Московскiя Въдомости
16+

Расколотое сердце "Страны души"

22 Августа 2014, 22:59 # / Статьи / 15708.html

24 августа в Республике Абхазия состоятся Президентские выборы. О непростой ситуации в этом «полупризнанном государстве», средоточии многих православных святынь рассуждает специалист по российско-абхазским отношениям, религиозный и политический публицист Михаил Тюренков.

В Абхазии очень любят легенду о том, как Бог раздавал народам их земли. Пришли все, опоздал лишь абхаз. На что Творец сказал, что для абхазов земли не осталось. Опоздавший же ответил, что у него уважительная причина: он принимал гостей. И тогда Бог отдал ему ту землю, которую оставил для Себя.

Понятно, что вместо «абхаза» в этом красивом предании мог появиться кто угодно. Однако, когда пересекаешь российско-абхазскую границу и вскоре после этого въезжаешь на горный серпантин, где по левую руку возвышается седой Кавказ, а по правую – плещутся волны самого синего Черного моря, сразу понимаешь, насколько эта легенда похожа на быль.

Наверное, за прошедшие с момента признания Россией независимости Республики Абхазия 6 лет можно было бы сделать куда больше для того, чтобы сотни тысяч российских туристов навсегда позабыли о той же Турции. Но увы, здесь, на довольно узкой 200-километровой приморской полосе, именуемой самими абхазами «Апсны» – «Страна души» – еще слишком много болевых точек, не позволяющих ей составить конкуренцию курортам дальнего зарубежья, да и тому же Крыму. Многие из этих «болячек» порождены еще периодом кровопролитной войны с Грузией 1992-1993 годов, от которой Абхазия до сих пор не оправилась в полной мере. Однако некоторые появились в последние годы. Конечно, их можно назвать «болезнями роста», но оттого, как говорится, не легче. И на одной из них, на мой взгляд, самой главной, хотя и недостаточно освещенной, стоит остановиться подробнее.

***

Новый Афон. Пожалуй, одно из самых известных мест Абхазии. Наряду с Пицундой и Гагрой, ставшими настоящими символами ностальгии по советской курортной роскоши. В Новом Афоне море ничуть не менее теплое, а солнце – яркое, но гости Абхазии сюда едут чаще совсем не за этим. В советское время это были многотысячные толпы людей, мечтавших повидать Новоафонскую пещеру с ее огромными каменными залами, испещренными поистине космическими по своей загадочности и красоте сталактитами и сталагмитами. Посещая это чудо природы, все видели монастырь на горе, который, понятное дело, уже много лет не действовал, а в монашеских кельях жили обычные люди. И лишь немногие догадывались, насколько важным это место является для всей Абхазии.

В конце XIX века Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь был построен при личном участии императора Александра III. По сути, монастырь, возведенный на земле, где, согласно одной из исторических версий, был погребен святой апостол Симон Кананит, стал одним из главных духовных центров всего Кавказа и вместе с этим – культурным и просветительским сердцем всей Абхазии.

Но увы, абхазская церковная история ничуть не менее трагическая, чем светская. Так получилось, что обретение этой республикой политической самостоятельности не только не решило проблем Православной Церкви, накопившихся в трагическом XX веке, но отчасти даже усугубило их. Грузино-абхазская война, именуемая здесь «Отечественной», принесла немало горя народу Абхазии. Были в значительной степени разрушены экономика и инфраструктура республики, подорваны ее культурная и образовательная жизнь, разграблен уникальный республиканский архив. Но церковная жизнь, несмотря на то, что грузинское духовенство окормляло только одну сторону конфликта и в итоге по очевидным причинам покинуло Абхазию, не остановилась.

Вопрос о каноническом статусе Абхазии до сих пор окончательно не урегулирован, но это не помешало отцу Виссариону Аплиаа, одному из первых клириков-абхазов, рукоположенных в священный сан еще в советское время, наладить православную жизнь этой маленькой и на той момент еще никем не признанной республики. Именно благодаря отцу Виссариону за последние два десятилетия восстановлены многие древние абхазские храмы, где сегодня служат более полутора десятков священников.

Однако на этом фоне в Абхазии не удалось избежать крайне неприятного религиозно-общественного конфликта. Двое представителей молодого абхазского духовенства, являющиеся клириками Русской Православной Церкви, но три года тому назад фактически разорвавшие с ней, захватили Ново-Афонский монастырь, к слову, ежегодно приносящий очень неплохой доход, и объявили себя некой «Священной митрополией Абхазии» (то есть, по сути, создали собственную секту). Несмотря на изданное Московской Патриархией запрещение их в священнослужении, они вот уже четвертый год банально обманывают десятки тысяч верующих, ежегодно посещающих Новый Афон, делая вид, что совершают православные богослужения, таинства и обряды.

Зачинщик раскола - ныне запрещенный в служении иеромонах Дорофей (Дбар) и один из лидеров абхазской оппозиции Якуб Лакоба в день создания т.н. "Священной митрополии Абхазии". 15 мая 2011 года.

Не углубляясь в богословские тонкости, отмечу одно: с канонической точки зрения, то тягчайшее церковное преступление, которое сегодня совершается в Ново-Афонском монастыре, можно назвать лишь одним словом: «Беззаконие». А люди, искренне считающие, что крестят там своего ребенка или же совершают таинство брака (венчание) – глубоко заблуждаются. Ведь по строгости православных канонов, незаконно совершаемые богослужебные действия не только не действительны, но и могут крайне пагубно сказаться как на духовном, так и на физическом состоянии человека.

Увы, группу учинивших раскол людей, которые отлично понимают, на что идут, это нисколько не смущает. Напротив, они «на голубом глазу» уверяют, что ни их собратья по священству в Абхазии, ни Патриархи или епископы тех Церквей, где сами они получили священный сан, им – не указ, ведь они якобы давно заручились поддержкой своих действий со стороны Константинопольского Патриарха, который будто бы пообещал поддержать все их действия по созданию собственной Церкви. Разумеется, все это – ложь, которую уже неоднократно опровергали официальные церковные власти, а потому все заявления новоафонских раскольников сопровождаются откровенно популистскими действиями и национально-патриотической риторикой, порой доходящей до оскорблений в адрес Русской Православной Церкви и даже антироссийских высказываний.

На сегодняшний день один из инициаторов раскола – иеромонах Андрей (Ампар) – уже разочаровался в своем священническом и монашеском служении и вовсе оставил церковную деятельность. Однако другой – главный идеолог и организатор так называемой «Священной митрополии» иеромонах Дорофей (Дбар) при помощи не менее авантюристично настроенного иеродиакона Грузинской Православной Церкви Давида (Сарсании) – продолжает развивать свою бурную религиозно-политическую деятельность. В том числе пытаясь переманить на свою сторону тех людей, которые абсолютно не разбираются в церковных канонах, но полагают, что если у независимой Абхазии вдруг появится своя независимая «Церковь», то это придаст его родной земле более высокий международный статус. Последнее, конечно же, миф, активно подогреваемый новоафонскими раскольниками. К сожалению, прежние абхазские власти в лице недавно ушедшего в отставку экс-президента Александра Анкваба так и не сделали ничего, чтобы вернуть Ново-Афонский монастырь законному духовенству во главе с отцом Виссарионом. Даже несмотря на то, что согласно как букве, так и духу абхазского законодательства, эта обитель принадлежит именно им, а не новоявленным сектантам.

Автор статьи (в центре внизу) в Новом Афоне еще до начала церковного раскола (2005 год). Стоят в центре - ныне покойный Президент Абхазии Сергей Багапш и отец Виссарион Аплиаа. Крайний слева - генерал Сергей Чабан, командир российских миротворцев.

И в результате сегодня епархии Русской Православной Церкви вынуждены регулярно предупреждать своих паломников, отправляющихся в Абхазию, об опасности посещения Ново-Афонского монастыря, а само абхазское общество пребывает в серьезном разобщении, которое не позволяет развивать в республике нормальную церковную жизнь. И именно с этой ситуацией новому президенту Абхазии, которого изберут буквально на днях, придется столкнуться в первые же дни своей работы. У него будет лишь два выхода: избавить Новый Афон от действующей там секты, либо усугубить и без того запутанную ситуацию, отрицательно сказывающуюся в том числе и на российско-абхазских отношениях, не говоря уж о духовной жизни страны и о развитии православного паломничества. Третьего не дано.

Михаил Тюренков
Просмотров: 77753
7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова