII веке

– Разница между григорианским и юлианским календарями постепенно увеличивается, в XVI веке она составляла 10 дней, сейчас 13, а в следующем столетии будет 14. Таким образом, сместятся все неподвижные даты церковного года. Рождество Христово, к примеру, будет приходиться на 8 января. Как можно разрешить данную проблему?

– Приверженность традиции и сохранение древнего календаря требует осознанного осмысления. Если его нет, мы наблюдаем тревожное явление: по сути, вместо параллельного бытования церковного (юлианского) и гражданского (европейского) календарей мы имеем странный гибрид, в котором все праздники поменяли свои места: и вот уже можно услышать, что «русское Рождество» – 7 января… Такой разрыв традиции может быть опаснее любой реформы – тем более, что в один прекрасный день, 1 марта 2100 года, все (!) даты неподвижных праздников сместятся. Но, с другой стороны, эта проблема – прекрасный повод оживить древнюю традицию, возродить у наших современников осознание того, что в церковном обиходе Русской Православной Церкви употребляется освящённый многовековой традицией юлианский календарь – и никакой другой! Даты всех церковных праздников нужно давать только по нему – лишь для удобства сопровождая их «гражданской» датой (как и делалось вплоть до недавнего времени). Тогда и сдвиг относительно гражданского календаря будет всем понятен и не вызовет никаких проблем. Слава Богу, есть ещё время провести эту работу. Если же всё оставить на самотёк, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

 

Хронология на службе апологетики

– Первые апологеты христианской веры использовали данные хронологии для защиты древности христианства, вытекающей из ее связи с Ветхим Заветом, для обозначения линейного понимания истории в противовес цикличному ее восприятию античной философией. А какую апологетическую роль христианская хронология сейчас может сослужить вере?

– Мне кажется, что важнейшая задача христианской хронологии – напоминать нашим современникам, что существующая человеческая цивилизация – очень молода, что от библейских праотцев нас отделяют всего сотня-другая поколений. Если выстроить в ряд всех предков каждого из нас вплоть до Адама и Евы, это будет совсем небольшая шеренга. Все мы, обитатели Земли, – очень близкие родственники, почти братья. И поэтому взаимной ненависти и презрению нет и не может быть оправдания.

Кроме того, библейская хронология напоминает нам и о хрупкости цивилизации, проявляющейся в духовных циклах мировой истории. Человечество ещё не успело расселиться по земле – а уже потребовался Всемирный Потоп, чтобы остановить лавину нравственного растления. Прошла ещё тысяча с небольшим лет – и на земле не осталось ни одного человека, который сохранил бы память о Боге-Творце. С Откровения Аврааму Бог Сам вступил в общение с человеком, начав воспитание избранного народа, а через 430 лет через Моисея дал евреям Закон. Но через полторы тысячи лет Израиль утратил веру в Живого Бога, погрузившись в мёртвую букву и мечтания о мировом господстве. Человечество вновь оказалось на грани полной духовной гибели. И Бог послал Сына Своего. Воплощённое Слово, Христос, обитал среди людей, учил и творил чудеса, был осмеян и распят, но воскрес – и возродил погибающий род человеческий к новой жизни.

С тех пор прошло две тысячи лет. Христианское учение любви, несмотря на непонимание и вражду мира сего, неуклонно побеждало, распространяясь всё шире и шире и охватив, наконец, большую часть Земли. Но недавно начался обратный отсчёт: всё яснее и отчётливее видны признаки духовного перерождения и физического вырождения христианского мира. Что ждёт нас? Очередной удар вразумляющего бича Божия – или заслуженный Конец? Милость Божия бесконечна, и у нас ещё есть выбор. Но хронология учит: время для выбора имеет свои пределы.

Беседовал Кирилл Брагин
Просмотров: 3089
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова