Московскiя Въдомости
16+
<p>По летописным свидетельствам, город Волоколамск официально считается самым древним городом Подмосковья: впервые он упоминается в Лаврентьевской Летописи под 1136 годом!</p>
Вид храма до 1917 года

Возрождение храма над могилой матери Преподобного Иосифа Волоцкого

29 Октября 2014, 14:33 # / Статьи / 17086.html

В церкви XVII столетия во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла города Волоколамска ликвидирована деревообрабатывающая мастерская.

По летописным свидетельствам, город Волоколамск официально считается самым древним городом Подмосковья: впервые он упоминается в Лаврентьевской Летописи под 1136 годом! По научно обоснованному свидетельству археологов, город вокруг древнего Волока, связывающего бассейны рек Москвы и Верхневолжья, возник на столетие раньше – ещё во времена Великого Князя Ярослава Мудрого. На это указывают обнаруженные ученными остатки древних городских мостовых и артефакты той поры.

Но общепризнанным Небесным Покровителем славного русского города Волоколамска является Святой XV–XVI столетий – уроженец здешних мест Преподобный Иосиф Волоцкий (+1515). Великий подвижник появился на свет в родовом волоцком селе Язвищи около 1440 года в дворянской семье Ивана Григорьевича и Марины Саниных. А деда Ивана Григорьевича звали Александром Саней. Был он выходцем из Русской Литвы, около 1408 года прибыл на службу Волоцкому Князю и получил от него вотчину – село Язвищи. Григорий Александрович Санин и его супруга в преклонном возрасте приняли монашество с именами Герасим и Ирина. Их сын Иван Григорьевич и Марина Санины имели четверых сыновей. Старшего назвали Иваном. Семи лет Ивана отдали в обучение Старцу Крестовоздвиженского монастыря города Волоколамска Арсению Леженке, а уже с девяти лет юный Иоанн Санин стал читать и петь в храме.

Когда Ивану Ивановичу Санину исполнилось 20 лет, он попросил родительского благословения на пострижение в монахи и через Тверь отправился к Преподобному Пафнутию Боровскому, где 13 Февраля 1460 года принял постриг с именем Иосиф.

Своего больного отца, также постригшегося в монахи с именем Иоанникий, Преподобный Иосиф поселил в своей келье и 15 лет ухаживал за ним. В том же Боровском монастыре приняли монашеский постриг братья Преподобного Иосифа – Вассиан и Акакий, а затем и племянники Досифей и Вассиан. После смерти Преподобного Пафнутия Боровского 1 Мая 1477 года и по его завещанию Игуменом Боровского монастыря был избран Преподобный Иосиф, но два года спустя из-за какого-то нестроения Преподобный Иосиф вернулся в Волоколамск и с разрешения Князя Бориса Васильевича Волоцкого неподалеку от города на берегу р. Струги основал новую пустыньку. 6 Июня 1479 года там в присутствии Князя Бориса была заложена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Успенская Пустынь вскоре разрослась в монастырь, где Преподобный Иосиф стал Игуменом.

Мать Преподобного Иосифа Марина ещё в 1460 году постриглась в древнем женском Волоколамском монастыре Священномученика Власия Севастийского, подвизалась там тридцать лет, получила последнее напутствие от своего старшего сына – Успенского Игумена Иосифа, почила и была им погребена в 1490 году. По суждению волоколамского краеведа позапрошлого столетия, возможно, основанному на местном устном предании или на не дошедшем до нас письменном источнике, сам Преподобный Иосиф над могилой Блаженной Схимонахини Марии во Власиевском монастыре возвел деревянный храм или придел во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Волоколамский Власиевский монастырь неоднократно разорялся пожарами и нашествиями, но непременно возобновлялся. В 1638 году Власиевский монастырь был приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю и стал городским подворьем знаменитой обители, очевидно, с той поры обитель стала мужской. В 1693–1696 годах во Власиевском монастыре над могилой Схимонахини Марии стараниями Архимандритов Иосифо-Волоколамского монастыря Николая и Алексия с братией был возведен каменный храм Апостолов Петра и Павла, который стал основным монастырским собором.

Видимо, в судьбе Преподобного Иосифа Волоцкого день памяти Апостолов Петра и Павла имел какое-то особое значение. На это косвенным образом указывает и то, что незадолго до возведения собора во Власиевском монастыре в самом Иосифо-Волокаламском монастыре в 1679–1680 годах над Святыми Вратами был устроен каменный храм Апостолов Петра и Павла.

Власиевский монастырь Волоколамска просуществовал до 1764 года, тогда обитель была упразднена, а соборный монастырский Петропавловский храм стал, по одним сведениям, приходской церковью, а по другим – некоторое время оставался городским подворьем Иосифо-Волоколамского монастыря, но без собственного монастырского статуса.

В 1830 году уже к приходскому храму были пристроены приделы Святого Праведного Алексия человека Божия и Святого Великомученика Георгия Победоносца. В 1886 году приделы были расширены по проекту почитателя древнерусского стиля – архитектора Сергея Ивановича Бородина (р. 1832 – + после 1894 года), уроженца волоколамской деревни Холстниково. Надгробие над могилой Схимонахини Марии (Саниной) было отреставрировано. Обычай же служения ежегодных панихид братии Иосифо-Волоколамского монастыря над могилой Блаженной Схимонахини Марии сохранялся вплоть до закрытия монастыря и Петропавловского храма при советской власти.

Несмотря на пристройки 1830–1880-х годов, Волоколамский храм Апостолов Петра и Павла сохранил каменную основу XVII столетия и главную Святыню храма XIV века – чтимую гробницу Блаженной Схимонахини Марии (Саниной).

Род Волоколамских дворян Саниных и ближайшей к нему родни является уникальным духовно-историческим феноменом Святой Руси. Род целиком посвятил себя монашескому служению, начиная со второго поколения от Александра Сани – от Григория Александровича Санина и его супруги, принявших иночество как Герасим с Ириной, и вплоть до внучатого племянника Преподобного Иосифа (Санина) – Святителя Макария, Митрополита Московского, дал Руси более десятка подвижников и почти с десяток общерусских и местночтимых Святых. Физически по прямой линии Род Саниных пресекся, но он процвел великими и плодоносными духовными лозами, которые принесли богатые плоды по всей Руси, хотя особо проявил себя в её Волоцком Уделе.

Именно поэтому бережное отношение жителей Волоколамской земли и ответственных чиновников современного Волоколамска к своей старине, казалось бы, должно подразумеваться как нечто несомненное и безусловное.

Конечно, храмы XVII века не относятся к такой глубокой древности, но давайте обратимся к исторической статистике сохранившихся объектов той эпохи. Всего в Российской Федерации полностью или частично сохранилось 892 храма постройки XVII столетия. Из них в Москве – 150 церквей, во всем Подмосковье – 116 таких храмов. А вот в древнем Волоколамском районе до наших дней дожили только пять храмов, возведенных в XVII веке. Вот их перечень.

1. Надвратная церковь Апостолов Петра и Павла в Иосифо-Волоколамском монастыре в селе Теряево, создана в 1680-х годах.

2. Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, строился в 1688–1692 годах.

3. Храм Апостолов Петра и Павла над могилой Схимонахини Марии в самом Волоколамске, был выстроен в 1693–1696 годах.

4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске, выстроенный в Варварьинском монастыре 1695 году. В советское время храм оставался действующим.

5. Церковь Апостола Иоанна Богослова в селе Каменки, построенная 1697 году.

Как видим, в самом древнем Волоколамске сохранилось только два храма XVII века!

В советское время Петропавловский храм был обезображен: снесены верхние ярусы шатровой колокольни, храмовый купол и подкупольный барабан, уничтожено надгробие Схимонахини Марии – гробницу просто сравняли с уровнем пола. В храме в разные годы располагались различные предприятия и учреждения, хлебозавод, гараж… Но кирпичная основа XVII века пережила советскую власть, и можно было предполагать, что столь древний храм, памятник архитектуры, в постсоветскую эпоху должен не только сохраняться, но и быть восстановлен в качестве действующей православной церкви. Однако действительность была далека от таких предположений.

Обратимся к некоторым официальным документам, определяющим статус храма Апостолов Петра и Павла, а также свидетельствующим о его недавнем использовании по крайней мере с 2008 года.

«Справка о принадлежности имущества к объектам культурного наследия (памятника истории и культуры)» Министерства культуры Московской области от 18 Сентября 2013 года № 137-20 свидетельствует: «Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693–1696 гг., расположенная по адресу: Московская область, город Волоколамск, ул. Советская, д. 28, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 и пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” является объектом культурного наследия регионального значения».

То есть ещё 15 Марта 2002 года Волоколамский Петропавловский храм правительством Московской области был признан особо сберегаемым культурным объектом.

В «Архивной справке на объект культурного наследия – Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693–1696 гг., расположенный по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Советская», выданной Министерством культуры Московской области от 28 Февраля 2014 года под № 51, сообщается такая интересная информация: «В 1978 г. на памятник был составлен паспорт научного учета». И это было в «дремучем», «совковом» 1978 году!

В письме Министерства культуры России от 18 Августа 2014 года под № 4588-10-04 подтверждается, «что объект “Церковь Апостолов Петра и Павла, 1693-1696 гг.” является объектом культурного наследия регионального значения…»

Всё это касается юридического статуса уникального для Волоколамска церковного памятника XVII века. Как же он использовался до сих пор?

В письме Министерства культуры Московской области от 25 Сентября 2014 года под № 19ТГ-1411/14-07, подписанном заместителем министра Р.М. Васильевым, сообщается:

«20.08.2014 года в результате инспекционного выезда установлено, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии и предположительно находится в пользовании ОАО “Волоколамское ПТП РЖКХ”… Министерством культуры Московской области в администрацию городского поселения Волоколамск направлен запрос о незамедлительном предоставлении информации о собственниках и пользователях церкви Петра и Павла, а также о принятии мер к недопущению сноса и перестройки объекта культурного наследия, а также застройки его территории. После установления собственника/пользователя Министерством культуры Московской области, с согласия прокуратуры Московской области, будет проведена его внеплановая проверка. В случае выявления нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Министерством культуры Московской области будут приняты меры по привлечению виновных лиц к предусмотренной законом ответственности».

В письме от Главного управления социальных коммуникаций Московской области от 28 Августа 2014 года под № 33 ГТ-448 свидетельствуется:

«Церковь Апостолов Петра и Павла, находящаяся по адресу г. Волоколамск, ул. Советская, д. 28, внесена в уставный капитал ОАО “Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства” на основании решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области. …Указанная церковь включена в “Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории Московской области”, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 г. № 84/9…»

Чем же занимается ОАО “Волоколамское ПТП РЖКХ”, в уставной капитал которого, включен уникальный православный храм XVII века?

Председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Валерьевич Соседов на своей страничке в Фейсбуке 29 Сентября текущего года написал об этом так:

«Если вы думаете, что времена, когда храмы превращали в фабрики и склады прошли, то поезжайте в Волоколамск и убедитесь в обратном. Волоколамские депутаты превратили храм XVII века в столярный цех. Древняя святыня разрушается, а районные власти не намерены ни реставрировать памятник архитектуры, ни возвращать его Церкви. Речь идет о храме Апостолов Петра и Павла, памятнике архитектуры регионального значения, построенном в 1693–96 гг. на месте Власьевского монастыря Волоколамска, существовавшего с XII века. Здание храма (ул. Советская, д. 28) было внесено в уставный капитал ОАО “Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства” на основании решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района в 2008 году. Генеральным директором указанного ОАО (преобразованного из муниципального предприятия) является председатель Совета депутатов Волоколамского муниципального района Шаргаева Татьяна Николаевна. В храме было размещено столярное производство с мощными станками, вибрация которых разрушает здание. Кроме того, грубо нарушаются и другие требования законодательства об охране объектов культурного наследия – по мнению Минкультуры Московской области, памятник находится в неудовлетворительном состоянии. По имеющейся информации, в 2007 году сотрудниками муниципального предприятия при проведении работ для укрепления полов под станки была самовольно вскрыта, а затем залита бетоном могила схимонахини Марии, матери выдающегося церковного и общественного деятеля рубежа XV–XVI веков, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, Преподобного Иосифа Волоцкого. В 2015 году будет отмечаться 500-летие со дня кончины Преподобного, однако волоколамские власти не спешат выселять цех из храма, передавать его Церкви и реставрировать. На обращения общественности и представителей Церкви с просьбами разрешить эту вопиющую ситуацию глава Волоколамского муниципального района Евгений Гаврилов заявил о необходимости “комплексного подхода к данной проблеме”, а также о том, что “нельзя допускать непродуманности и поспешности”. Вместо вывода цеха из храма и научной реставрации уникального памятника Евгений Гаврилов лишь предложил “привести в элементарный порядок фасад церкви”. Татьяна Шаргаева с этим согласилась, сказав, что ПТП готово это сделать. Необходимо отметить, что в аналогичном положении находится и комплекс церкви Воздвижения Креста Господня (улица Соборная, 22), расположенный на месте летописного Крестовоздвиженского монастыря, самого древнего в Волоколамске – основанного в XII в. Князем Ярославом Мстиславичем. Церковь и прилегающая территория ранее были заняты мебельной фабрикой, а в настоящее время приватизированы как “литейный цех” и используются в качестве склада. Московское областное отделение ВООПИиК считает недопустимым подобное отношение к памятникам истории и культуры и объектам религиозного назначения в древнейшем городе Московской области. Исторический Волоколамск уже понес невосполнимые утраты как во время Великой Отечественной войны, так и в послевоенные, а особенно – в последние годы. Содержать в таком состоянии памятники церковного зодчества в самом центре старинного города непозволительно. Мы призываем муниципальные и областные власти принять все необходимые меры для скорейшей передачи Петропавловского и Крестовоздвиженского храмов Русской Православной Церкви, их научной реставрации и восстановления».

От себя напомним, что именно в Волоколамском Крестовоздвиженском монастыре первоначальное духовное образование получил будущий великий Святой – Преподобный Иосиф Волоцкий.

Надо сказать, что глава Волоцкого района Е.В. Гаврилов – новый человек в местной администрации: первым заместителем главы района он стал в Декабре 2013 года, возглавил район только в Апреле. И, как всякий «варяг», он должен проявлять «чудеса» дипломатии, чтобы, с одной стороны, сохранять практические отношения с существующей местной «элитой», и с другой стороны, отвечать новым требования современности. И хотя упреки в его адрес со стороны Е.В.Соседова могут быть справедливы, но необходимо учитывать и такой фактор: новый человек на «старом» месте не может заниматься только реформаторской ломкой годами сложившихся административных и производственных отношений, так он может посеять хаос и смуту. Совсем недавняя история России дает нам множество отрицательных примеров подобных «решительных» действий.

Музейная культура современного Волоколамска сейчас претерпевает бурное развитие. И такое культурное и духовное возрождение России на Волоколамской земле должно всё больше и больше доходить до чиновников Волоколамска и Волоколамского района.

Слава Богу, администрация Волоколамска под давлением Священноначалия Московской Епархии в лице Митрополита Ювеналия, Правительства Московской области и православной общественности приняла разумное решение и к 21 Октября нынешнего года ликвидировала деревообрабатывающий цех в стенах Петропавловского храма Волоколамска, станки были демонтированы и вывезены. Есть надежда, что уже в ближайшее время в храме начнутся молебны и возобновится регулярное Богослужение. И нам можно было бы обойтись без данного критического материала.

Но в путях деятельного покаяния полноценная масштабная реставрация древней Волоколамской Святыни потребует очень больших долговременных усилий и весьма значительных материальных средств. И мы надеемся, что грядущее 500-летие блаженной кончины Преподобного Иосифа Волоколамского подвигнет не только жителей Волоколамска, Волоколамского района, Москвы и Подмосковья, но множество православных по всей России сделать свой посильный вклад в дело возрождения этой Святыни. Мы полагаем, что православной общественности, просто неравнодушным людям под эгидой Священноначалия Волоколамской земли необходимо создать фонд для возрождения великой Святыни, оповестить православных о всероссийском сборе средств для реставрации церкви.

Вместе с тем мы надеемся, что и сотрудники администрации Волоколамского района уже на поприще собственного покаяния примут непосредственное участие и в возрождении Петропавловского собора Волоколамска, и в восстановлении храма бывшего Крестовоздвиженского монастыря.

Преподобный Отче Иосифе, моли Бога о всех нас!

Филипп Грилль,
Леонид Болотин
Просмотров: 2635
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова