Призываю Божие Благословение на строителей храма
в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная» на
Красной площади в Москве, как главного шага к воскрешению
Державы Российской, память ваша будет из рода в род!
Митрофорный Протоиерей Алексий Аверьянов.
11 августа 2013 года.
Рождество Николая Чудотворца
Президенту России В.В. Путину
от руководителя Русского
Культурно-Просветительного
Фонда имени Святого Василия Великого
В.В. Бойко-Великого
Уважаемый Владимир Владимирович!
В день открытия выставки в Манеже, посвященной 400-летию дома Романовых, 4 ноября 2013 года, я
Надеюсь, что создание этого храма станет одной из тех духовных скреп, о которых вы говорили и которые соединяют 12 веков существования Русского государства.
Более подробно наши предложения изложены в пояснительной записке к эскизному проекту храма в честь иконы Божией Матери «Державная».
С уважением,
Руководитель Русского Культурно-Просветительного
Фонда имени Святого Василия Великого В.В. Бойко-Великий.
Пояснительная записка к проекту храма в честь иконы Божией Матери «Державная»
Красная площадь Москвы в XX веке стала главной площадью России. В предыдущие века она несколько уступала Соборной площади Кремля, где проходили важнейшие мероприятия страны: коронации Государей, смотры гвардии, однако, за пределами Кремля она была главнейшей. С Лобного места на Красной площади зачитывались Царские указы. По Красной площади во все века проходили крестные ходы во главе с архиереями, которые с Лобного места обращались с пастырским словом к народу. По Красной площади шло торжественное шествие вербного воскресенья, когда на осляти, ведомом самим Царем, сидел Патриарх, въезжавший в Спасские ворота Кремля, подобно тому как Христос въезжал в Иерусалим. Красная площадь во все века была и торговой, в память об этом ее и сейчас украшают Верхние и Средние торговые ряды, отстроенные в начале 1890-х. Красная площадь отмечена замечательными архитектурными памятниками, являющимися символами России. Это и стены древнего Кремля со Спасской и Никольской башнями, одними из главных проездных башен в Кремль, Сенатской башней. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по повелению Царя в честь взятия Казани и присоединения к России Казанского царства, за которым последовали присоединение Астраханского и Сибирского царств. У входа на Красную площадь находится храм Казанской иконы Божией матери. Красная площадь входит в состав Китай-города, который фактически является продолжением Кремля – сердца России.
До XX века основные военные парады и смотры проходили и на Соборной площади Кремля, и на Красной площади, и на Марсовом поле, и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
В ХХ веке именно Красная площадь стала площадью главных торжественных парадов и демонстраций. В ноябре 1941 года именно по ней торжественным маршем прошли защитники Москвы, направлявшиеся прямо на фронт, и именно здесь в июле 1945 года состоялся парад в честь Победы над фашистской Германией. Традиционно по Красной площади в годовщины великой Победы торжественным парадом проходят наши вооруженные силы – гордость России.
Весь Кремль и Китай-город заполнены зданиями традиционно русской архитектуры, начиная с древнейших соборов, построенных еще в XIV-XV веках и заканчивая зданиями в русском (неорусском) стиле XIX-XX веков: таковы Исторический музей, Верхние и Средние торговые ряды и другие здания.
В конце XX века был воссоздан прежде разрушенный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный на месте сражения за освобождение Москвы от иноземцев, состоявшегося 22 октября (4 ноября) 1612 год и завершившегося исторической победой второго ополчения Минина и Пожарского, духовной святыней которого была чудотворная Казанская Икона Божией Матери. Восстановлены расположенные у входа на Красную площадь Иверские ворота и часовня, посвященные Иверской иконе Божией Матери (Вратарнице).
Полностью выбивается из архитектурного ансамбля Красной площади как художественно, так и идеологически так называемый мавзолей ленина. Он построен в 1924-30 годах в стиле зиккуратов языческой Месопотамии или языческих ступенчатых египетских пирамид. В настоящее время его даже нельзя в полной мере назвать могильным захоронением: мавзолей является действующей лабораторией, в которой ставятся эксперименты по сохранению тела ленина. Раз в полтора года его останки извлекаются и вывозятся для химической обработки в специализированном НИИ, определенные манипуляции с останками производятся и внутри здания, которое поэтому не является традиционным мавзолеем, то есть местом захоронения, упокоения, принятым в известных мусульманской, буддистской, древнеегипетской и других культурах, а являет собой некий символ языческого черного шаманизма.
С падением богоборческой коммунистической идеологии в 1991 году руководители Российского государства: президент, премьер-министр, члены правительства демонстративно перестали использовать трибуну мавзолея для принятия парадов российских войск и приветствия народных демонстраций, тем самым подчеркивая отказ от коммунистической идеологии. Однако какой-либо иной трибуны на Красной площади за прошедшие 23 года не появилось, президент, премьер-министр и другие руководители России приветствуют войска, стоя на невысоких возвышениях вблизи мавзолея и находясь между символом коммунистической неоязыческой идеологии, коим является мавзолей, и традиционными русскими православными храмами и часовнями.
Мавзолей ленина, в коммунистические времена фактически являвшийся символом богоборческой «антирелигии», в настоящее время уже не является местом поклонения или даже повышенного внимания, как это было в 1960-80-х годах, когда здесь проходила торжественная смена кремлевского караула. Сейчас это красивое действо проходит у могилы Неизвестного солдата. Мавзолей ленина в наши дни является для приезжающих в Москву туристов неким архитектурным и культурным курьезом, кунсткамерой, вызывает лишь нездоровый интерес и создает совершенно неправильное представление о русском народе как о народе, сочетающем традиции и приверженность странным коммунистическим культам. Совершенно очевидно, что в самое ближайшее время эта двойственность должна быть и будет устранена, а останки ленина будут перезахоронены. Перезахоронение останков ленина не должно быть произведено в православном храме, так как он и его близкие публично отвергали Бога. Перезахоронение останков В.Ульянова после кремации (которую он предпочитал) может быть совершено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, где захоронена его мать. Однако даже после перезахоронения и освобождения от останков и лаборатории мавзолей не потеряет своего богоборческого, античеловеческого символического значения, заложенного в него при проектировании и строительстве.
Сегодня, в дни, когда Россия обретает свои исторические корни, ищет духовные основания и скрепы для возрождения крепкого и могучего централизованного государства, объединения с другими государствами, где живут русские люди, фактически, восстановления целостности Великой России, как никогда важно восстановить символическое значение главной площади страны, полностью отказавшись от богоборческой идеологии, самой по себе не принесшей России никаких успехов в XX веке, когда всеми успехами наша страна была обязана лишь приверженностью своих граждан традиционным ценностям, любовью к Родине и верностью ей.
Шагом к символическому воскрешению России стало открытие на Спасской и Никольских башнях Кремля замурованных и считавшихся утраченными икон Спасителя и Святителя Николая Чудотворца. Открытие этих икон, воссоздание икон над входами в Верхние торговые ряды буквально преобразило площадь. Полное восстановление символического единства ансамбля Красной площади необходимо ради светлого будущего России.
Предлагается построить на месте мавзолея православный храм в честь «Державной» иконы Божией Матери.
Эта икона была обретена в день свержения Императора Николая II с прародительского престола, 2 марта 1917 года (по нынешнему стилю – 15 марта). Обретена она была чудесным образом в селе Коломенском, в Царском храме Воскресения Христова, построенном в честь рождения в 1530 году сына Великого Князя Василия Иоанновича, будущего первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Крестьянка из слободы Перерва Евдокия Адрианова в феврале 1917 года несколько раз видела во сне белый Вознесенский храм и Божию Матерь, указывавшую ей на то, что должно найти в селе Коломенском большую черную икону, «сделать красной» и начать молиться пред ней.
Настоятель Вознесенского храма, к которому обратилась крестьянка, действительно обнаружил в подклете виденную Евдокией во сне икону, на которой Пресвятая Богородица была изображена восседающей на Царском троне, в Царской короне, с Царскими скипетром и державой в руках. В самое ближайшее время после обретения народное почитание этой иконы распространилось по окружающим селам, а затем в Москве, было написано множество списков, при участии святого Патриарха Тихона были составлены акафист и служба этой иконе. Русский православный народ воспринял чудесное обретение этой иконы как символ того, что сама Божия Матерь после незаконного свержения Государя Императора с прародительского престола явилась покровительницей России и приняла в Свои руки Царские регалии и Царское служение.
Празднование в честь «Державной» иконы Божией матери совершается 15 марта (по новому стилю). В 1990-м году икона торжественно вернулась в село Коломенское, к месту обретения. Как было выяснено, в свое время эта икона являлась частью иконостаса Вознесенского храма Вознесенского женского монастыря Московского Кремля, откуда впоследствии была перенесена в Вознесенский храм Царской вотчины в Коломенском. Этот образ является мощным духовным символом передачи преемственности от древней Великой России к России нынешней, поэтому имеет глубокий смысл то, что именно в честь «Державной» иконы Божией Матери должен стоять храм у стен Кремля, на Красной площади, в сердце столицы России, рядом с местом, где ранее располагался Вознесенский женский монастырь.
Предложенный проект по строительству храма соответствует канонам Русской Православной Церкви, имеет трехшатровое завершение, символизирующее Святую Троицу. На западном шатровом завершении устроена колокольня. По своим очертаниям шатровые завершения перекликаются с таким же шатровым завершением Храма Вознесения Христова в селе Коломенском, где была обретена эта икона, и шатровыми завершениями и Собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм по православной традиции обращен алтарем на восток, поэтому расположен под небольшим углом к Кремлевской стене. Храм расположен на стилобате и окружен галереей, которая может служить трибуной для руководителей Российского государства: президента, премьер-министра, членов правительства, в то время, когда они принимают парады войск либо приветствуют торжественные мероприятия, проходящие на Красной площади.
Проходить в храм и на галерею вокруг него члены правительства смогут по существующему подземному ходу из Кремля, поднимаясь по лестнице в притвор храма, а затем либо по галерее, либо через храм подходя к трибуне.
Строительство православного храма на месте мавзолея станет значимым свидетельством полного отказа от богоборческой идеологии, возврата к христианским ценностям, принятым и признающимся большинством народов мира, и фактически на протяжении тысячелетия и поныне являющимся господствующей идеологией в России, на Украине, в Белоруссии, то есть на территории государств русского народа: великорусского, малороссийского, белорусского.
За десятилетия богоборчества исторический облик Кремля значительно изменился. В 1929 году были разрушены древние Вознесенский и Чудов монастырь, располагавшиеся на территории Кремля неподалеку от Спасской башни, то есть фактически рядом с проектируемым храмом в честь иконы Божией Матери «Державная». Восстановить их в настоящее время не представляется возможным, однако в цокольном этаже проектируемого комплекса можно разместить храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и разместить в этом храме реликвии, сохранившиеся от этих монастырей, а в притворе этого храма разместить фотографии, картины, касающиеся истории этих монастырей. Это станет символом возрождения поруганных святынь, символом обновления тысячелетних духовных скреп нашего российского общества. [Проект был направлен Президенту России В.В. Путину в апреле 2014 года и передан лично в руки В.В. Бойко-Великим Премьер-Министру России Д.А. Медведеву 10 июня 2014 года. А 31 июля Владимир Путин объявил о начале подготовки к восстановлению Вознесенского женского и Чудова мужского монастырей.]
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» спроектирован в неорусском архитектурном стиле, по своим размерам он заметно меньше собора Покрова Пресвятой Богородицы (собора Василия Блаженного) и, хотя и перекликается, но не конкурирует с ним по своим архитектурным решениям, оставляя его главным храмом Красной площади и архитектурным символом России. По своей архитектуре храм в честь «Державной» иконы Божией Матери перекликается и с расположенным неподалеку Историческим музеем, также построенном в русском стиле. Так же, как и Исторический музей, храм должен быть построен из красного кирпича, кровля должна быть выполнена из металла, что подчеркнет архитектурное единство этой части Красной площади. Золото, покрывающее металлическую кровлю храма, символизирует Верховную державную власть.
При проектировании храма учитывались главные архитектурные доминанты Красной площади: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного), Спасская и Никольская башни Кремля с надвратными храмами, Исторический музей. Вершина храма в честь иконы Божией Матери «Державная» расположена ниже всех этих четырех зданий, но выше вершины Сенатской башни Кремля (не проездной и не имеющей поэтому надвратного храма), храма в честь Казанской иконы Божией Матери, Верхних и Средних Торговых рядов.
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» в точности занимает место мавзолея и не затрагивает каких-либо захоронений, расположенных вблизи него.
Храм рассчитан примерно на 800 человек.